Трансляция эффективного педагогического опыта на семинарах, конференциях, в печатных и электронных изданиях за 2017-2018 год
материал (младшая группа)

Кутепова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» города Николаевска»

Николаевского муниципального района Волгоградской области

Утверждено:

Заведующий МБДОУ «Сказка»

______________ Т.В. Меденцова

Участие в межмуниципальном семинаре для воспитателей

дошкольных образовательных организаций

«Методы развития детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

в п. Новостройка Палласовского муниципального района

Доклад на тему:

«Организация предметно - развивающей среды в группе раннего возраста, как одно из условий развития речи детей».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Кутепова Наталья Владимировна

01.11. 2017 год

     Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта  (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.    

     Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.    

     Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в раннем возрасте. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс. Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования.

     Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

  • восприятие речи взрослых;
  • наблюдение за языком;
  • вовлеченность в активную речевую среду;
  • диалог между взрослыми.

     Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

   Задачи построения речевой развивающей среды:

  • обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
  • обеспечение богатства сенсорных представлений;
  • обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
  • обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
  • обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

     В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не  получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. 

     Создание развивающей речевой среды в группах раннего возраста, это одно из условий расширения и обогащения речевого опыта детей. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.

     Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,  содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей раннего возраста должна решаться ежеминутно, ежесекундно.

     В нашей группе есть речевой центр, который оснащен так, чтобы ребенку было интересно и он смог реализовать свои способности. В данном месте собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи и т.д.  В нашем речевом центре есть как приобретенный материал, так и сделанный своими руками.

     Для дыхательной гимнастики  используются пособия, например:  «Посади божью коровку на цветок», «Горячий чай» и т.д. Есть бутылочки по разным временам года, с разным наполнением /показ пособий/.

     Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:

  • стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
  • помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
  • готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

     Мы используем разнообразные игры на развитие мелкой моторики рук: игры-шнуровки, игры с прищепками /прищепки разной фактуры, форме, размеру, цвету/ и т.д.

 

     Для мелкой моторики пальцев рук и кистей мы используем счетные палочки, используем сухие бассейны с крупами,  используем игру «Накорми Кузю» /дети сортируют фасоль по цвету  и т. д/.

Есть у нас в речевом центе «Волшебная полянка», где живут птички и бабочки, а полянка украшена  цветами разными по цвету. 

 

     Для детей раннего возраста, когда идет активное формирование речи ребенка, играет важную роль пальчиковая гимнастика. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, которые сопровождаются стихами, мы посылаем импульсы в речевые центры. Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель. У нас есть большая картотека пальчиковых игр, которая пользуется большим интересом у наших родителей.

     Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, один и тот же материал быстро надоедает ребенку и, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей мы используем яркие картинки, разнообразные пазлы, домино и т.д.

     Для развития и коррекции лексико – грамматического строя и связной речи используется демонстрационный материал по лексическим темам, настольные игры и т.д.

     Частью речевого центра,  является дидактический стол, где размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек и других хозяйственных предметов), специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Дидактический стол используем для прокатывания шариков с горки, учим различать, располагать втулки и формы по цвету на столе. Для тактильного и тактильно-кинестетического восприятия нами были сделаны тактильные дощечки /разные по фактуре/.

     В ходе театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалоговая речь. Для драматизации и театральной деятельности мы используем: пальчиковый театр - вязаный и сшитый, театр картинок - для фланелеграфа, театр сказок из кукол из разных материалов, шапочки и костюмы для драматизации и т. д .

     Любования и ряженья перед зеркалом - необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого. Маленький ребенок познает не только окружающий предметный мир, но и себя.  Для этого у нас имеются фартучки, платочки, юбочки, шляпы. Здесь большую помощь оказали нам родители в пошиве костюмов.

     Так как развитие активной речи является основной задачей раннего возраста, то в книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Дети очень любят рассматривать книги и большие и маленькие. Их у нас в достаточном количестве. Объясняем, как нужно смотреть книгу, перелистывать страницы. Они уже знают, что нельзя сидеть или лежать с книгой на полу, что удобно смотреть за столом, так книги дольше сохранятся. Ну, а если где-то порвалась страничка, ремонтируем вместе.

     Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
В раздевалке  группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Поиграй со мною мама» в течение года указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома. В папках передвижках даются советы и рекомендации «Учим детей рассказывать», «Познавательные игры в песочнице», «Правильное формирование речи у ребенка», «Говорите с ребенком правильно»  и т.д. Проведены консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания.

     И в заключении хотелось бы вам сказать: что развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация ПРС в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Желаю всем удачи в работе!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» города Николаевска

Участие в заседании районного методического  объединения

педагогов дошкольного образования Николаевского муниципального района по теме:

"Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях".

Сообщение на тему: «Особенности восприятия патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки в МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска»

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Кутепова Наталья Владимировна

10.04.2018 год

    Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

     Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".

     "С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни". А еще - от знакомого с самого детства места, где мы родились. С того города (деревни), где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. Этому способствует использование в ходе мероприятий патриотической направленности песня «С чего начинается Родина?» (музыка Михаила Матусовского, слова Вениамина Баснера).

     Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему его миру.

     В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

     Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Поэтому применение метода, вызывающего эмоциональную отзывчивость, эмоционально-образное восприятие окружающего мира является одной из основ формирования патриотизма. Музыка – это язык чувств и эмоций. Этот язык универсален и доступен детям с самого раннего возраста.

     В нашем детском саду проводятся систематические музыкальные занятия, где применяются разнообразные методы работы. Дети учатся грустить и радоваться, сопереживать музыкальным образам и персонажам музыкальных произведений. Дошкольники знакомятся с произведениями русских и  советских классиков: Петра Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Камаринская»), Сергея  Прокофьева («Марш»),  Александра Гречанинова («Материнские ласки»), Николая Римского-Корсакова (обр. русской народной песни «Во поле береза стояла»), Георгия Свиридова («Колыбельная»), Дмитрия Кабалевского («Наш край»), Вано Мурадели («Россия – Родина моя») и других композиторов.

     К одной из составляющих работы по патриотическому воспитанию дошкольников относятся комплексные и интегрированные занятия. 

     Влияние музыки на нравственное воспитание будет наиболее эффективным в рамках комплексных и интегрированных занятий, когда идет воздействие, как на слуховое, так и  на зрительное восприятие. Правильно подобранный музыкальный репертуар + визуализация окажут наиболее стимулирующее действие на психоэмоциональное состояние ребёнка - тем самым, найдут отклик в его душе и надолго останутся в его памяти.

      В ходе комплексного  занятия «Белая береза под моим окном» дети продолжали знакомиться с самым любимым и почитаемым деревом нашей Родины – березой. Слушали музыку «От чего так в России березы шумят» в исполнении группа «Любэ», исполняли танец под русскую народную песню «Во поле березка стояла», читали стихотворение Николая Белянского «Береза». На таких занятиях, дети, несомненно, узнают много интересного: знакомятся с символами  России (в данном случае – с белоствольной красавицей  березой),  учатся любить и бережно относится к природе нашей Родины, приобщаются к музыкальной культуре нашего народа.

     Интегрированное занятие «Николаевск – мой любимый городок» проходило в форме игры «Путешествие по родному городу». Дети «путешествовали» по знакомым улицам родного города, слушали  песни, такие как: «Николаевская сторонка» Григория Понамаренко, «Течёт река Волга» композитора Марка Фрадкина и поэта Льва Ошанина, «Четырнадцать минут до старта» Владимира Войновича и Оскара Фельцмана, читали стихи нашего поэта Николая Белянского «Городу Николаевску», «Земляку-космонавту Ю. Малышеву» и т.д.

     Интегрированое занятие «Герои – земляки Николаевской земли». Музыка звучала на протяжении всего занятия, помогая детям, эмоционально настроится на  чувство сопереживания тем событиям, которые происходили в далеком историческом прошлом нашего района. Песня «Любимый город» (музыка Н. Богословского, слова Е. Долматовского) в исполнении Марка Бернеса настроила детей на разговор о любимом городе. Дети читали стихи нашей поэтессы Нины Михайловны Гейда, пели патриотические песни «Наш край» (То березка, то рябина) слова Пришельца, музыка  Кабалевского, «Родина у каждого своя» слова и музыка Трубачевых.

     Приоритетным методом в патриотическом воспитании дошкольника является праздник. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями и т.д.

     Одни из самых значимых праздников в этом направлении являются  День народного единства, который отмечается 4 ноября. 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, затем 23 февраля - День защитников Отечества и самый главный праздник нашей страны - День Победы 9 мая.  

     Каждый год в нашем детском саду проходят занятия и праздники ко Дню народного единства. Мы объясняем детям, что язык музыки  един и понятен всем людям, независимо от национальности. На этом празднике мы рассказываем детям, что наша страна, наш район и наш город многонациональны. Что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и к этому надо относиться с уважением. Мы исполняли  русскую народную песню «Калинка, малинка», играли в татарскую национальную игру «Тимербай» и завершили праздник общим танцем под  песню «Я, ты, он, она - вместе дружная страна» (слова Роберта Рождественского, музыка Давида Тухманова).  Этим праздником мы показали  детям, что всех нас объединяет музыка, язык которой понятен всем.

     Каждый год мы отмечаем праздник 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Настроиться на рассказ о Сталинградской битве помогали песни «На Мамаевом кургане тишина» (слова В. Бокова, музыка А. Пахмутовой), «Растёт в Волгограде берёзка» (музыка Григория Пономаренко, слова Маргариты Агашиной), «Гимн города Волгограда» (слова Вячеслава Дербишера, музыка Игоря Дербишера) и инструментальные композиции «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы, «Прощание славянки» Василия Агапкина.  

     Дети рассказывали в стихах о подвиге наших солдат под инструментальную аранжировку песни «Эх, дороги» (музыка Новикова, слова  Ошанина.). С большим эмоциональным подъемом, с верой в светлое настоящее и мирного будущего, чистого неба над головой, дети исполняли песни «Пусть всегда будет солнце» музыка Островского, слова Ошанина, «Мир» (музыка А. Долголюк, слова В. Данько). Показывали музыкально-литературную композицию «На привале», где исполнялись песни «В землянке» (музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова) и «Катюша» (Музыка  Блантера, слова  Исаковского) и танец на песню Ежи Петерсбурского и Якова Галицкого «Синий платочек».

     Одной из задач нравственного, патриотического и культурного воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - воинам Российской армии.

     В нашем детском саду традиционно проводится  праздник ко Дню Защитника Отечества. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты характера российского воина хорошо понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.

     Песни на эту тематику  легко запоминаются ребятами, так как они  написаны в темпе марша и их содержание созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.  Дети с удовольствием разучивают и исполняют такие песни, как: «Бравые солдаты» (музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной), «Будем в армии служить» (музыка Юрия Чичкова, слова В. Малкова.), «Ты не бойся, мама» (слова Е. Шкловского, музыка М. Протасова), «Мальчишка – будущий солдат» (авторы Трубачевы и Пилецкая), «Шли солдаты на войну» (слова и музыка Игоря Русских), русская народная песня «Солдатушки – браво ребятушки», а так же частушки на военную тематику под «Ярославские ребята». На этих праздниках фоновым сопровождением звучали такие произведения, как: «Три танкиста» (слова Бориса Ласкина, музыка братьев Покрасс), «Тачанка» (слова Михаила Рудермана, музыка Константина Листова) и т.д.

     Дети исполняли патриотические танцы «Берега России» (слова: Н. Денисова, музыка: А. Клевицкого), «Бескозырка белая» (слова З. Александровой, музыка В. Моделя).

     Эти мероприятия, где всегда проводится много игр, в которых активное участие принимают папы  и дедушки. А помогает им в этом музыка, например такая, как «Богатырская сила» (слова Добронравова, музыка Пахмутовой), «Идет солдат по городу» (музыка Владимира  Шаинского, слова Михаила Танича) и т.д.

     Большое внимание в нашем детском саду уделяется теме Великой Отечественной войны. День Победы – праздник, который  любим  и почитаем нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит эмоциональный отклик.

     В рамках этой темы  мы предварительно проводим беседы с воспитанниками и  с помощью музыки раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями времен Великой Отечественной. Эта работа проводится и на  музыкальных занятиях, и в свободной деятельности «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача и музыку Александра Александрова, «В лесу прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера и о том времени «На безымянной высоте» музыка Баснера, слова Матусовского, «Офицеры»  Хозака и  Аграновича.

     Не зря говорят: кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Чем раньше воспитывать в детях чувство благодарности и гордости за свой народ, перенесший непосильные  тяготы войны, за отвагу и мужество своих прадедов, защитивших нашу Родину, тем более мужественными, сильными духом и ответственными за судьбу своей страны и малой Родины вырастут наши воспитанники.

     Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с военной историей нашего города и района, на впечатления от экскурсий в музеи,  к памятникам  и к мемориальным доскам, посвященных героям  Великой Отечественной и других  войн.

     Дети с большим желанием играют в военные игры, перевоплощаются в моряков и пограничников под песни «Моя армия» Эдуарда Ханка и Ильи Резника, «Сигнальщики-горнисты»  Пахмутовой и  Добронравова. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных: маршируют в почётном строю, поют военно - патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Музыкальный материал, используемый  на этом празднике, дети легко воспринимают и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как: «Мой прадедушка» (музыка и слова Е. Лыжовой), «День Победы» (композиторов Трубачевых на слова Пилецкой). Уже на протяжении долгого времени мы практикуем в своей работе слушание и  исполнение детьми военных песен: «Огонек» (слова Михаила Исаковского, музыка М. Блантера), «Темная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. В ходе праздника этим песням подпевают присутствующие в зале бабушки и дедушки, мамы и папы, потому что они узнаваемы и памятны всем поколениям со времен Великой Отечественной. Подобные военные песни, несомненно, являются патриотическими, поэтому дети должны их слушать, узнавать и знать. Праздники, посвященные Дню  Защитника Отечества и Дню Победы, в обязательном порядке проводятся совместно с родителями, так как в этом прослеживается связь поколений.

     Одна из тем, которая помогает в патриотическом воспитании в рамках празднования Дня Победы – это тема «Дети войны». Эта тема вдохновила  педагогов  на создание презентации  и литературно-музыкальной композиции, которые несли много интересной и познавательной информации для расширения и углубления знаний детей по данной теме. При  подборе  музыкального репертуара учитывались не только возрастные особенности дошкольников, необходимые для восприятия и исполнения музыкальных произведений, но и  сила воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение воспитанников, на способность развития их нравственного и духовного мира. Дети исполняли  танец под песню  «Рисуют мальчики войну» Жанны  Бичевской,  слушали  песню «Закаты алые» Виталия и Натальи Осошник, и фрагменты из произведения Д. Шостакович Симфония 7 «Ленинградская».

     Дети старшей и подготовительной групп участвовали в межмуниципальном заочном фестивале «Катюша» с композицией «На привале» /видеозапись фрагмента выступления/..

     Наши педагоги и дети свою работу переносят в проекты по патриотическому воспитанию. К 70-летию со дня Победы педагогами младшей группы был разработан проект «70 тюльпанов – маленькому волжанину». В проекте активно участвовали родители, дети и педагоги данной группы. Работая над проектом,  дети слушали, помимо песен на военную тематику, такие произведения как: «Не рвите цветы» Юрия Антонова и Михаила Пляцковского, «Красные маки» Юрия Антонова и Григория Поженяна, пели песни «Тюльпан» Натальи Лансаре, «Николаевская сторонка» Григория Понамаренко, читали стихи Николая Белянского «Столица страны Тюльпании», «Тюльпаны».  Этот проект педагоги и дети младшей группы представили для жителей нашего города в Районном Доме Культуры.

     В нашем детском саду проводится так же большое количество праздников и мероприятий, которые, казалось бы, напрямую не направлены на патриотическое воспитание, но, тем не менее, имеют к этому непосредственное отношение.

Мама и Родина очень похожи:

Мама красивая, Родина -  тоже.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой и ласковой самой.

     Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина - это мама, его близкие и родные люди. Такую связь можно показать на примере мероприятий, посвященных Дню матери и 8 марта.  

     День Матери стал традиционным праздником в нашем саду. Мама – самый родной, близкий и дорогой человек в жизни каждого из нас, а детей – тем более. Праздник День матери дарит возможность детям еще раз поблагодарить своих любимых мам, за их заботу и любовь. В этот день в исполнении детей звучат такие чудесные и добрые песни, как: «Мамина улыбка» (Музыка и слова Жени Цыброва) «Мамочка, милая, мама моя!»    (музыка  Канищева, слова  Афлятуновой),  «Мамочка моя, милая!» (слова  Михаила  Пляцковского, музыка Владимира Шаинского). Дети с удовольствиями танцуют  с мамами под песенку «С мамочкой-красавицей рядышком идём» (автор – Юлия Селиверстова) и т.д.

     Например, праздник к 8 марта «Путешествие по странам в поисках подснежников» в подготовительной группе. В ходе «путешествия» дети  знакомились с разными странами мира, но в итоге  с радостью «возвратились» в Россию к маме. Всё это сопровождалось фотографиями в презентации, где были показаны символы нашей Родины (флаг, Кремль, березы, пшеничные поля) на фоне песни «Мы  - дети твои, Россия» Николая Дукича. Песни о маме являются постоянной и неотъемлемой частью  детского репертуара. Например, такие как: «Самая счастливая» слова К. Ибряева,  музыка Ю. Чичкова,  «Как хорошо, что солнце светит» (Николая Кудряшова), «Свою маму я люблю» (Слова, музыка и аранжировка Обуховой Елены).

     В ходе праздников мы активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми («Весенняя полечка» Лилии Хисматуллиной, «По дорожке мы идем, свою мамочку ведём» на слова Елены Плаховой).  Это, несомненно, является частью нравственного воспитания подрастающего поколения.

     Именно в России традиционно сильна связь поколений и воспитание этой связи. В России очень сильный институт бабушек и дедушек. Старшее поколение в семье имеет огромное влияние на воспитание детей. И детский сад поддерживает эти связи.

     Примером этому может послужить традиционное празднование Дня пожилого человека, где дети поздравляют своих любимых бабушек и дедушек, выражают им свою любовь и благодарность, читают стихи и поют песни. Например, такие как: «Золотая свадьба» (слова Ильи Резника, музыка Раймонда Паулса), частушки, «Бабушка, испеки оладушки» (слова Михаила Пляцковского, музыка Владимира Шаинского), « Мы желаем счастья вам»  (Игоря Шаферана и Стаса Намина). А бабушки и дедушки исполнили для внуков  экспромтом  песню  «Надежда» (Пахмутова и Добронравов).

     Показывают сценку под песню «Бабушки – старушки» (слова Симона Осиашвили, музыка Вячеслава Добрынина). Танцуют для своих близких и родных танец «Осень пришла» (музыка и слова Светланы Юдиной), а  с бабушками -  вальс под песню «Листья желтые» (авторы: Петерс и Паулс).

     Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна. Организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в работе с детьми нужно стараться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

     Патриотизм — это когда живешь так, чтобы не было стыдно перед твоими предками, которые лежат в твоей земле. И как сказал немецкий писатель и композитор Эрнст Гофман: «Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка», так и патриотизм не опишешь  и не воспитаешь одними словами. И на помощь нам приходит самый живой язык чувств и эмоций – музыка. Патриотизм — это уважение и любовь к тому, о чём поётся в песне «С чего начинается Родина».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» города Николаевска Волгоградской области

Сообщение для педагогов МДОУ «Сказка» на тему:

«Значение художественно-эстетического воспитания

 в развитии дошкольников».

/к педсовету на тему «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС»/

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

 Кутепова Н.В.

30.01.2018 г.

г. Николаевск

     В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

     Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

     Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

     Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать  только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже изобретателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

     В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольном образовании в частности.

     Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.

     Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

     Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

     Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

     Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным  ценностям, умения понимать и ценить искусство без пробуждения у детей  творческих начал  невозможно становление гармонически развитой личности.

     Академик Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

     Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.    

      Идея эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дибро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.  

     Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

     Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

     Сущность данного процесса можно определить следующим образом:

  • Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
  • Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  • В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
  • И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

     Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.                                    

     Глубокими и современными представляются слова Н. Г. Чернышевского «Образованным человек - называется тот, кто приобрёл много знаний и кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо, и что справедливо, и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное  и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму  и  прекрасному.

     Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети, педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» города Николаевска

Волгоградской области

ПРИКАЗ

от      2018 г.                                                       №

   О проведении педагогического совета

   Во исполнении годового плана образовательно-воспитательной работы на 2017-18 учебный год, на основании положения о педагогическом совете МДОУ детский сад «Сказка», а также в целях повышения уровня образовательной работы дошкольного учреждения.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести 04.06.2018 г. заседание педагогического совета МДОУ «Сказка» по теме: «Результативность работы за 2017-2018 учебный год.
  2. Утвердить программу педагогического совета:

Дата

Воспитатель

Тема НОД

11.05.2018 г.

Багаутдинова А.М.

Конспект итоговое занятие во 2 младшей группе на тему: «Веселый концерт»

17.05.2018 г.

Чеботарева Г.А.

Конспект интегрированного занятия  в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну математики»

18.05.2018 г.

Танканова А.С.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «По дорогам радуги»

21.05.2018 г.

Перелыгина И.В.

Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста на тему: «Мы шагаем по дорожке»

21.05.2018 г.

Горбов А.И.

Конспект комплексного занятия в младшей группе на тему: «Путешествие в страну спорта и здоровья»

22.05.2018 г.

Варенцова Л.Е.

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста на тему: «Кукла Катя в гостях у ребят»

22.05.2018 г.

Азербаева Л.В.

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему: «Путешествие по сказкам»

22.05.2018 г.

Будко Н.М.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну «АБВГДейка»

23.05.2018 г.

Воевода Н.Н.

Конспект итогового занятия в средней группе на тему: "Дорога в старшую группу!"

23.05.2018 г.

Ключко Н.В.

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в Солнечный город»

24.05.2018 г.

Кутепова Н.В.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе на тему: «Колобок приглашает друзей»

24.05.2018 г.

Березовская О.Н.

Итоговое интегрированное занятие в средней группе на тему: «Путешествие в страну равновесия»

25.05.2018 г.

Колесниченко С.Н.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе на тему: «Мишка в гостях у ребят»

25.05.2018 г.

Бондарь М.В.

Конспект интегрированного занятия во 2  младшей группе на тему: «Путешествие Колобка»

Выступление на заседании педсовета 04.06.2018г.

- Анализ работы коллектива МДОУ детский сад «Сказка» за 2017 — 2018 уч. г. (справка старшего воспитателя Кутеповой Н.В.)

-  Творческие отчеты воспитателей по основным направлениям работы.

- Творческие отчеты узких специалистов (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

- Самоанализ открытых занятий – специалисты и воспитатели групп.

  1. Контроль за проведением методического объединения оставляю за собой.

       

      Заведующий                                                                                   Т.В.Меденцова

С приказом №    ознакомлены:

ФИО

Должность

Подпись

Дата

1

Кутепова Н.В.

воспитатель

2

Колесниченко С.Н.

воспитатель

3

Азербаевой Л.Е.

воспитатель

4

Бондарь М.В.

воспитатель

5

Березовской О.Н.

воспитатель

6

Воевода Н.Н.

воспитатель

7

Танканова А.С.

воспитатель

8

Будко Н.М.

воспитатель

9

Чеботарева Г.А.

воспитатель

10

Ключко Н.В.

воспитатель

11

Варенцова Л.Е.

воспитатель

12

Перелыгига И.В.

воспитатель

13

Багаутдинова А.М.

музыкальный руководитель

14

Горбов А.И.

инструктор по физическому воспитанию


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» города Николаевска Волгоградской области

Отчет МДОУ «Сказка»

за 2017-2018 учебный год

Подготовила:

старший воспитатель

Кутепова Н.В.

Июнь 2018 год

г. Николаевск

     Воспитательно - образовательная работа в 2017-2018 г.   строилась на основе создания   предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализующего образовательную программу МДОУ «Сказка», разработанную на основе примерной образовательной программы дошкольного образования “Детство” под ред. Гогоберидзе.

     Цель программы МДОУ «Сказка» – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

    Содержание программы  соответствует интересам современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.  

     В  МДОУ «Сказка» функционируют 6 групп:

  • одна группа для детей раннего возраста от 1,5 до 2 лет;
  • одна младшая группа от 2 до 3 лет;                                                    
  • четыре  группы   для детей от  3 до 7 лет (2 младшая,  средняя, старшая и подготовительная).                                                                                                                        

     В детском саду реализуют основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС пять групп – группа раннего возраста, младшая, вторая младшая, средняя группа и старшая группа. В 2017 – 2018 учебном году одна из актуальных задач годового плана ДОУ - продолжать создавать эффективные условия для внедрения ФГОС в воспитательно – образовательный процесс.                                                                                                            

     Деятельность педагогов была направлена на  реализацию ФГОС в образовательном процессе ДОУ и обновление предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе (журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в группах). Особое внимание педагогами было уделено необходимости наполнения предметно – развивающей среды для обеспечения возможности самовыражения  детей, индивидуальной  комфортности и эмоционального  благополучия каждого ребенка  с учетом принципа интеграции разных видов детской деятельности. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.      

     Педагогами МДОУ «Сказка» используются в работе такие технологии как: технологии игрового обучения, сказкотерапия, технологии   проектного обучения, технологии диалогового обучения, технологии визуального обучения, информационного обучения (ИКТ). Для осуществления воспитательно-образовательного процесса во всех группах разработаны рабочие программы на основе примерной образовательной программы дошкольного образования “Детство” под ред. Гогоберидзе. Реализация образовательных программ в воспитательно-образовательном процессе и рабочих программ педагогов МДОУ позволяет воспитывать детей всесторонне развитой личностью

     Предметно – развивающая среда построена в соответствии  с ФГОС ДОО, основной программой МДОУ «Сказка», примерной   образовательной программой «Детство». Развивающая среда групп отвечает  всем   нормам СанПИН и нормам безопасности.  Интерьер группы отличается индивидуальностью и  творческим подходом  к его организации. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.

     В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.  С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Решение программных образовательных задач осуществлялось в рамках непосредственной образовательной деятельности, а также в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности дошкольников. В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.

     Анализ кадрового состава показывает, что педагогический коллектив ДОУ обладает достаточно высоким уровнем профессионализма, творческим потенциалом и способностью к инновационной деятельности. Укомплектованность педагогическими кадрами образовательного учреждения составила на 1 сентября 2017 год  – 100%.

    C марта 2017 года открыт сайт МДОУ детский сад «Сказка», который работает систематически и постоянно идет обновление сайта. На сайте мы знакомим родителей с уставными и локальными документами  детского сада,  готовим консультации специалистов и воспитателей ДОУ, отвечаем родителям на их вопросы через сайт, знакомим с жизнью детского сада, через информацию, фотографии и т.д.

     Также функционируют персональные сайты педагогов /14 педагогов,  ведут личные сайты в социальной сети работников образования nsportal.ru/, 10 педагогов - блоги на maam.ru., 1 педагог – на сайте ИЦДТ «Новое поколение», что способствует открытости информационного пространства образовательного учреждения.

     Один из планируемых результатов  годового плана -  повышение профессиональной компетентности педагогов. В этом году 2 педагога подтвердили аттестацию на 1 категорию /Варенцова Л.Е и Чеботарева Г.А/. В сравнении с прошлым годом в 2017 году количество педагогов с первой квалификационной категорией увеличилось на 1 человека /Березовская О.Н./. Всего 14 педагогов, из них 8 человек с 1 категорией; у остальных – соответствие занимаемой должности. Профессиональную переподготовку в декабре 2017 года прошла Багаутдинова А.М. по программе «Профессиональная деятельность музыкального руководителя в дошкольной образовательной организации». Горбов А.И. и Багаутдинова А.М. прошли обучение по программе  «Оказание первой помощи пострадавшему в образовательной организации: реализуем Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ» (декабрь 2017г, май 2018г.). 6 помощников воспитателя в 2018 году прошли обучение по дополнительной профессиональной программе по теме «Профессиональное обучение помощников воспитателей (младших воспитателей) в области образования и педагогики» (апрель 2018 год). В ДОУ разработан график по повышению квалификации педагогов с учётом прохождения процедуры аттестации до 2023 года.

    В 2018 году  Воевода Н.Н. приняла участие в районном конкурсе профессионального мастерства  «Воспитатель года - 2018».

     10 апреля 2018г. на базе ДОУ было организовано заседание районного методического объединения педагогов дошкольного образования Николаевского муниципального района (далее - РМО) по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе музыкальных произведений», где в качестве выступающих приняли участие 2 педагога – музыкальный руководитель Багаутдинова А. М. показала тематического музыкального занятия «Богатыри земли русской» (5-7 лет) с последующим самоанализом, старший воспитатель  Кутепова Н.В. подготовила сообщение на тему: «Особенности восприятия патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки в МДОУ «Сказка» г. Николаевска /представлен опыт работы детского сада/.

     На уровне ДОУ также ведется непрерывное профессиональное  образование педагогов через разные формы методической работы  на основе годового плана: открытые просмотры НОД, мастер–классы, семинары.

     В ноябре 2017 года воспитатели групп / Бондарь М.В. Березовсая О.Н. Ключко Н.В. Чеботарёва Г.А./ и узкие специалисты /Горбов А.И.-инструктор по физическому воспитанию, Багаутдинова А.М. – музыкальный руководитель/ показали мастерклассы к заседанию методического объединения педагогов МДОУ «Сказка»  по теме: «Игра – королева детства». На итоговом заседании методического объединения воспитатели всех групп  представили   многофункциональные игрушки, изготовленные своими руками: «Бизиборт» (Варенцова Л. Е., воспитатель группы раннего возраста); «Мишка-путешественник» (Кутепова Н.В. и Колесниченко С.Н. воспитатели младшей группы); «Волшебный куб» (Азербаева Л.В. и Бондарь М.В. воспитатели второй младшей группы); «Умный домик» (Березовская О.Н. и Воевода Н.Н. воспитатели средней группы);  развивающая книжка, треугольная призма «Грамотейка» и   игрушка «Робин-Бобин» (Ключко Н.В. и Танканова А.С. воспитатели старшей группы);   игрушка «Снеговики» (Чеботарёва Г.А. и Будко Н.М. воспитатели подготовительной группы). Хорошими помощниками в изготовлении многофункциональных игрушек стали родители наших воспитанников: Емельянова Т.В., Витчукова О.Н., Черкасов А.М., Замкова Л.А., Алексеев Н.А.

     30 января 2018 года на заседании педагогического совета педагогов МДОУ «Сказка» по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС» воспитатели групп /Кутепова Н.В, Танканова А.С, Березовская О.Н., Азербаева Л.В., Будко Н. М./ показали открытые занятия. На итоговом заседании педсовета воспитателям были даны рекомендации по организации и наполняемости центров художественно-эстетического развития детей, показана презентация о нетрадиционном рисовании, как способе приобщения дошкольников к искусству. Все педагоги групп представили дидактические игры, изготовленные своими руками, по теме педсовета.

     В мае 2018 г. на заседание педагогического совета МДОУ «Сказка» по теме: «Результативность работы за 2017-2018 учебный год», все педагоги детского сада показали свое профессиональное мастерство на открытых занятиях. Итогом педагогического совета стали творческие отчеты воспитателей и узких специалистов по основным направлениям своей работы.

     В течение 2017-2018 учебного года педагоги транслировали свой педагогический опыт:

  • участник районного смотра-конкурса на лучший речевой центр среди дошкольных образовательных организаций Николаевского муниципального района /01.09.2017 г./ – Кутепова Н.В.
  • трансляция педагогического опыта в межмуниципальном семинаре-практикуме по вопросу организации оснащения и наполнения речевых центров на тему: «Изготовление игр своими руками, способствующих речевому развитию ребенка. Оформление картотеки» / 22 сентября 2017 г./ - Кутепова Н.В.
  • выступление с докладом на тему: «Организация предметно - развивающей среды в группе раннего возраста, как одно из условий развития речи детей» в межмуниципальном семинаре для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Методы развития детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» в п. Новостройка Палласовского муниципального района /01.11.2017 год/ - Кутепова Н.В.
  • участие во Всероссийской  (с международным участием) научно-практической конференции «Развитие личности ребенка и личностно-профессиональное развитие педагога в условиях реализации ФГОС ДО» - сертификат от 14.12.2017 ВГАПО – 2 педагога - Ключко Н.В., Кутепова Н.В.
  • участие в районном этапе межмуниципального конкурса методических разработок мероприятий для детей дошкольного возраста «Совершенствование моделей воспитательных мероприятий по формированию добродетелей послушания и целомудрия как основных критериев семейных ценностей» - сертификат от 26.04.2018  - Ключко Н.В.
  • в качестве слушателей семинара «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС»  (в количестве 16 часов) г. Волгоград – 5 педагогов – Кутепова Н.В., Азербаева Л.В., Березовская О.Н., Бондарь М.В., Воевода Н.Н.
  • в качестве слушателей семинара для педагогов «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» (в количестве 16 часов) – 6  педагогов – Кутепова Н.В., Танканова А.С., Азербаева Л.В., Березовская О.Н,, Бондарь М.В,, Воевода Н. Н.
  • Воспитатели 2-ой младшей группы /Азербаева Л.В. и Бондарь М.В./представили свой опыт работы - проект «Город музыки в жизни ребёнка»/ в региональном фестивале «Мой край родной - Поволжье».

     В работе с детьми  воспитатели ДОУ старались создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировали основы  культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,   формировали предпосылки к учебной деятельности, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

     Одним из главных условий пребывания детей в детском саду является их безопасность.    

В соответствии с планом мероприятий по проведению Месячника безопасности в образовательных учреждениях  района, в целях повышения безопасности детей в течении учебного года, а также  восстановления после летних каникул навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте, а так же адекватных действий при угрозе возникновения опасных и ЧС в МДОУ детский сад «Сказка»  были проведены месячники безопасности детей.

  • В августе 2017 года в рамках проведения мероприятий по профилактике и предупреждению случаев травматизма в летний период на тему: «Безопасное лето, безопасные каникулы» педагогами были проведены тематические занятия, беседы, игры, с родителями были проведены консультации, акции, беседы и т.д.
  • Стала уже традицией в сентябре месяце в ДОУ проводить месячник «Безопасная дорога» по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, их родителей, а также сотрудников детского сада.
  • С 1 октября по 30 октября проведен месячник по направлению пожарной безопасности детей, их родителей, а также сотрудников детского сада. Ежегодно в ДОУ проводятся тренировки по эвакуации детей и сотрудников /осенью и весной/.
  • С 1 ноября по 30 ноября 2017 года месячник по направлению антитеррористической безопасности, безопасности психического и физического здоровья детей, их благополучия в детском саду и за его пределами. В целях соблюдения антитеррористической безопасности в нашем детском саду имеется сигнал тревожной кнопки.

     Педагоги творчески подошли к планированию образовательного процесса. Были использованы разнообразные методы и приемы обучения детей, вся деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии с родителями, т.к. главным авторитетом для ребенка являются его родители, его близкие, а педагоги умело, и вовремя подсказывали родителям как лучше сделать.

     Работа по ОБЖ осуществлялась на занятиях и других режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей. Педагоги проводили с детьми тематические занятия, беседы и т.д.

     Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группе. В каждой групповой комнате оформлены уголоки по ОБЖ. Для организации обучения правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасного поведения на улице и дома с помощью родителей постоянно обновляется и пополняется предметно-развивающая среда, следующим образом: игрушками и игровым оборудованием, наглядно - дидактическими пособиями.

     Вопросы о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, о правилах пожарной безопасности и о других различных опасных жизненных ситуациях актуальны в работе с родителями. В связи с этим проводились с родителями консультации, беседы и т.д.

     В марте 2018 года в рамках акции «Безопасные каникулы» были проведены мероприятия различного уровня по соблюдению правил безопасности на водных объектах в весенний период. Воспитатели разговаривали с детьми о том, что надо быть осторожными у воды, что нельзя ходить одним, без взрослого на речку, каналы, пруды, пляжи, нельзя играть возле котлованов и рвов с водой.

     Результатом реализованных мероприятий стало то, что дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, на улице, в транспорте и дома; как вести себя с незнакомыми людьми; бережно относится к живой природе; как беречь свое здоровье и научились применять полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Мы верим, что работа, систематически проводимая с воспитанниками, даст положительный результат.

     Педагоги нашего детского сада  большое  внимание уделяют предметно-развивающей среде. Во всех группах в течении учебного года обновлены и пополнены новым материалом центры по ОБЖ, изобразительного искусства, музыкально-театральные и т.д.

 

     В детском саду ведется дополнительное образование по направлениям развития «Художественно-эстетическое» и «Познание». Работают 8 кружков, в которых занимаются -  95 детей. В настоящее время реализуется программа финансовой грамотности для детей «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», по которой занимается 15 человек и ведет кружок - Березовская О.Н.

Дополнительное образование

Группа

Программа, автор

Название кружка

Воспитатель

Группа раннего возраста

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева

«В гостях у бабушки Варвары»

Варенцова Л.Е.

II младшая группа

И.А. Лыкова «Цветные ладошки»

«Весёлая палитра»

Бондарь М.В.

И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

«Волшебный пластилин»

Азербаева Л.В.

Средняя группа

«Маленькие ученые» Т. И. Камардина

«Маленькие ученые»

Воевода Н.Н.

«Цветные ладошки» И. А. Лыкова

«Рисовашка»

Березовская О.Н.

Старшая группа

И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

«Юные волшебники»

Танканова А.С.

Подготовительная группа

 И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

«Ловкие ладошки»

Будко Н.М.

И.А. Лыкова «Умные пальчики»

«Журавлик»

Чеботарева Г.А.

     

     Качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ определяется результатами освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые  выражены в целевых ориентирах образовательных областей развития («Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») к каждому возрастному дошкольному периоду. Исходя из наблюдений за детьми, педагогического анализа и  отчетов педагогов о достижениях детьми панируемых результатов освоения программы мы сделали вывод, что основная образовательная программа  в минувшем учебном году детьми усвоена.

     Для решения задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников в 2017-2018 году все физкультурно-оздоровительные мероприятия были направлены на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, закаливания с учетом состояния здоровья детей. Весь комплекс мероприятий имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья детей.

     На протяжении всего года  в ДОУ проводилась оздоровительная   работа с использованием здоровьесберегающих технологий: утренняя зарядка, гимнастика после сна,  воздушные процедуры, дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, что отразилось на улучшении физического состояния и здоровья детей. Ежедневное соблюдение режима, организованная активность на улице (подвижные и спортивные игры) позволили снизить и удерживать показатели заболеваемости ниже  прошлого года.  В каждой группе заведены журналы здоровья, где родители каждое утро отмечают состояние здоровья своего ребенка.

     Работу по физическому развитию и укреплению здоровья детей коллектив МДОУ «Сказка» будет планировать и проводить и дальше: работу с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья детей и снижения заболеваемости.

     В сентябре 2017 года в рамках года экологии в России Всероссийским общественным движением «Зеленая Россия» был объявлен Всероссийский  экологический субботник.  Сотрудники, дети и родители  нашего детского сада «Сказка» горячо откликнулись на призыв провести генеральную уборку в родном городе, на территории детского сада и прилегающей территории.  Воспитатели вместе с детьми и родителями провели занятия на экологическую тематику, акции по уборке территории, приняли участие в конкурсе  на самое массовое участие.

     25 апреля 2018 года в МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска прошло общее родительское собрание на тему «Здоровая семья – здоровый ребенок».

     Родители нашего детского сада приняли участие в районной родительской конференции на тему «Семейные ценности – залог успешного воспитания», которая проходила 18 апреля 2018 года.

     В нашем детском саду проводится работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, дети  принимают участие в конкурсах, праздниках, проводимых в ДОУ, а педагоги /Ключко Н.В., Варенцова Л.Е., Будко Н.М./ на семинарах различного уровня. В июне 2017 года эти педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Духовно – нравственное воспитание детей на основах православной культуры» г. Волжский.

     В 2017-2018 гг. воспитатели и воспитанники принимали  активное участие в конкурсах ДОУ,  городского, регионального и всероссийского уровней:

     В ДОУ проводилось пять конкурсов:

  • В октябре 2017 года конкурс детского творчества «Осенние фантазии». По результатам оценки, представленных на конкурс работ  победителями конкурса стали: /группа раннего возраста – семья Бриндючковой Валерии - воспитатели: Варенцова Л.Е и Перелыгина И.В; подготовительная группа – семья Коломыйченко Антона – воспитатели: Чеботарева Г.А., Будко Н.М.;   2 младшая группа – семья Герт Станислава – воспитатели: Бондарь М.В. и Азербаева Л,В.; средняя группа – семья Ярды Полины – воспитатели: Березовская О.Н. и Воевода Н.Н.; младшая группа – семья Полицеймако Елизаветы – воспитатели: Кутепова Н.В. и Колесниченко С.Н.; старшая группа – семья Локаревой Дарьи – воспитатели: Танканова А.С. и Ключко Н.В./.
  • 21 декабря 2017 года смотр-конкурс на «Лучший уголок безопасности». Победителями смотра-конкурса стали:

          1 место – воспитатели младшей группы - Кутепова Н.В. Колесниченко С.Н.

          2 место – воспитатели подготовительной группы - Будко Н.М. Чеботарева Г.А.

          3 место – воспитатели 2 младшей группы - Азербаева Л.В. Бондарь М.В.

  • 29 декабря 2017 года конкурс «Лучшее оформление групп к Новому году» /победитель – старшая группа - воспитатели: Ключко Н.В. и Танканова А.С./.
  • В марте проводился смотр-конкурс «Мой любимый детский сад». Утвердить решение жюри и признать победителями в номинации:

Музыкальный номер - Песня «Детский сад» /Деревянко Дарья, Домрачев Филипп, Русанова Александра, Ущенко Павел, Вербицкая Дарья, Сиволобова Дарья, Моисеенко Аксинья, Утегенов Амиржан, Чеботарев Павел, Малюков Дмитрий/- воспитатели: Ключко Н.В., Танканова А.С.

Поэтический номер - Стихотворение «Работаю ребенком» - Герт Станислав. Воспитатели: Азербаева Л.В. и Бондарь М.В.

Танцевальный номер «Встречный» / Шевцова Анна, Осьмаков Кирилл, Косенко Анна, Жумагулов Эмир, Чадаев Иван, Толстик Алина, Модалева Аксинья, Коломыйченко Антон/ - воспитатели: Будко Н.М. и Чеботарева Г.А.

Газета «Я люблю свой детский сад!» Газета «В гостях у «Сказки»        Кутепова Н.В., Колесниченко С.Н., Березовская О.Н.,  Воевода Н.Н.

Эссе воспитателя «С детства дружим с книгой» - воспитатели: Варенцова Л.Е. Перелыгина И.В.

  • В апреле 2018 года был проведен смотр-конкурс «Пасхальное чудо». Победителями в номинации - рисунок:

          1 место: Кравченко Арина /младшая группа/ Воспитатели: Кутепова Н.В.,

          Колесниченко С.Н.

          2 место: Моисеенко Аксинья /старшая группа/ Воспитатели: Танканова А.С.,

          Ключко Н.В.

           3 место: УтегеновАмиржан /старшая группа/ Воспитатели: Танканова А.С., Ключко

          Н.В.

          В номинации - поделка:

           1 место: Домрачев Филипп /старшая группа/ Воспитатели: Танканова А.С., Ключко

          Н.В.

          2 место: Валиев Давид /младшая группа/ Воспитатели: Кутепова Н.В.,

          Колесниченко С.Н.

          2 место: Николенко Захар /2 младшая группа/ Воспитатели: Бондарь М.В.,

          Азербаева Л.В.

           3 место: Замкова Елизавета /группа раннего возраста/ Воспитатели: Варенцова Л.Е,

          Перелыгина И.В.

          3 место: Гиясова Мадина /подготовительная группа/ Воспитатели: Будко Н.М.,

          Чеботарева Г.А.

Городской конкурс:

  • Победители и участники конкурса поэтических открыток «О дружбе и любви» /1 место - Николенко Ксения, воспитанница подготовительной группы и    воспитанница  2 –ой младшей группы – Маннвайлер Арина/, участники - /младшая группа – Полицеймако Елизавета, Кравченко Арина, Щетина Маргарита/ и участница - /старшая группа - Русанова  Саша/.
  • Победитель и участники в городском конкурсе «Краса Масленица - 2018» /семья Николенко Захара,  III место – 2-ая младшая группа и семьи младшей группы: Бриндючковой Валерии, Черных Олега/.
  • Благодарственное письмо воспитателям: Кутепова Н.В., Березовская О.Н., Воевода Н.Н., Колесниченко С.Н. за профессионализм и освещение жизни детского сада.

Районный конкурс:

  • Участие в I районном фестивале художественной самодеятельности  трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений  Николаевского муниципального района «Мы таланты!» - диплом участника.
  • Победитель рождественского конкурса творческих  работ декоративно – прикладного искусства по Николаевскому району «Навстречу Рождеству – 2018» - грамота 2 место - Тыщенко Сергей /старшая группа/.
  • Победители и участники районного конкурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству «Путь к звёздам», посвященному 57-й годовщине со дня 1-го космического полёта Ю.А. Гагарина, 77-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Ю.В. Малышева / Манакин Никита /старшая группа/ - грамота  за III место; средняя группа – Сизоненко Ярослав и Вагнер Михаил – участник и дипломант; воспитанники подготовительной группы – II место – Орехов Иван, участники – Сидоренко Денис, Толстик Алина.
  • Победитель и участник муниципального этапа XVI  Всероссийского детского  экологического  форума «Зелёная планета 2018» /Дегтярева Дарина, воспитанница младшей группы  – III место и воспитанник младшей группы – Валиев Давид – участник/.
  • Диплом I степени за «Лучшую организацию Всероссийского «Дня снега» на территории Николаевского муниципального района».
  • Диплом участника  III районного фестиваля ансамблей народного, современного, эстрадного, бального танца «ВОЛНА», Танец «Чаепитие» коллектив воспитанников подготовительной группы.
  • II место в муниципальном конкурсе рисунков и плакатов  «Безопасные каникулы» - Соломатина Илария /подготовительная группа/.

Региональный конкурс:

  • Диплом участника регионального этапа Международного детского экологического форума «Зеленая планета 2018» в конкурсе поделок «Многообразие вековых традиций» - Дегтярева Дарина, воспитанница младшей группы.
  • Победитель VI-го Регионального фестиваля  «Мой край родной – Поволжье» /Азербаева Л.В., Бондарь М.В./, г. Волгоград
  • Благодарственное письмо МДОУ детский сад «Сказка» за успехи в решении стратегической задачи гражданско-патриотического воспитания  детей дошкольного возраста на культурно-исторических традициях региона г. Волгоград, 2018 г.
  • Благодарственное письмо МДОУ детский сад «Сказка» за успешное внедрение региональной программы «Воспитание маленького волжанина» в практику дошкольного образования Волгоградской области. Волгоград 2018 г.

Всероссийский конкурс:

  • сертификат за активное участие в номинации «Конкурс на самое массовое участие».
  • Домрачеев Филипп, Малюков Дима, Моисеенко Аксинья, Сиволобова Варя, Манакин Никита – победители международной интернет викторины для дошкольников по экологическому воспитанию «Зелёный патруль» - дипломы лауреатов I  степени.
  • Деревянко Дарья,  Болдарев Саша – победители международной занимательной интернет викторины для детей «Великие тайны воды», посвящённой году экологии в России – дипломы лауреатов I степени.
  • Осьмакова Алеся – победитель международной занимательной интернет викторины для детей «Великие тайны воды», посвящённой году экологии в России – диплом лауреата III степени.
  • Победитель Всероссийского конкурса «Весну встречает Маслена – Красавица!» г. Оренбург, 2018 г. - диплом I степени – Глинкина Валерия /младшая группа/.

     В течении года наш детский сад поддерживал внешние связи с различными организациями города: детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова, государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Николаевский центр социального обслуживания населения», краеведческий музей «Земля-Космос», МОУ ДОД «Детская школа искусств», Дом – музей им. М.А. Шолохова, общеобразовательная школа № 2. Дети неоднократно посещали и ходили на экскурсии в музей, детскую библиотеку и т. д.

     В течении года педагоги детского сада продолжали тесное сотрудничество с центральной городской библиотекой им. Н. Белянского. Дети и педагоги участвовали в проводимых библиотекой конкурсах /конкурс поэтических открыток «О дружбе и любви», городской творческий конкурс для дошкольников  «Самый-самый детский сад»/.

      В течении года велась разноплановая работа с родителями. Взаимодействие с родителями остается актуальной темой на сегодняшний день. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии.

     В течение года в детском саду велась целенаправленная работа всего педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников:  

  • ознакомление с уставными и локальными документами;  
  • заключение договоров с родителями вновь поступающих детей;
  • проведение родительских собраний;
  • курсы  для родителей (законных представителей) по образовательной программе дополнительного образования взрослых «Основы детской психологии и педагогики»;
  • экскурсии по детскому саду;  
  • консультативные беседы по запросам родителей;  
  • групповые досуговые мероприятия;  
  • организация совместных дел, праздников;  
  • оформление информационных стендов;  
  • пропаганда педагогических знаний родителям (выставки, информационные уголки).

     Дошкольное учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей. Педагогический коллектив детского сада предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества: родительские собрания, участие в праздниках, совместные досуги, изготовление поделок в кругу семьи, совместные выставки, рисунки и т.д. Согласно плану работы детского сада осуществлялось оформление групп, уголков для родителей. Во всех группах проводятся инструктажи по организации безопасности детей в семье, на дороге, воде, в природе и т.д.

     Проведенный анализ работы по реализации программы сотрудничества ДОУ с родителями показал, что проведенная работа являлась системной, результативной.  Родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ.  

     В нашем детском саду с сентября 2015 года работает консультационный пункт для оказания методической, психолого – педагогической, консультативной помощи семья, чьи дети не посещают детский сад. Консультационный пункт в МДОУ «Сказка» функционирует уже третий год. Помимо запланированных бесед и консультаций специалисты и педагоги ДОУ оказывали помощь родителям (законным представителям) детей по интересующим их вопросам и индивидуальным запросам. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность с родителями. Специалисты и педагоги ДОУ проводили лекции, мастер-классы, тренинги с родителями, теоретические и практические семинары для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.  

    Для реализации учебного плана на 2017-2018 г. поставлены следующие задачи:

  • Охрана жизни и здоровья детей, формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни; качественное освоение педагогами инновационных здоровьесберегающих технологий физического воспитания, оздоровления дошкольников;
  • Введение инновационной деятельности как способа улучшения способности педагогической системы детского сада, достигать качественно более высоких результатов образования, ориентированного на индивидуальность ребёнка и запросы его семьи.
  • Продолжать обновление предметно-развивающей среды  в каждой возрастной группе в соответствии с ФГОС;
  • Осуществлять  единый подход в воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
  • Завершение поэтапного перехода на построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • Продолжать принимать активное участие в конкурсах на разных уровнях, в городских и районных методических объединениях.

    По итогам учебного года хочется сказать, что, несмотря на все более возрастающие трудности в нашей работе, и воспитатели, и весь персонал детского сада работал слаженно и достаточно активно.