Влияние плавания на детский организм
консультация

Киселева Наталья Олеговна

Влияние плавания на детский организм (схема)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_plavaniya_na_detskiy_organizm.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                                                                                     

Плавание называют идеальным видом движения, и действительно, не один вид спорта не имеет такого большого гигиенически- оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Человек, погрузившись в воду, чувствует потребность в движении. Это происходит от того, что в воде возбуждаются нервные окончания, заложенные в коже. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Дыхательная система

   Плавание является лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. В отличие от обычного двухфазного, в воде осуществляется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

Опорно-двигательный аппарат

    Активно развивается позвоночник ребенка. Правильное и своевременное укрепление костной системы при помощи плавательных движений позволит избежать искривления позвоночника и плоскостопия. Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет, несовершенна.  При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавания является средством профилактики и лечения нарушений осанки.

Сердечно-сосудистая система

В детском возрасте сердце сравнительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относится и плавание.

 При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.

Пищеварительная система

   Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.

Терморегуляция

Рекомендуемая температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребенка, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают  благотворный закаливающий эффект. При вхождении в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела В свою очередь, закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Нервная система ребенка.

  Нервная система в этот возрастной период также претерпевает существенные изменения. Особенно интенсивно развиваются большие полушария мозга. Это сопровождается сложной перестройкой мозговых функциональных отношений, что свидетельствует о готовности мозговых структур к осуществлению психической деятельности и выполнению упражнений, относительно сложных по координации движений.

  В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.

Психологическое влияние плавания.

   На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими в зале.

 Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Но, впервые попав в воду, ребенок чувствует себя неуверенно, скованно, поэтому со стороны педагога требуются такт и участие, чтобы не вызвать страх и неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно организованные занятия способствуют развитию у них волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Таким образом, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                              Автор: педагог дополнительного образования: Киселева Н.О

г. Советский

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение плавания для детского организма

Консультация для родителей...

Мастер-класс на тему: "Влияние музыки на детский организм"

«Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души».Платон...

Консультация для родителей «Влияние стопы на детский организм"

 Стопа благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Какие факторы, связанные с условиями пребывания в детском саду, влияют на своды стопы? Их...

Беседа "Влияние алкоголя на детский организм"

В беседе сообщается детям, что алкоголь затормаживает работу организма. Описываются различные эффекты алкоголя и показывается пагубное влияние алкоголя на детский организм....

Консультация для родителей «Значение и влияние закаливания на детский организм».

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата в развитии иммунной системы, снижающей чувственность организма к вредному воздействию естественных природных факторов (солнце,...

Тема: «Утренняя гимнастика – многозначное влияние на растущий детский организм»

   Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется...

Консультация "Влияние плавания на детский организм"

Плавание называют идеальным видом движения, и действительно, не один вид спорта не имеет такого большого гигиенически- оздоровительного и лечебного значения, как плавание....