Развитие самостоятельности у детей 5 – 6 лет через организацию хозяйственно-бытового труда
статья на тему

Рагимова Татьяна Николаевна
Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском
возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также
представители других, смежных наук. В настоящее время такие ученые как
Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В.
Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования
самостоятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000988ca-4ab2753a.docx38.23 КБ
Файл 000988ca-4ab2753a.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей 5 – 6 лет через организацию хозяйственно-бытового труда

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Тема развития самостоятельности у детей 5 – 6 лет через организацию хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогической литературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в области социально - коммуникативное развитие определяется необходимость развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Вышесказанное определило проблему исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Объект исследования: развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей 5-6 лет.

Цель исследования: изучение влияния хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей 5-6 лет.

Задачи представлены на слайде

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические аспекты развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «детский труд», «хозяйственно-бытовой труд», рассмотреть виды и формы труда, хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей 5-6 лет.
  3. Изучить опыт по проблеме развития самостоятельности у старшего дошкольного возраста посредством организации хозяйственно-бытового труда.
  4. Провести опытно-практическое исследование по развитию самостоятельности у детей 5-6 лет посредством хозяйственно-бытового труда.

Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, изучение опыта, педагогическое наблюдение.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, вывода, и приложения. Работа иллюстрирована таблицами.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей

В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. В педагогической науке изучение самостоятельности было тесно связанно с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И.Селиванова, Ю.Н. Дмитриевой и др.) [15], [20]

Слайд 7 Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

  •   умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  •  умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  •  умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  •  умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  •  умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  •  умение переносить известные способы действий в новые условия.

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

По ФГОС ДО Ребенок -  должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

Необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОО: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей  интерес к  трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.

Был изучен опыт воспитателя МАДОУ

Задачи воспитателей были следующие:

  •    выявить уровень развития самостоятельности у детей старшей группы.

Было охвачено 15 воспитанников старшей группы.

В констатирующей части исследования проводилось целенаправленное наблюдение за проявлениями самостоятельности у детей при выполнении различных трудовых поручений.

Были зафиксированы все проявления самостоятельности детей 5-6 лет.

Для оценки уровня развития самостоятельности детей были выделены критерии:

  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение замечать необходимость своего участия;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Опытно - практическое исследование проводилось на базе МАДОУ .

МАДОУ работает по Общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет, было охвачено 20 воспитанников.

Исследование проходило в 3 этапа:

1 этап диагностический этап – сентябрь 2016 г.

2 этап формирующий – октябрь – февраль 2016 г.

3 этап повторное диагностическое исследование – март 2016 г.

Цель первого этапа -  выявление исходного уровня развития самостоятельности у детей 5-6 лет.

На данном этапе диагностической работы были разработаны уровни, на основе критериев, предложенные В.И. Логиновой, таковыми являются:

  • интерес к деятельности;
  • стремление к решению задач деятельности без помощи взрослого;
  • умение поставить  самостоятельно цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
  • способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.

На основе критериев, была дана характеристика уровням развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме таблицы.

Итого:

Высокий уровень (В) – 0 %

Средний уровень (С) – 40 % (8 человек)

Низкий уровень (Н) – 60% (12 человек)

Диаграмма уровня развития самостоятельности детей 5- 6 лет в хозяйственно -бытовом труде

Для проведения практической работы  Были подобраны и выбраны следующие методики:

  1. Беседа с воспитателями: «Особенности работы педагога по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в процессе хозяйственно-бытового труда»
  2. Анкета для родителей по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в процессе хозяйственно-бытового труда
  3. Педагогическое наблюдение за детской деятельностью.

Таким образом, полученные данные и выводы свидетельствуют о необходимости совершенствования практики использования возможностей хозяйственно-бытового труда в формировании самостоятельности детей 5-6 лет.

Цель педагогической деятельности: развитие самостоятельности у детей 5-6 лет посредством организации хозяйственно-бытового труда.

Для достижения поставленной цели были сформулированы

следующие задачи: 

Задачи:

  1. Формировать навыки у детей самостоятельно достигать цели, поставленные взрослым.
  2. Формировать навыки у детей самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности.
  3. Проявлять целеустремленность в достижении конечного результата.
  4. Формировать навыки у детей действовать без посторонней помощи.
  5. Формировать навыки у детей рационально организовать свою деятельность и сосредоточенно её выполнять.
  6. Формировать навыки у детей выполнять деятельность по своей инициативе.

Для реализации поставленных задач были разработаны:

  • перспективный план
  • составлена картотека: по хозяйственно-бытовому труду  
  • для воспитателей были проведены консультации на тему «Самостоятельность  и её значение для развития ребенка», «Организация хозяйственно-бытового труда».

В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Учитывая индивидуальные особенности детей, намечена дальнейшая работу по развитию самостоятельности у детей посредством хозяйственно-бытового труда.  Использовались следующие приемы рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.    

Перспективный план педагогической деятельности по развитию самостоятельности у детей 5-6 лет посредством хозяйственно-бытового труда

Месяц

Недели

Хозяйственно бытовой труд

Программное содержание

Сентябрь

1

диагностика

Выявить уровень самостоятельности у детей.

2

Поручения

Оказывать помощь младшему воспитателю

Воспитывать уважение к работы взрослых.

Учить самостоятельно старательно, выполнять поручения

3

Дежурство каждый день (по столовой ,подготовка к НОД)

Развивать чувства ответственности, долга ; выполнять поручения взрослого самостоятельно

4

Хозяйственно-бытовой труд. Наведём порядок в игровых уголках

Приучать детей самостоятельно следить за порядком в игровых уголках; учить убирать игрушки на место; формировать самостоятельность в наведении порядка; воспитать положительное отношение к трудовой деятельности

План составлен  с сентября по март  (приложение) (рассказать из чего состоит)

В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Учитывая индивидуальные особенности детей, намечена дальнейшая работу по развитию самостоятельности у детей посредством хозяйственно-бытового труда.  Использовались следующие приемы: рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.    

Под бытовой инвентарь было отведено определенное место.

В дежурствах по уголку природы старалась объединить детей самостоятельных, активных с детьми робкими, неуверенными.   Объединяя детей по двое, преследовала две цели: воспитание чувства товарищества у первого, а у второго — закрепление трудовых навыков и умений.

Во время дежурств по столовой проводились конкурсы, например, на лучшую сервировку стола. Проведена беседа с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить.  Такие приемы способствовали появлению у детей уверенности в своих возможностях, стремление сделать до конца.

Старалась предоставить детям больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекала их к участию в планировании работы. Коллективно обсуждали, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать, какой материал использовать. Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовились накануне, намечали, что будем делать, и готовили все необходимое. Дети самостоятельно распределяли, кто с кем будет работать и что будут делать.   

Постоянно учила детей замечать непорядок и устранять его.   Например, навести порядок в шкафах, протереть мебель, игровой материал. В весенний и осенний период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчистить снег.

Учила  со стороны видеть свою работу, предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше. Детей, выполнивших свою работу,  хвалили за старание, добросовестное отношение к делу, отмечали проявленную инициативу. Организовывались целевые прогулки, экскурсии, во время которых имели возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Впечатления, полученные на этих прогулках, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

Привлекались родители к оказанию помощи в трудовом воспитании детей.  Советовала им давать детям поручения на длительное время, например, поддерживать порядок в своем уголке, ухаживать за комнатными растениями и животными. Проводила для них консультации на темы: «Самостоятельность ребенка», «О труде ребенка в семье», «Труд и развитие детей».

Постепенно у детей стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела.  Все чаще можно было видеть, как по собственному желанию дети организовываются для выполнения какой либо работы, дружно распределяют обязанности, подбирают нужный материал. Вместе с тем, что очень важно, повысилась самостоятельность и активность детей.

Уровень развития самостоятельности детей в хозяйственно - бытовом труде после проделанной работы

  Цель этого исследования заключалась в следующем – определить насколько у детей повысился уровень  самостоятельности.  Обследование проводилась по тем же методикам,  которые использовались на констатирующем этапе. Полученные данные мы зафиксировали в виде таблицы

Итого:
Высокий уровень (В) – 30 % (6 человек)
Средний уровень (С) – 70 % (14 человек)
Низкий уровень (Н) – 0% (0 человек) 

Результаты контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и подтверждают эффективность созданных условий на формирующем этапе. И на основании этих данных можно сделать следующие выводы.

Положительная динамика уровней формирования самостоятельности старших дошкольников подтверждает целесообразность поэтапного осуществления опытно-экспериментальной работы.

Использование диагностики на начальном этапе позволило проанализировать и построить формирующий процесс:

- были созданы соответствующие условия (личностно-ориентированный подход, мотивация детей, поддержка, помощь.), способствующие получение хорошего результата;

- в основе лежали практические действия детей, связанные с результативностью деятельности.

Это означает, что проделанная работа подтверждает влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности детей 5-6 лет.



Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей 5 – 6 лет через организацию хозяйственно-бытового труда

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Тема развития самостоятельности у детей 5 – 6 лет через организацию хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогической литературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в области социально - коммуникативное развитие определяется необходимость развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Вышесказанное определило проблему исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Объект исследования: развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей 5-6 лет.

Цель исследования: изучение влияния хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей 5-6 лет.

Задачи представлены на слайде

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические аспекты развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «детский труд», «хозяйственно-бытовой труд», рассмотреть виды и формы труда, хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности у детей 5-6 лет.
  3. Изучить опыт по проблеме развития самостоятельности у старшего дошкольного возраста посредством организации хозяйственно-бытового труда.
  4. Провести опытно-практическое исследование по развитию самостоятельности у детей 5-6 лет посредством хозяйственно-бытового труда.

Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической литературы, изучение опыта, педагогическое наблюдение.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, вывода, и приложения. Работа иллюстрирована таблицами.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей

В отечественной психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. В педагогической науке изучение самостоятельности было тесно связанно с разработкой теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И.Селиванова, Ю.Н. Дмитриевой и др.) [15], [20]

Слайд 7 Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

  •   умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  •  умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  •  умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  •  умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  •  умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  •  умение переносить известные способы действий в новые условия.

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

По ФГОС ДО Ребенок -  должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

Необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОО: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей  интерес к  трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.

Был изучен опыт воспитателя МАДОУ

Задачи воспитателей были следующие:

  •    выявить уровень развития самостоятельности у детей старшей группы.

Было охвачено 15 воспитанников старшей группы.

В констатирующей части исследования проводилось целенаправленное наблюдение за проявлениями самостоятельности у детей при выполнении различных трудовых поручений.

Были зафиксированы все проявления самостоятельности детей 5-6 лет.

Для оценки уровня развития самостоятельности детей были выделены критерии:

  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение замечать необходимость своего участия;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Опытно - практическое исследование проводилось на базе МАДОУ .

МАДОУ работает по Общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет, было охвачено 20 воспитанников.

Исследование проходило в 3 этапа:

1 этап диагностический этап – сентябрь 2016 г.

2 этап формирующий – октябрь – февраль 2016 г.

3 этап повторное диагностическое исследование – март 2016 г.

Цель первого этапа -  выявление исходного уровня развития самостоятельности у детей 5-6 лет.

На данном этапе диагностической работы были разработаны уровни, на основе критериев, предложенные В.И. Логиновой, таковыми являются:

  • интерес к деятельности;
  • стремление к решению задач деятельности без помощи взрослого;
  • умение поставить  самостоятельно цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
  • способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.

На основе критериев, была дана характеристика уровням развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме таблицы.

Итого:

Высокий уровень (В) – 0 %

Средний уровень (С) – 40 % (8 человек)

Низкий уровень (Н) – 60% (12 человек)

Диаграмма уровня развития самостоятельности детей 5- 6 лет в хозяйственно -бытовом труде

Для проведения практической работы  Были подобраны и выбраны следующие методики:

  1. Беседа с воспитателями: «Особенности работы педагога по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в процессе хозяйственно-бытового труда»
  2. Анкета для родителей по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в процессе хозяйственно-бытового труда
  3. Педагогическое наблюдение за детской деятельностью.

Таким образом, полученные данные и выводы свидетельствуют о необходимости совершенствования практики использования возможностей хозяйственно-бытового труда в формировании самостоятельности детей 5-6 лет.

Цель педагогической деятельности: развитие самостоятельности у детей 5-6 лет посредством организации хозяйственно-бытового труда.

Для достижения поставленной цели были сформулированы

следующие задачи: 

Задачи:

  1. Формировать навыки у детей самостоятельно достигать цели, поставленные взрослым.
  2. Формировать навыки у детей самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности.
  3. Проявлять целеустремленность в достижении конечного результата.
  4. Формировать навыки у детей действовать без посторонней помощи.
  5. Формировать навыки у детей рационально организовать свою деятельность и сосредоточенно её выполнять.
  6. Формировать навыки у детей выполнять деятельность по своей инициативе.

Для реализации поставленных задач были разработаны:

  • перспективный план
  • составлена картотека: по хозяйственно-бытовому труду  
  • для воспитателей были проведены консультации на тему «Самостоятельность  и её значение для развития ребенка», «Организация хозяйственно-бытового труда».

В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Учитывая индивидуальные особенности детей, намечена дальнейшая работу по развитию самостоятельности у детей посредством хозяйственно-бытового труда.  Использовались следующие приемы рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.    

Перспективный план педагогической деятельности по развитию самостоятельности у детей 5-6 лет посредством хозяйственно-бытового труда

Месяц

Недели

Хозяйственно бытовой труд

Программное содержание

Сентябрь

1

диагностика

Выявить уровень самостоятельности у детей.

2

Поручения

Оказывать помощь младшему воспитателю

Воспитывать уважение к работы взрослых.

Учить самостоятельно старательно, выполнять поручения

3

Дежурство каждый день (по столовой ,подготовка к НОД)

Развивать чувства ответственности, долга ; выполнять поручения взрослого самостоятельно

4

Хозяйственно-бытовой труд. Наведём порядок в игровых уголках

Приучать детей самостоятельно следить за порядком в игровых уголках; учить убирать игрушки на место; формировать самостоятельность в наведении порядка; воспитать положительное отношение к трудовой деятельности

План составлен  с сентября по март  (приложение) (рассказать из чего состоит)

В работе с детьми предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы, воспитывать уверенность в себе, аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Учитывая индивидуальные особенности детей, намечена дальнейшая работу по развитию самостоятельности у детей посредством хозяйственно-бытового труда.  Использовались следующие приемы: рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример.    

Под бытовой инвентарь было отведено определенное место.

В дежурствах по уголку природы старалась объединить детей самостоятельных, активных с детьми робкими, неуверенными.   Объединяя детей по двое, преследовала две цели: воспитание чувства товарищества у первого, а у второго — закрепление трудовых навыков и умений.

Во время дежурств по столовой проводились конкурсы, например, на лучшую сервировку стола. Проведена беседа с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить.  Такие приемы способствовали появлению у детей уверенности в своих возможностях, стремление сделать до конца.

Старалась предоставить детям больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекала их к участию в планировании работы. Коллективно обсуждали, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать, какой материал использовать. Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовились накануне, намечали, что будем делать, и готовили все необходимое. Дети самостоятельно распределяли, кто с кем будет работать и что будут делать.   

Постоянно учила детей замечать непорядок и устранять его.   Например, навести порядок в шкафах, протереть мебель, игровой материал. В весенний и осенний период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчистить снег.

Учила  со стороны видеть свою работу, предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше. Детей, выполнивших свою работу,  хвалили за старание, добросовестное отношение к делу, отмечали проявленную инициативу. Организовывались целевые прогулки, экскурсии, во время которых имели возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Впечатления, полученные на этих прогулках, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде.

Привлекались родители к оказанию помощи в трудовом воспитании детей.  Советовала им давать детям поручения на длительное время, например, поддерживать порядок в своем уголке, ухаживать за комнатными растениями и животными. Проводила для них консультации на темы: «Самостоятельность ребенка», «О труде ребенка в семье», «Труд и развитие детей».

Постепенно у детей стала проявляться инициатива, возросла ответственность за выполнение порученного дела.  Все чаще можно было видеть, как по собственному желанию дети организовываются для выполнения какой либо работы, дружно распределяют обязанности, подбирают нужный материал. Вместе с тем, что очень важно, повысилась самостоятельность и активность детей.

Уровень развития самостоятельности детей в хозяйственно - бытовом труде после проделанной работы

  Цель этого исследования заключалась в следующем – определить насколько у детей повысился уровень  самостоятельности.  Обследование проводилась по тем же методикам,  которые использовались на констатирующем этапе. Полученные данные мы зафиксировали в виде таблицы

Итого:
Высокий уровень (В) – 30 % (6 человек)
Средний уровень (С) – 70 % (14 человек)
Низкий уровень (Н) – 0% (0 человек) 

Результаты контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и подтверждают эффективность созданных условий на формирующем этапе. И на основании этих данных можно сделать следующие выводы.

Положительная динамика уровней формирования самостоятельности старших дошкольников подтверждает целесообразность поэтапного осуществления опытно-экспериментальной работы.

Использование диагностики на начальном этапе позволило проанализировать и построить формирующий процесс:

- были созданы соответствующие условия (личностно-ориентированный подход, мотивация детей, поддержка, помощь.), способствующие получение хорошего результата;

- в основе лежали практические действия детей, связанные с результативностью деятельности.

Это означает, что проделанная работа подтверждает влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности детей 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

Воспитание трудолюбия у детей средней группы через организацию хозяйственно – бытового труда

Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей средней группы/...

Организация хозяйственно - бытового труда детей дошкольного возраста в детском саду

Организация хозяйственно - бытового труда детей дошкольного возраста в детском саду...

Сообщение "Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего дошкольного возраста"

Организация хозяйственно-бытового труда в группе детей старшего возраста...

Презентация «Воспитание трудолюбия у дошкольников через организацию хозяйственно – бытового труда»

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Ист...

Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Конспект организации хозяйственно-бытового труда детей в средней группе (4 - 5 лет)

Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. В отечественной педагогической науке накоплен огромный теоретиче...