Главные вкладки

    Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".
    статья на тему

    Ширко Галина Леонидовна

    В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилактики девиаций у детей.

    Ключевые слова: девиантное поведение, программы профилактики, эффективная профилактика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtor.docx15.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»

    Профилактика  девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.  

    Аннотация: в представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилактики девиаций у детей.

     Ключевые слова: девиантное поведение, программы профилактики, эффективная профилактика.

      В условиях сельской местности слабо развит, а зачастую и вовсе отсутствует культурно - досуговый сектор. Данный фактор приводит к развитию у детей и подростков девиантных форм поведения. Первоначальная полноценная социальная активность начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок приходит в дошкольное образовательное учреждение и начинает взаимодействовать как со сверстниками, так и с детьми более старшего возраста. Приобретение нового статуса ребенка сопряжено с определенными трудностями и рисками – ребенок присваивает новые образцы поведения, при этом, не анализируя их и не осознавая последствия своих действий.     Современные социокультурные условия констатируют дефицит в сельской местности специальных учреждений, способных предоставить детям возможность выбирать, чем заполнить досуг (посещение спортивных секций, кружков по интересам, танцевальных занятий и т. д.). Всё это не располагает к полноценному культурному становлению личности, дополнительно ставя под угрозу нормативность поведения сельских детей.

     В лучшем случае, в деревнях функционирует сельский дом культуры, где трудоустроены далеко не высококвалифицированные специалисты в области культуры и искусства. Родители основное время проводят на работе, считая приоритетной задачей финансовое обеспечение семьи. Дети зачастую «предоставлены сами себе», большую часть времени они проводят в условиях улицы. Общение со сверстниками и детьми более старшего возраста не всегда благоприятно влияет на пока ещё не сформированную личность дошкольника. Профилактика девиантного поведения становится особо актуальной задачей современного общества. Однако разработка и внедрение первичной профилактики девиации у детей, оказывается, чрезвычайно затруднена по причине следующих обстоятельств:

    1. По-прежнему нерешенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – следует вести профилактическую работу с подрастающим поколением. Мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую сегодня модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация [1].

    2. Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики отклоняющегося поведения среди дошкольников.

    3. Существующие методические рекомендации сводятся к профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками, тогда как дошкольники часто лишены внимания со стороны взрослых. А именно дошкольный возраст сенситивен к восприятию профилактических мероприятий разнонаправленного характера. Стремление внедрить в российских условиях зарубежный опыт малоэффективно и часто сопряжено с пустой тратой денежных средств. Без учета культурологического аспекта эффективная адаптация зарубежных программ не целесообразна и в принципе, нереальна.

     4. Отсутствие системного подхода в понимании сущности различных девиаций как явления (узкопрофессиональное видение приводит к формированию ошибочного и неполного восприятия той или иной девиации).

    5. Недостаточность организации педагогической работы в аспекте профилактики девиантного поведения младших и старших дошкольников. В настоящее время данные исследования практически отсутствуют. Существуют лишь слабые в методологическом и методическом плане попытки осмысления практического опыта [5].

     Эффективным превентивным мерам необходимо включать в себя комплекс разнонаправленных программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать разнообразные проблемы в условиях дошкольных образовательных учреждений. Важным условием реализации этих программ является точная дифференциация детей в группы для организации профилактической работы. Группы могут быть ориентированы на следующие направления – формирование здорового образа жизни, развитие личности, профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний, коррекция детской агрессивности и др.  Желаемым результатом реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения среди дошкольников в сельской местности следует считать повышение ответственности за собственное поведение, развитие максимально возможного для своего возраста самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

    Список литературы:

     1. Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, Н.Л. Морозова, Н.В. Тупарева // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2010. – №20.

    2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

    1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

    Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.

    В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах....

    Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»

    Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...

    Сообщение из опыта работы "Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."

    quot;Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."...