Главные вкладки

    Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
    проект (средняя группа) на тему

    Кувакина Эльвира Александровна

    Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. Задачи: 1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку. 2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру. 3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. 4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие Вид проекта: групповой, познавательный. Продолжительность: 8 месяцев Участники: дети средней группы Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие. АКТУАЛЬНОСТЬ «Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости». В.А.Сухомлинский В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, спра-ведливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому счи-таю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать ма-лышу нравственную суть каждого поступка. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре спо-собствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способ-ной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу. Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нрав-ственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что не все дети уме-ют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждеб-ности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуа-ции. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям. В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» ле-жит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет глав-ную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «со-действию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельно-сти. К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт ска-зочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяго-тение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, ве-ками испытанных художественных образов». На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий: • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий. • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать пе-реводу наглядных образов в обобщенные нравственные представле-ния у детей. • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми до-школьного возраста реализуется в процессе ролевой игры. При разработке педагогического проекта учитывались: 1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образова-ния; 2) необходимость практической направленности образовательного процес-са; 3) интегративный подход к отбору и организации содержания образова-ния. 4) возрастные особенности детей дошкольного возраста. Проектная часть Информация о проекте Содержание 1 Название проекта- Творческий: «Роль сказки в нравственном раз-витии детей» 2 Проблема - Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС? Для детей: Чему учит сказка? 3 Автор - Кувакина Эльвира Александровна 4 Участники - Воспитатель, Дошкольники, Родители 5 Тип - Групповой, краткосрочный 6 Интеграция образовательных областей Основная общеобразовательная область: Чтение художественной литературы Сопутствующие образовательные области: Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация 7 Направление деятельности по проекту - Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная 8 Цель: Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада. 9 Задачи развития детей в проекте • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, дружба - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречево-го развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию об-разного строя и навыков связной речи. • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения. • Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. • Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общи-тельность, дружелюбие. 10 Формы работы с детьми: • чтение • обсуждение • решение проблемных ситуаций • моделирование • речевая ситуация • этические беседы • диалог • слушание сказок • инсценировка 11 Краткое содержание проекта 1 этап: Информационно – аналитический • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий. • анкетирование родителей. • подбор литературного материала • подбор дидактического и методического оснащения проекта 2 этап: Прогностично – проектировочный • проектирование взаимодействия воспита-теля с родителями; • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; • разработка плана занимательной деятель-ности на сроки реализации проекта. 3 этап: Организационно – исполнительный • чтение сказок, прослушивание аудиозапи-сей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним. • мероприятия с родителями, папки для ро-дителей по реализации проекта 4 этап: Контрольно - диагностический • итоговая диагностика компонентов нрав-ственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом 5 этап: Обобщающий • рефлексия участников проекта; • отчет о реализации проекта; • оформление полученного материала по проекту, монтаж; • инсценировка сказки для детей. 12 Место проведения МБДОУ «Детский сад №269» 13 Сроки проведения сентябрь 2014 года – февраль 2015 года 14 Возраст детей 4-5 лет 15 Ожидаемые результаты: • Формирование основы нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе. • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. • Осознанная позиция родителей в приобще-нии детей к русской народной сказке. 16 Практическая значимость проекта В результате работы дети могут: • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; • инсценировать сказки; • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев; • «настраиваться» на чтение сказки; участвовать в совместном обсуждении; • рассказывать по иллюстрациям; • выражать восприятие текста во внешнем дей-ствии. В результате работы родители: • активные участники мероприятий группы; • создание альбома «Любимые сказки» • создание мини-музея «Курочка Ряба» Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошколь-ника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах; рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Литература 1. В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспи-танию дошкольников». М.: Владос.2010 2. Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44 3. Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19 4. Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание до-школьников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14. 5. Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное до-школьное образование. 2011. №6. С.82 6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для заня-тий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет).  М.: Баласс, 2012.  96 с. 7. О.Л. Щукина «Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников» 8. Петракова Т.И. «Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997 9. Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родите-лей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16. 10. Реферат: «Выявление роли сказки в формировании личностных черт» 11. «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педаго-гов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000 12. Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей»

    по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

    Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку.

    Задачи:

    1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

    2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

    3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.

    4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие

    Вид проекта: групповой, познавательный.

    Продолжительность: 8 месяцев

    Участники: дети средней группы

    Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие.

    АКТУАЛЬНОСТЬ

     «Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».

    В.А.Сухомлинский

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

    В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре способствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу.

    Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность

    Наблюдая за детьми своей группы, я  заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

    Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям.

    В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» лежит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

    К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов».

    На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:

    • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
    • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.
    • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.

    При разработке педагогического проекта  учитывались:

    1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;

    2) необходимость практической направленности образовательного процесса;

    3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

    4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.

    Проектная часть

    Информация

    о проекте

    Содержание

    1

    Название проекта

    Творческий: «Роль сказки в нравственном развитии детей»

    2

    Проблема

    Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС?

    Для детей: Чему учит сказка?

    3

    Автор

    Кувакина Эльвира Александровна

    4

    Участники

    Воспитатель

    Дошкольники

    Родители

    5

    Тип

    Групповой, краткосрочный

    6

    Интеграция образовательных областей

    Основная общеобразовательная область:

    Чтение художественной литературы

    Сопутствующие образовательные области:

    Познание

    Коммуникация

    Художественное творчество

    Социализация

    7

    Направление деятельности по проекту

    Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

    8

    Цель:

    Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку

    Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

    Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

    9

    Задачи развития детей в проекте

    • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
    • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, дружба - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
    • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
    • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
    • Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
    • 2. Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

    10

    Формы работы с детьми

    • чтение
    • обсуждение
    • решение проблемных ситуаций
    • моделирование
    • речевая ситуация
    • этические беседы
    • диалог
    • слушание сказок
    • инсценировка

    11

    Краткое содержание проекта

    1 этап: Информационно – аналитический

    • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий.
    • анкетирование родителей.
    • подбор литературного материала
    • подбор дидактического и методического оснащения проекта

    2 этап: Прогностично – проектировочный

    • проектирование взаимодействия воспитателя с родителями;
    • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
    • разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.

    3 этап: Организационно – исполнительный

    • чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.
    • мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта
    1. этап: Контрольно - диагностический
    • итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом

    5 этап: Обобщающий

    • рефлексия участников проекта;
    • отчет о реализации проекта;
    • оформление полученного материала по проекту, монтаж;
    • инсценировка сказки для детей.

    12

    Место проведения

    МБДОУ «Детский сад №269»

    13

    Сроки проведения

    сентябрь 2014 года – февраль 2015 года

    14

    Возраст детей

    4-5 лет

    15

    Ожидаемые результаты

    • Формирование основы нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
    • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
    • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.

    16

    Практическая значимость проекта

    В результате работы дети могут:

    • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;
    • инсценировать сказки;
    • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
    • «настраиваться» на чтение сказки;

          участвовать в совместном обсуждении;

    • рассказывать по иллюстрациям;
    • выражать восприятие текста во внешнем действии.

    В результате работы родители:

    • активные участники мероприятий группы;
    • создание альбома «Любимые сказки»
    • создание мини-музея «Курочка Ряба»

    Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.

    Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей.

     РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

    Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах;  рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

    Литература

    1. В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». М.: Владос.2010
    2. Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44
    3. Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
    4. Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
    5. Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное дошкольное образование.  2011.  №6. С.82
    6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет).  М.: Баласс, 2012.  96 с.
    7. О.Л. Щукина « Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников»
    8. Петракова Т.И. « Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997
    9. Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родителей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
    10. Реферат: « Выявление роли сказки в формировании личностных черт»
    11. «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000
    12. Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004



    План занимательной деятельности

    Месяц

    Сказки

    Задачи

    Совместная деятельность с педагогом

    Самостоятельная деятельность

    детей

    Взаимодействие сродителями

    ООД

    Образовательная деятельность в режимных моментах

     сентябрь

    «Теремок»

    • Приобщать детей к истокам народной культуры
    • Учить передавать свое отношение к поступкам героев
    • Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность
    • Воспитывать любовь к народным сказкам

    • рассказывание
    • чтение
    • анализ сказки по иллюстрациям
    • творческие задания
    • моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом
    • разыгрывание отрывков сказок.
    • Этические беседы на основе сказок
    • рассказывание сказки от другого героя
    • совместное рассказывание
    • работа со схемой сказки.
    • выставка в книжном центре
    • выставка рисунков «Мы любим сказки!»
    • игры «Угадай, о чем

    книга?», «Закончи сказку», «Из какой я сказки?», пазлы «Любимые сказки», «Расскажи сказку»

    • изготовление атрибутов к сказкам
    • просмотр мультфильма
    • рассматривание иллюстраций к сказке
    • обыгрывание сюжета сказки с помощью настольного театра
    • самостоятельное разыгрывание небольших сюжетов сказок.
    • Продуктивная деятельность на тему «Помогаем героям сказок»

    • беседы о прочитанных сказках
    • чтение сказок
    • прослушивание сказок в аудиозаписи
    • просмотр мультфильмов по сказкам
    • Совместная с детьми выставка рисунков «Мы любим сказки»
    • создание альбома «Наши любимые сказки»
    • создание мини-музея «Курочка Ряба»
    • круглый стол «Что за прелесть эти сказки!»
    • создание библиотечки для родителей «что можно почитать детям»

    Октябрь-ноябрь

    «Заюшкина избушка»

    декабрь

    «Зимовье зверей»

    Январь-февраль

    «Бычок-смоляной бочок»; «Лисичка- Патрикеевна»

     март

    «Гуси-лебеди»

                             

    апрель

    «Крошечка-Хаврошечка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

       Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

    Консультация по теме: «Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»

    Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...

    Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

    Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

    "Духовно-нравственное развитие детей, через приобщение к истории Красноярского края на основе казачества"

    Главной задачей этих мероприятий с детьми и родителями является формирование духовно-нравственных семейных ценностей, воспитание чувства патриотизма и уважения к своей нации...