Консультация для родителей: "Развивающие игры в жизни дошкольников".
консультация (средняя группа) на тему

Силантьева Любовь Яковлевна

Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир.

Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию через игру. Важно как можно раньше начать формирование и развитие творческих способностей ребёнка.

Для этого нужно как можно раньше окружить ребёнка такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность, перенапряжение и переутомление не будут страшны ребёнку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, но это не исключает, предполагает добрую, умную, ненавязчивую помощь взрослого. Самое  сложное не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам, думать за него.

Развитию  творческих  способностей  и  способствуют  игры нового    типа,     моделирующие    сам     творческий     процесс.  Развивающие    игры    не    должны    быть все доступны детям, их нельзя давать, как простые кубики или лото. Для дальнейшего восприятия игры очень важно,  как взрослый представит игру, покажет её первый раз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: "Развивающие игры в жизни дошкольников".

 Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир.

Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию через игру. Важно как можно раньше начать формирование и развитие творческих способностей ребёнка.

Для этого нужно как можно раньше окружить ребёнка такой обстановкой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность, перенапряжение и переутомление не будут страшны ребёнку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, но это не исключает, предполагает добрую, умную, ненавязчивую помощь взрослого. Самое  сложное не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам, думать за него.

Развитию  творческих  способностей  и  способствуют  игры нового    типа,     моделирующие    сам     творческий     процесс.  Развивающие    игры    не    должны    быть все доступны детям, их нельзя давать, как простые кубики или лото. Для дальнейшего восприятия игры очень важно,  как взрослый представит игру, покажет её первый раз.

Итак, какие существуют детские развивающие игры? Первая игра, доступная малышу - "Рамки и вкладыши Монтессори". Кубики "Сложи Узор",  игра "Сложи квадрат", "Палочки   Кюизенера", "Логические  блоки Дьенеша".

Характерная особенность развивающих игр то,  что ребёнку не объясняется новая игра, способ и порядок решения задач. Знакомство с игрой происходит с помощью сказки, или подражания взрослым.

Знакомство с новой игрой "Сложи квадрат" можно начать со  сказки  про добрую Фею:"У доброй Феи было волшебное зеркало из разноцветных квадратных стеклышек, но злой Тролль его разбил,  и каждое стеклышко разлетелось на несколько кусочков. Фея очень огорчилась. Давай поможем Фее".

Внося коробку с кубиками к игре "Сложи узор", не сразу показывать их детям, а придать игре характер таинственности:  «Посмотри, какая красивая коробочка. Как ты думаешь, что там?" Там кто-то стучит! Откроем? Какие интересные кубики! Они необычные. Осторожно выложить кубики на стол так, чтобы получился узор. Это новая, интересная игра, но она трудная. Справишься ли ты?»

Такое представление сразу вызывает желание поиграть, попробовать свои силы, доказать свои возможности.

Если ребёнок не справляется с предложенным заданием, не настаиваем на выполнении его с первого раза. Предложите поменять задание, дать более легкое, может быть уже знакомое или отложите игру на время. Иногда, бывает так, что  последующее задание для ребёнка оказывается легче, чем предыдущее.

Во время выполнения заданий предоставляем ребёнку возможность самостоятельно выбирать способ и находить пути решения поставленной задачи, ничего не объясняя, и ни в коем случае не подсказывая.

Если ребёнок ошибся, не указываем прямо на ошибку, а просто говорим: нет, ты знаешь, по-моему, здесь не всё  верно, посмотри внимательно: ребёнок учится анализировать свою работу, видеть и исправлять свои ошибки самостоятельно и доказывать, что он сделал правильно.

Количество заданий, выполненных за один раз, зависит от их уровня сложности и желания ребёнка.

 Развивающая игра не терпит принуждения, поэтому никогда не заставляйте играть. Для того, чтобы ребёнок мог наглядно увидеть чего он достиг, сравнить с результатами других. Можно сделать для него своеобразный блокнот, где каждой игре соответствует определенный рисунок, Выполнив задание, ребёнок закрашивает определенный участок рисунка. Детям это очень нравится, это поддерживает их интерес.

Особенности развивающих игр:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.

2. Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.

5. Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. 7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и. осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.

9. Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.

10. Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

11. Играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения: от простого к сложному  - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно.

Эти игры развивают в детях внимание, память, умение находить закономерности, ошибки, классифицировать материал; способность предвидеть результаты своих действий.

"Поиграй со мной!" Как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся.

Развитие игры ребёнка осуществляется при активном участии взрослого. Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребёнка, чтобы он играл тогда, когда окружен множеством игрушек: он не знает, как ими действовать!

Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием. Но не следует все время занимать малыша: действия  взрослого не должны подавлять детскую активность  иначе ребёнок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.   

Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка.  С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Если он смел и  уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать инициативу.

Игра - своеобразная  школа чувств ребёнка. Взятая роль захватывает его, воздействует на чувства, вживаясь в роль  он соответственно и ведет себя: проявляет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т.д.

Игра должна будить в ребёнке добрые чувства. Только в этом случае ока оказывает благотворное влияние.

Принимая участие в детских играх, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на  формирование детских интересов, направлять деятельность ребёнка разумно, целеустремленно.  Совместные игры взрослого и ребёнка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признания ребёнком их авторитета.  

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми:  это школа сотрудничества, в которой  он учится и радоваться успехам других, и стойко переносить свои неудачи.

Радость, доставленная ребёнку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь!

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Подвижные игры в жизни дошкольника"

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возр...

Консультация для воспитателей "Роль игры в жизни дошкольников"

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»...

Консультация для родителей «Значение игры в жизни дошкольника»

консультация для родителей на тему "Значение игры в жизни дошкольника"...

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры в жизни дошкольников»

Консультация для воспитателей «Театрализованные игрыв жизни дошкольников»...

Консультация на тему "Роль игры в жизни дошкольников"

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....