Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку
учебно-методический материал по развитию речи

Медведева Гузелия Рашидовна

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования  воспитателя  Медведевой Г.Р.

  на 2020-2023  учебные года на тему: « Приобщение  дошкольников духовно – нравственным ценностям   через сказку»

 

Введение:

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Пояснительная записка

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности  дошкольников является сказка.  

  Актуальность  состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Цель сказки не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему,  рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

- Использование словесных приемов. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс  осуществить:

1. В ходе организованной образовательной деятельности;

2. в ходе режимных моментов;

3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. при организации самостоятельной детской деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимые условия по организации предметно - пространственной развивающей среды для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Помогать усвоению детьми духоно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

 Ожидаемые результаты у детей:

     - Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

     - Формирование основ нравственности и межличностных, коллективистических  отношений среди детей в группе.

     - Воспитание культуры поведения и трудолюбие.

     - Ответственное отношение за свои дела и поступки.

 Ожидаемые результаты для родителей:

      -   Повышения знаний для обеспечения успешного развития детей;

- Повышение осознанной позиции  чтению и рассказыванию сказок детям.

- Получение знаний о роли сказок  духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания в семье:

-  Укрепление связей между детским садом и семьей.

Теоретический этап:

   ● Выстроить работу по нравственному воспитанию, опираясь на следующую литературу и документы:

​  - Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г., № 1155)

 -  Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, 2021), которая реализуется в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

 - «Истоковедение. Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте » (Под редакцией И.А Кузьмин. Издательский дом « Истоки» Л.П. Сильвестрова). Москва 2012.

​  -Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста».

​  - «Сказкатерапия в ДОУ и  семье» Методическое пособие, под редакцией Микляевой Н.В., Толстиковой С.Н.,Целикина Н.П. М.: ТЦ Сфера, 2010.

1. Изучение методической литературы по данной проблеме.

1. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г.

2. Малова В. В.

«Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Владос, 2010

2. Изучение статей в журналах по данной теме:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

     ●Провести наблюдение  по выявлению уровня сформированности нравственных ценностей у детей 3-4 лет.

    ●Провести анкетирование среди родителей по выявлению знаний о духовно – нравственном и гражданско - патриотическом воспитании детей.

    ●Сообщить родителям название проекта и сроки ее реализации.

Практический этап: Решение  поставленных задач

   ●Подготовка и пополнение предметно – пространственной  развивающей среды:

   ● Подбор сказок, соответствующих возрасту детей .

   ●Составления тематического плана  по данной теме.

  ●Работа с детьми.

   -Знакомство детей со сказками – чтение, рассказывание, беседы по содержанию о воспитательных ценностях: «Чему учит сказка?», рассматривание иллюстраций.

  - Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, обыгрывание сюжетных игровых ситуаций, дидактические игры и упражнения, помогающие воспитанию у детей нравственных ценностей, подвижные игры с персонажами сказок.

 - Художественно эстетическое восприятие – рисование, лепка, конструирование, музыкальная деятельность.

   ●Работа с родителями.

 -Оформление информационных стендов, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, домашние задания, тренинги.

 - Изготовление совместно с родителями атрибутов для драматизации сказок

- Организация выставок рисунков, поделок «В гостях у сказки», сделанных совместно с родителями.

- Организация мини  музея «Мои любимые сказки из детства» совместно с родителями.

   ●Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей

3 –ий этап: заключительный.

   ●Анализ проделанной работы.

   ●Мониторинг.

   ●Выводы.

   ●Презентация проекта в форме проведения развлечения: « Добрая  сказка в гостях у ребят»  

   ● Составления плана работы  на следующий год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»

В проекте представлен педагогический проект "Моя родословная" направленный на решение познавательных, духовно - нравственных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Конкурс на соискание ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"Номинация: «Больше, чем профессия»ПРОЕКТ«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное вос...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...