Должностная инструкция педагога-психолога
материал на тему

Юлия Авхатовна Рыбникова

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolzhnostnaya_instruktsiya_pedagoga-psihologa.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ______________________

__________________________________

«     »                               20         г.

Должностная инструкция  №  

педагога-психолога

  1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с ФГОС ДО, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н,  Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо:

- имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы;

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

- не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

- с наличием медицинской книжки (ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

1.4. В процессе работы педагог-психолог руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, Профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования), требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению, данной должностной инструкцией педагога-психолога ДОУ, Уставом детского сада, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, приказами заведующего и другими локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.

1.5 Педагог-психолог ДОУ при выполнении обязанностей должен знать:

  • законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
  • Декларацию прав и свобод человека;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ в редакции от 29.06.2013г "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
  • нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости детей и их соцзащиты;
  • общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
  • основы дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психогигиены, психологической консультации и психологической профилактики;
  • новейшие методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы, приемы и способы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы и приемы применения образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • актуальные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, осуществление компетентностного подхода;
  • основы работы с персональным компьютером, принтером, электронной почтой и браузерами, текстовым редактором и презентациями, мультимедийным оборудованием;
  • методику убеждения, обоснования своей позиции, установления контакта с детьми разных возрастов, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
  • методы выявления причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и решения;
  • правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • должностную инструкцию педагога-психолога в детском саду, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.

1.6. В период отсутствия педагога-психолога (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет иной работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Педагог-психолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников третьего квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н).

1.8. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному заведующим ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 часов в неделю. Из них 18 часов в неделю отводится:

  •  на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
  • остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

2. Трудовые функции

2.1. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей.

2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

3. Должностные обязанности

Педагог-психолог должен исполнять следующие обязанности:

3.1. Осуществлять   профессиональную  деятельность,  направленную  на сохранение   психического,   соматического   и   социального   благополучия воспитанников в процессе воспитания в ДОУ.

3.2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации в условиях реализации ФГОС ДО.

3.3. Согласно годовому плану работы ДОУ самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию и с последующим утверждением заведующего ДОУ).

3.4. Оказывать содействие охране прав личности согласно Конвенции о правах ребенка.

3.5. Помогать гармонизировать социальную сферу детского сада и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

3.6. Выявлять факторы, препятствующие развитию личности детей и принимать меры по оказанию им разных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

3.7. Предоставлять консультативную помощь субъектам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу) в решении определенных проблем.

3.8. Составлять психолого-педагогические заключения в целях ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

3.9. Принимать участие в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС ДО, развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности учитывая индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников, в обеспечении соответствующего уровня подготовки детей.

3.10. Проводить психологическую поддержку творчески талантливых воспитанников, оказывать содействие их развитию и организации развивающей среды.

3.11. Разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития, воспитания и обучения детей.

3.12. Проводить психологическое просвещение по вопросам развития воспитанников, практического использования психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей).

3.13. Делать психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности среды ДОУ, эффективности образовательной деятельности педагогов, учитывая развитие детей, применяя в своей работе компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.

3.14. Осуществлять психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных согласно плану работы, запросам администрации, педагогов и родителей (законных представителей) учитывая достижения в сфере педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также новейших информационных технологий.

3.15. Психологическую диагностику детей  проводить только с письменного согласия родителей (законных представителей).

3.16.  В рамках консультативного процесса:

  • определять уровень психического развития воспитанников и готовности их к обучению в учебном заведении;
  • наблюдать и проводить индивидуальную работу с детьми в течение периода их адаптации к детскому саду;
  • выявлять у воспитанников степень нарушений (интеллектуальных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также разного рода отклонений социального развития;
  • проводить дифференциальную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии  детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • индивидуально обследовать детей по запросам педагогических работников и  родителей (законных представителей).

3.17. Проводить развивающие и коррекционные занятия с воспитанниками направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении.  

3.18.  Использовать в работе  только апробированные и авторские коррекционно-развивающие  программы и технологии.

3.19. Вести требуемую отчетно-учетную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)  по специальной форме и использовать ее по назначению.

 3.20. Участвовать в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвовать в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС ДО.

3.21. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.

3.22. В случаях, не входящих в профкомпетенцию, направлять детей на консультацию в медицинские, психолого – медико – педагогические центры.

3.23. Педагог-психолог, реализующий  основную образовательную программу ДОУ, должен уверенно обладать основными знаниями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в ФГОС ДО.

3.24. Соблюдать профессиональную этику, сохранять профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.

3.25. Соблюдать этические нормы психолога и этические нормы поведения в ОУ, в быту и в общественных местах.

3.26. Соблюдать требования должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ, выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.

3.27. Повышать свою профессиональную квалификацию один раз в три года.

3.28. Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

4. Права

Педагог-психолог имеет право:

4.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.

4.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно воспитательно-образовательной программе.

4.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.

4.4. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

4.5. Ознакомиться с жалобами и иными документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.

4.6. На защиту своих интересов самостоятельно или с помощью представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

4.7. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.8. Предоставлять на рассмотрение руководителя ДОУ предложения по улучшению работы ДОУ.

4.9. На получение от работников детского сада информации, необходимой для осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4.10. Участвовать в родительских собраниях воспитанников, в оздоровительных, воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ.

4.11. На получение от руководителя дошкольного образовательного учреждения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

        

        5.Ответственность

5.1. Педагог – психолог несет персональную ответственность за неисполнение или нарушение без уважительных причин: Устава, должностной инструкции педагога-психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующего детского сада, других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.

5.2. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над ребенком, педагог – психолог освобождается от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации и Законом «Об образовании».

5.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических норм и правил, педагога – психолога привлекают к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством РФ.

5.4. За виновное нанесение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба связанного с исполнением (неисполнением) своей должностной инструкции педагога-психолога в детском саду сотрудник несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

6Взаимоотношения. Связи по должности.

Педагог-психолог:

6.1. Выполняет работу в режиме выполнения объема установленной ему нормы в соответствии с расписанием, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

6.2. Получает от руководства детского сада информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Отчитывается перед заведующим ДОУ и руководителем психологической службы органов управления образованием.

6.4. Получает от руководства психологической службы управления образованием информацию организационно-методического характера.

6.5. Действует в тесном контакте с педагогами, родителями (законными представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

6.6. Предоставляет информацию заведующему ДОУ и в вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.

7. Заключительные положения

 

7.1.   Ознакомление   работника  с  настоящей  должностной  инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт   ознакомления   работника  с  настоящей  должностной  инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя.

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил(а)
«___»_____________20___г. __________ (__________________________)

                                        дата                          подпись                         И.О.Фамилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №115...

Должностная инструкция педагога-психолога

Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом  Минобрнауки  России от 17 октября ...

«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов  ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....

Должностная инструкция педагога-психолога.

Подробная должностная инструкция....

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Данный нормативный документ учитывает нововведения в соответствии с ФГОС...

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Данный нормативный документ учитывает нововведения в соответствии с ФГОС...

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ

Данный нормативный документ учитывает нововведения в соответствии с ФГОС...