Главные вкладки

    презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"
    презентация на тему

    Сербаева Анна Витальевна

    выступление с презентацией  на Методическом объединении "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Презентация подготовлена воспитателем МБДОУ д / с «Золотая рыбка» Сербаевой Анной Витальевной 2017

    Слайд 2

    Факторы напряженности педагога Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций; Загруженность рабочего дня; Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки; Чувствительность к имеющимся трудностям; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка; Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности; Владение современными методиками и технологиями обучения;

    Слайд 3

    Профессиональное выгорание (СЭВ) Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

    Слайд 4

    Ситуации, влияющие на возникновение ПВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

    Слайд 5

    Причины возникновения ПВ у педагогов Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка; Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени для реализации поставленных целей; Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; Неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности, моральное и материальное стимулирование; Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда; Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями и администрацией.

    Слайд 6

    Стадии профессионального выгорания Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

    Слайд 7

    Стадии профессионального выгорания Вторая стадия: Возникают недоразумения с коллегами. Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам.

    Слайд 8

    Стадии профессионального выгорания Третья стадия : Притупляется представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру; человек становится равнодушным. Общение с людьми вызывает дискомфорт. Безразличие ко всему.

    Слайд 9

    Три аспекта профессионального выгорания Первый – снижение самооценки . Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий – эмоциональное истощение, соматизация . Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

    Слайд 10

    Симптомы профессионального выгорания Первая группа Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна(симптом хронической усталости); Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на факто новизны или реакции страха на опасную ситуацию); Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания;

    Слайд 11

    Симптомы профессионального выгорания Вторая группа Социально – психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации нет причин (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы;

    Слайд 12

    Симптомы профессионального выгорания Третья группа Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; Злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств;

    Слайд 13

    Показатели психического здоровья педагога Принятие ответственности за свою жизнь; Самопонимание и принятие себя; Умение жить в настоящем времени; Способность к пониманию и принятию других;

    Слайд 14

    Профилактика профессионального выгорания Релаксация – расслабления организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.); Правильное питание . На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению; Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.) Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел, лекарственные настои и т.д.) Окружающая природа как источник положительной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – растений, животных); Цветоторапия ; Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.п.);

    Слайд 15

    Профилактика профессионального выгорания Советы Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости; Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться ; Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это поможет Вам обрести себя, поверить в свои силы; Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе; Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня; Если Вам хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам.

    Слайд 16

    Профилактика эмоционального выгорания Советы Старайтесь смотреть на вещи оптимистично; Стремитесь побороть свой страх; Найдите время, чтобы побыть наедине с собой; Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле не нравится; Не оказывайте слишком большое давление на своих детей; Следите за фигурой; Маленькие радости в Ваших руках; Не забывайте, что Вы красивы!

    Слайд 17

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



    Предварительный просмотр:

    "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

    Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

     Задачи: 

    -знакомство с понятием эмоционального «выгорания», его характеристиками;

    -анализ проявления признаков «выгорания», выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

    - дать представление об основных приемах саморегуляции, способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания»;

     Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, памятки, сборник мелодий для релаксации.

    I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

     Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе, преобразования в системе образования тоже поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.  

    Слайд 2 Факторы напряженности педагога

    Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Высокая эмоциональная загруженность, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. Все это может привести к эмоциональному истощению педагогов.

     Так как личность человека целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.

    Слайд 3 Профессиональное выгорание

    Эмоциональное выгорание -  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

    Слайд 4 Ситуации, влияющие на возникновение ПВ

    В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой, так как отмечается большое количество ситуаций, влияющих на возникновение профессионального выгорания.

    Давайте сделаем акцент на причинах эмоционального выгорания.

    Слайд 5 Причины возникновения ПВ у педагогов

    Причины эмоционального выгорания:

    •  Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций

     •  Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки

    •  Загруженность рабочего дня

     •  Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир

     •  Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки

    •  Недостаточно времени для отдыха и общения

     •  Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.

    •  Недостаток сна

    Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности.

    Стадии профессионального выгорания

    Слайд 6  Стадии профессионального выгорания

    Первая стадия:

    -начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

    -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

    -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

    Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

    Слайд 7 Стадии профессионального выгорания

    Вторая стадия:

    -возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

    -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

    Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

    Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

    Слайд 8 Стадии профессионального выгорания

    Третья стадия:

    -притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

    -общение с людьми вызывает дискомфорт;

    -такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса, к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

     Отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности. Общение с людьми вызывает дискомфорт.

    Слайд 9 Три аспекта профессионального выгорания

    Выделяют три аспекта профессионального выгорания.

    Три аспекта профессионального выгорания

    Первый – снижение самооценки.

    Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

    Второй - одиночество.

    Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт. Преобладают объект-объектные отношения.

    Третий – эмоциональное истощение, соматизация.

    Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

    Слайд 10 Симптомы профессионального выгорания

    Симптомы эмоционального выгорания достаточно неприятны, если не сказать опасны.

    Симптомы профессионального выгорания

    Первая группа:

    Психофизические симптомы

    -Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна ( симптом хронической усталости );

    -ощущение эмоционального и физического истощения;

    -снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

    -общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

    -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

    -резкая потеря или резкое увеличение веса;

    -полная или частичная бессонница;

    -постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

    -одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

    -заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    Слайд 11 Симптомы профессионального выгорания

    Вторая группа:

    Социально-психологические симптомы:

    -Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

    -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

    -частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

    -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

    -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

    -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;

    -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

    Слайд 12 Симптомы профессионального выгорания

    Третья группа:

    Поведенческие симптомы

    -Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

    -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;

    -руководитель затрудняется в принятии решений;

    -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

    -невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

    -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

    -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

    Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

    Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

    Рекомендации.

    Как снять профессиональные стрессы

        Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

    Слайд 13 Показатели психического здоровья педагога

    Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

    Слайд 14 Профилактика эмоционального выгорания

    Способы борьбы со стрессом

    Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

    Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.

    Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).

    Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).

    Лекарственные настои.

    Окружающая природа как источник положительной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира –растений, животных).

    Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

    Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

    Слайд 15 Профилактика эмоционального выгорания

    Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит.

    Слайд 16 Профилактика эмоционального выгорания

    Советы:

    -будьте внимательны к себе;

    -любите себя;

    -подбирайте дело по себе;

    -перестаньте искать в работе счастье или спасение, это деятельность, которая хороша сама по себе;

    -маленькие радости в ваших руках;

    Практическая часть

    6. Упражнение « Распредели по порядку».

    Цель: донести до участников важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я».

    Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

     - дети

     - работа

     - муж (жена)

     - Я

     - друзья, родственники

     Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

     1. Я

     2. Муж (жена)

     3. Дети

     4. Работа

     5. Друзья, родственники

     Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

    Рефлексия.

     Сейчас я возьму  стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю  её содержимое в большую банку, немного потрясу  её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.) Тогда я возьму коробку, наполненную песком, и насыплю его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я  достану  кружку с водой и вылью её в банку до последней капли, размачивая песок. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.          

     Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

     Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

     Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала  просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

     И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя!

    Слайд 17 Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

    Психологами было проведено исследование, с целью выявления подверженности педагогов эмоциональному выгоранию. Итог: 60 % педагогов находятся на разных стадиях эмоционального выгорания. Появление новых...

    Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ДОУ.

    Материал к мероприятиям с педагогами по эмоциональному выгоранию....

    Презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

    Презентация "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"...

    Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

    Профвыгорание-это синдром стресса , ведущий к истощению всех психологических функций....

    Памятка о профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

    Профессиональное выгорание - это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека....

    Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

    Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов...

    Эмоциональное выгорание и поддержка психического здоровья педагогов

    ПАМЯТКАУпражнения для релаксации и снятия стресса в условиях напряженной работы...