Путешествие в мир опытов и экспериментов
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Максименкова Татьяна Валерьевна

опыты и эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Цели и задачи: привлечь внимание детей и взрослых к такому виду деятельности ,как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ход развлечения:

- Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию.

- Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать оборудование, приборы и реагенты

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего здесь  очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)

Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.

- Мне нужны два помощника.

(Выбирает двух детей, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой.)

 Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)

- Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)

- Куда деваются пузырьки воздуха?

- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)

- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.

- Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)

- Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты, предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. Дети смеются).

- Что мы слышим? (Дети: Воздух)

- Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.

Воспитатель предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).

 Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.

(Дети повторяют это свойство воздуха , сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками) .

- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п.)

-  Зачем нужна вода? Где она живёт? Она живая? (Выслушивает ответы детей.)

У воды есть цвет? (Нет, она бесцветная.) А может она стать цветной? Что для этого надо сделать? (Добавить краску.) А у воды есть запах? (Нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет.) Что можно сделать, чтобы появился запах (Заварить чай, кофе, растворить варенье.) Какая вода на вкус? (Безвкусная.) А если бросить в неё соль, сахар, перец, дольку лимона? Давайте немного поиграем. Мы все будем капельками. Встанем в круг, возьмёмся крепко- крепко за руки. Представим, что стало очень холодно. Во что мы превратились (В лёд.) Да, стали твёрдыми. А теперь разбежимся в разные стороны и вообразим, что наступила весна. Во что мы превратились? (В капельки.) А потом капельки вновь собрались вместе и стали ручейками, которые быстро- быстро побежали в реки, моря, океаны. Итак, что умеет вода? (Течь)

- Вы, ребята, наверняка проводили в группе опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы, картинки или изображения на мультимедийном экране) .

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. (В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду,  заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети активно помогают в проведении опыта).

В заключении нашей встречи предлагаю вам сделать радугу в стакане. В один из стаканов положите 1 столовую ложку сахара, в другой – две, в третий – три, а в оставшийся – четыре

Радуга 1

В каждый стакан влейте по три столовых ложки воды (теплой, а, лучше, горячей)

Хорошенько размешайте (надо сказать, что полностью сахар растворится только в первом стакане)

Радуга 2

Окрасьте растворы так: красный, желтый, зеленый, синий. Красный – наименее сладкий, синий – самый сладкий.

Радуга 3

Теперь нам нужно соединить растворы. Синий – самый тяжелый, будет располагаться в нижнем слое. Сверху на него нужно очень аккуратно налить зеленый раствор (для этого можно использовать чайную ложку или шприц).

Добавляем желтый и красные растворы.

Радуга 4

Любуемся радугой в стакане.

Объяснение: краски не смешиваются благодаря разной плотности растворов. Дошколенку довольно сложно объяснить, что такое плотность, но дети, обычно, интуитивно понимают, почему цвета не смешиваются. Кстати, не смешиваются только до тех пор, пока в стакане хорошенько не поболтать ложкой

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)

- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов»К недели «Зимних игр и забав»Цели и задачи: привлечь внимание детей и взрослых к такому виду деятельности,как...

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Делимся своим опытом проведения развлечения для детей....

«Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Цель: создавать условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Задачи: Образовательные: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности; поощрять детей за умение выск...

Развлечения дошкольная группа «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Итоговое мероприятие по теме едели "Мы - исследователи"...

Сценарий "Путешествие в мир опытов и экспериментов"

Данный материал поможет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов...

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов»...

Презентация опыта работы «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

1 слайд. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Самой доступной и интересной формой является экспериментирование. В повседневной жизни дети часто экспериментиру...