Интерактивная карта, как способ ознакомления дошкольников с именами героев-старооскольцев.
статья (подготовительная группа) на тему

Кокшарова Татьяна Васильевна

В статье предлагается использовать интерактивную карту для ознакомления дошкольников с именами героев-старооскольцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Каждая новая война начинается тогда, когда забывается старая. Эта нехитрая истина особенно в наше довольно тревожное время призывает бережно хранить память о событиях Великой Отечественной войны и её героях. Тем более на нашей, опаленной войной Белгородской земле, в Старом Осколе, которому неслучайно присвоено звание «город воинской славы». Подрастающему поколению нужно рассказывать о подвигах их предков дома, в учебных учреждениях, со страниц газет и экрана телевизора. Но делать это нужно аккуратно, творчески, осознавая, что «духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык» [1].

     Логично, что воспитатели, учителя в этом отношении исполняют особую миссию: мы воспитываем не только своих родных детей, но и десятки мальчишек и девчонок, которые приходят в школу сами или которых за руку приводят в детский сад родители. В школе методика уроков патриотического воспитания хорошо разработана. Когда мы сами учились в школе, такие мероприятия в основном строились вокруг встречи с ветеранами войны, которые рассказывали нам о своих фронтовых буднях. Сейчас, увы, это невозможно.

     Есть и другая сторона медали: современный мир, условия, в которых растут дети, диктуют свои способы передачи информации, свои пути к сердцу и мозгу подрастающего поколения. «На современном этапе развития педагогической науки необходимо обратить внимание на технические новшества и творческие возможности самого педагога – сделать педагогический процесс более технологичным, ярким и действенным». Исходя из учёта этих факторов, мы решили прибегнуть к популярным в современной педагогике активным методам обучения, под которыми понимают «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» [3].

     Для достижения цели укрепления нравственно-патриотических чувств воспитанников мы решили прибегнуть к краеведческому материалу, а именно   разработать интерактивную экскурсию по Старому Осколу, точнее, по тем его улицам, которые носят имена героев Великой Отечественной войны. Их в нашем городе, как известно, довольно много. Кстати, один из наших воспитанников проживает на улице, которая носит имя Героя Советского Союза Владимира Быкова.

     Таким образом, первой задачей стал сбор информации относительно количества и расположения улиц, которые находятся в сфере нашего внимания в контексте данного проекта. По данным интернет-сайта Mapbase.ru в Старом Осколе насчитывается 626 улиц и переулков. Примерно, половина из них носит название в честь того или иного гражданина нашей страны. И если поначалу амбициозный план заключался в том, чтобы представить информацию о каждом человеке, увековеченном на карте города, то после осознания этих сведений стало понятно, что это слишком масштабная работа. Проблема даже не в том, что её сложно сделать. Дело в том, что даже старшим школьникам в силу психофизиологических особенностей не удастся сохранять внимание и концентрацию на протяжении столь значительного времени, тем более сложно это сделать детям дошкольного возраста.

     На втором этапе, который можно назвать отбором и систематизацией полученной информации, решено было ограничиться лишь теми улицами, которые носят имена героев, непосредственно связанных с историей Старого Оскола. В первую очередь это всем известная улица 17 героев, ещё во время войны получившая свое название, увековечившее подвиг солдат 107-ой стрелковой дивизии, несмотря на колоссальный численный перевес врага, не выпустивших гитлеровцев из окружения. В том бою погибли 13 советских воинов, а оставшиеся 4 были тяжело ранены, но они сумели выполнить поставленную боевую задачу. Кроме того, в проект войдут улицы Акинина, Быкова, Бондаренко, Горбунова, Долгих, Калачева, Литвинова, Плотникова, Руденко, Столяревского, Токарева, Хмелёва. Как известно, в городе скоро появится и ещё несколько улиц, которые могли бы тоже заинтересовать нас в этой работе, но мы их в список не включили, поскольку пока на этих улицах нечего показать, а в контексте работы важен именно иллюстративный материал.

     На следующем этапе работы средствами Microsoft Power Point и сервиса Яндекс.Карты мы планируем создать карту Старого Оскола, на которой особо будут отмечены выбранные нами улицы. Это своего рода заготовка, которая станет основой воплощения проекта. Также предполагается насытить эту карту фотографиями видов данных улиц, мемориальных досок и других памятных объектов, размещённых на них. Важно, чтобы изображения были максимально качественными и, главное, узнаваемыми, чтобы ребёнок угадал дома, деревья, скверы, мимо которых ходит, и сумел по-новому взглянуть на них, и ребёнку было бы интересно слушать текст, которым будет сопровождаться эта интерактивная экскурсия.  Составление ёмких, но в то же время ярких биографических справок о героях, именами которых названы данные улицы, ведётся параллельно работе по подготовке иллюстративного материала. Принципиально захватить внимание ребёнка и не просто перечислить набор сухих фактов и цифр, но, буквально заставить его по-новому взглянуть на привычные картины и увидеть отраженные в карте родного города судьбы людей, боровшихся за свободу и независимость Родины. Эту работу мы планируем выполнять не только сами, но и привлекать к этому делу родителей. Мы рады представить первый результат вашему вниманию. По нашей просьбе родители воспитанника предоставили нам фото мемориальной доски, увековечившей память о Герое Великой отечественной войны Владимире Ивановиче Быкове.  Также от родителей мальчика получена интересная информация о том, что во время войны на этой улице в подвале дома, где проживала Рябчукова Людмила Ивановна, местные жители прятались от обстрелов.

     Мы думаем, что проведение такой интерактивной экскурсии необязательно проводить накануне 9 мая. Скорее даже напротив, лучше делать это в зимнее время, поскольку память о героях не должна быть чисто сезонным делом. 5 февраля старооскольцы отмечают день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, можно к этой дате приурочить показ интерактивной экскурсии.  Весной гораздо полезнее пройти эти маршруты ногами, чем смотреть на них на экране.

     Что касается новизны данной работы, то нельзя не отметить, что подобные идеи высказывались и воплощались в разных городах нашей страны. Допустим, в Коломне похожей работой много лет занимается Татьяна Яковлевна Ненахова. В частности, она пишет: «Знакомя детей с родным городом, мы стремимся показать, что он славен … своей историей, традициями, достопримечательностями и людьми» [2]. Это весьма перспективный способ воспитания нравственно-патриотических чувств, любви и к малой Родине и ко всей нашей огромной стране. По нашей информации в нашем городе подобная инициатива ещё не была реализована, и мы не можем аргументированно говорить о результатах, но думается, что она принесёт свои плоды и на белгородской земле.

Список литературы:

     1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979.

      2. Ненахова Т.Я. Краеведение в дошкольном образовательном учреждении / Т.Я. Ненахова [и др.] // Коломна : ММЦ, 2005.  

    3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006.    

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...

Возможности использования интерактивной доски для ознакомления дошкольников с ОБЖ

Использование современных технологий в образовательном процессе...

Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»

Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и  воспитании патриотизма у  детей дошкольного возраста.....

Интерактивная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с историей своей родины

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. И поэтому моя задача как воспитателя -  формировать у детей первое представление об окружающем мире, гуманное  о...

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»...

«Интерактивная доска, как способ воспитания и обучения дошкольников»

laquo;Скажи ребёнку - и он забудет, объясни - и он запомнит, позволь ребёнку сделать что-то самому - и он поймёт»Конфуций...

Статья "Сказка, как способ ознакомления дошкольников с родным краем"

Данный материал разработан для раскрытия вопросов ознакомления детей дошкольного возраста с историей родного края через сказки....