Доклад для педагогов"Методические рекомендации по сюжетно-ролевой деятельности детей"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Кадырова Разиля Рафитовна

"Методические рекомендации по сюжетно-ролеврй деятельности  детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_peagogov.odt14.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Государственное бюджетное учреждение

                     здравоохранения города Москвы

                       « Детский бронхолегочный  санаторий № 42

                        Департамента здравоохранения города Москвы»

Доклад для педагогов

           Тема: «Методические рекомендации по сюжетно - ролевой деятельности

        детей дошкольного возраста»

                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                                  Кадырова Р. Р.

   

                                                                   2018г.

  Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упокоением играют в придуманные ими игры. Исследователи Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая. Л. А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др. отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике наиболее важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых « жизненной лабораторией» (С. Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

  В науке игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий — это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.

   С позиции психологии отмечается влияние игры на психическое развитие  ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра — это форма усвоения общественного опыта; ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

  К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.

  В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения:

 - игра призвана решать общевоспитательные задачи (нравственных и общественных качеств);

 - игра должна носить самодеятельный, развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;

 - особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности ( труд, учеба, быт).

  Условно все игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

 Сюжетно-ролевые игры — это игры на бытовые темы, игры с производственной тематикой, строительные игры, игры со строительным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

   К играм с правилами относятся дидактические игры (игры  с предметами и игрушками, словесные дидактические игры, музыкально-дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

   Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.

  На стадии сюжетно-отобразительной игры ребенок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, и вместо реального результатами появляется воображаемый (вылечить куклу, перевезти на машине груз). Появление в игре обобщенных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры-все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться со второй младшей группы. В сюжетно-ролевых играх находят отражение человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты.

   Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заменители. Осваивая сначала действия с предметами, а затем с заменителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

     Исследователи выделяют различные структурные элементы игры, основные и второстепенные: сюжет, содержание, ролевое взаимодействие, правила.

   Сюжет (тема) игры есть, по Д. Б. Эльконину, та сфера действительности, которая отражается в игре.

     Содержание - это то, что конкретно отражается в игре.

     Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация - это совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.

      Замысел - это план действий, задуманный играющими.

   Роль - это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок исполняет в игре.

     Ролевое(игровое) действие -это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре.

 Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя  какую - либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия.

     Правила - это порядок предписаний действий в игре.

 Структурные элементы игры тесно взаимосвязаны, подтверждены взаимовлиянию, могут по — разному соотноситься в различных видах играх.

    В сюжете игры отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей. Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете — разное содержание игры) и зависит от замысла. Замысел игры, по мнению А.П. Усовой, - это не плод отвлеченной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего вокруг. Замысел игры у младших дошкольников направляется игровой предметной средой, новая сюжетная линия  выстраивается благодаря введению дополнительного игрового материала; ребенок идет от действия к мысли. У старших детей, напротив, сам замысел обеспечивает создание обстановки действия — ребенок идет от мысли к действию.

    Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из  общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила в игре регулируют игровое поведение

участников, организуя их взаимоотношение в игре, координируют содержание игры.

  Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры детей младшего дошкольного возраста отражает действия с предметами — заменителями, то содержание игр старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей, что показывает глубину проникновения детей в смысл этих отношений. Содержание игры старших дошкольников зависит от многих игровых элементов: от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий. Ролевое ( игровое) действие является способом реализации роли, средством воплощения сюжета и обогащаясь, приводит к появлению новых ролей. Роль может существовать только благодаря наличию ролевых действий, так как они придают ей значимость и является центром игры.

     Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре происходит творческая переработка,  преобразование и усвоение всего того, что ребенок берет из жизни. Целенаправленное и грамотное педагогическое руководство в дошкольном учреждении детской творческой игрой с точки зрения ее сохранности и дальнейшего развития имеет большое значение

     Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организованно наблюдение детей за окружающей жизнью и деятельностью взрослых и как происходит общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы. Большое значение придается в игре возникновению замысла. Педагог, принимает на себя руководство игрой, в младших группах выступает в роли участника игры, в старших-чаще является советчиком, партнером. Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками-действовать более свободно, импровизированно.

   В сюжетно-ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Строгого деления игр на классы нет, но наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры: игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и.т.д.); игры в семью; игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).

   Специалисты советуют проводить сюжетно-ролевую игру в утренние часы; находить время для индивидуально-групповых игр в перерывах между занятиями; обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках; специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, давая детям возможность  в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Педагог должен планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, не столько намечая конкретное ее содержание или планируя тематику, цели, задачи, примерные роли, сколько обдумывая, какие игровые умения должны сформироваться у детей на данном возрастном этапе; постоянно анализировать игру, выстраивая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.

                     

                 

                   

                                 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Учебно-методическое пособие . Картотека сюжетно-ролевых игр для детей от 3-7 лет

Самым важным периодом в жизни ребёнка является дошкольное детство. Ведь в это время происходит становление его личности. У малышей формируется характер и вырабатываются навыки правильного поведения. И...

Методические рекомендации организации сюжетно-ролевой игры

Выбор игры определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции. Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными....

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

методическая разработка занятия сюжетно – ролевой игры для детей подготовительного возраста Тема «Мы играем в театр»

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Эта первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особеннос...

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческу...