«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»
методическая разработка (средняя группа) по теме

В проекте представлен педагогический проект "Моя родословная" направленный на решение познавательных, духовно - нравственных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_olgamicrosoft_office_word.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к докладу

«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»

Никифоровой О.С. воспитателя 1 категории

МБДОУ ЦРР - Д/с №82 «Мичээр»

стаж работы - 20 лет

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья согласно статье 18 Закона РФ "Об образовании", является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В этой связи, решение проблемы воспитания нравственности требует новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в тесном сотрудничестве с семьей.

Таким образом, нами был разработан проект:

Тип проекта: информативно – практико ориентированный.

Исполнители: дети средней группы «Кунчээн» МБДОУ ЦРР - Д/с №82 «Мичээр» (11 детей), не охваченные дополнительным образованием в ДОУ, воспитатель, родители, ближайшие родственники.

Образовательные области: социализация, коммуникация, познание, физическая культура и здоровье.

Тематическое поле: семья и родственные связи, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи.

1 этап – организационно – диагностический (октябрь-ноябрь)

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники средней группы «Кунчээн», педагоги, родители и ближайшие родственники. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план по взаимодействию с родителями:

Социальный паспорт семьи на начало учебного года выглядит таким образом:

  • воспитываются в полной семье 100%.
  • Имеют одного ребенка - 1 (9%) двоих детей - 8 (72%), троих детей - 2 (18%) семей.
  • Образовательный уровень родителей:  высшее образование - 19 (86%), среднее специальное - 3 (14%) родителей.
  • Социальный состав: служащие - 16 (72%), рабочие - 2 (9%), предприниматели 3 (15%), неработающие- 1 (4%).

Был проведен опрос детей по вопросам, указанным на слайде.

В результате опроса пришли к следующему выводу: у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи» («дьиэ кэргэн», «аймах»). Наблюдаются неточные знания о своих родственниках, дети 4-5 лет не знают, где работают их родители, не интересуются этим, не пользуются некоторыми словами, отражающие родовые понятия на родном языке (ийэ, а5а, балты, быраат, эдьиий, убаай, таай и др.) подменяют их на русский манер (мама, папа, улахан братик, кыра братик, улахан сестренкам, кыра сестренкам, дядя и т.д.). 7 детей ответили, что День рождения и другие праздники встречают в основном с мамой, папой и своими друзьями, родственников как правило не приглашают, встречаются с ними редко.

        Опрос, проведенный с родителями данных детей показал: семьях недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Не все родители рассказывают детям о своей родословной и не все активно поддерживают связь с родственниками.

Также, был проведен рисуночный тест «Рисунок моей семьи», с целью выявления внутрисемейных отношений и эмоционального благополучия ребенка. Интерпретацию теста выполнила педагог - психолог ДОУ Турантаева А.Н., которая вывила следующее: Наличие сильной штриховки у 67% детей что говорит о внутренней напряженности, тревожности. У 33% детей выявлено хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие напряжения и утомления. 56% детей проживающих с семьей, в рисунке изображают ее полностью. У них благоприятный эмоциональный фон в семье. 44 % детей в своих рисунках исказили состав семьи, что выявляет эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Дети уменьшали состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Так , 44% детей не включили своих сиблингов (братьев, сестер). Они чувствуют ревность, соперничество . Не хотят делить любовь родителей с братьями, сестрами.

В семье наиболее значимый человек у большинства детей является мать (76%), отец у 24% обследованных. Дети с удовольствием декорируют одежду, используя теплые цвета, всячески приукрашивают образ матери. Фигура матери значительно крупнее других, что указывает на значимость матери в жизни ребенка.

С помощью вышеизложенных данных, мы выявили, что наша работа по педагогическому проекту достаточно актуальна.

 2 этап - формирующий, который проходит с октября по апрель)

На данном этапе мы создаем эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду. Формируем у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитываем уважение к членам семьи. Привлекаем родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Направления работы по проекту: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

Вся работа по проекту строится по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

Используем следующие технологии:

  • -        Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
  • Развивающего  обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
  • Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
  • Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
  • Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
  • Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
  • Проблемно - поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  • Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Также вы видите используемую форму работу с детьми, родителям.

Использовали данные методы и приемы:

Сейчас я хочу ознакомить вас с планом работы над проектом, который делится на 3 направления: 1. Совместная деятельность педагогов и детей, 2. Совместная деятельность с родителями, 3. Консультативная информация для родителей.

В работе с детьми мы использовали: Беседы; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; чтение, сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видеопросмотры, работа мини - музея в группе.

Формы работы с родителями: Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; участие в конкурсах, семейные мини - проекты, совместная работа по организации мини - музея, праздники, развлечения.

На данных фотографиях вы видите работы наших детей.

 В заключение хочу сказать, Метод проектов очень актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Одним из решений нравственного воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. В этом случае использование метода проектов является наиболее оптимальной формой работы. Спасибо за внимание!

-        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Конкурс на соискание ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"Номинация: «Больше, чем профессия»ПРОЕКТ«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное вос...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

«Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»

laquo;Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»...

Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...

Презентация«Приобщение воспитанников к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям через музыку»

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства....