Перспективный план старшей группы
материал (старшая группа) на тему

Левен Татьяна Владимировна

Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_starshaya_gruppa.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование по формированию навыков грамматически правильной речи в старшей группе

Месяц

Неделя

Тема недели

Название игр и игровых упражнений

Цель игр и игровых упражнений

Содержание игр и игровых упражнений

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

I

 неделя

Здравствуй, детский сад!

Д/игра «Назови ласково»

Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.

 

по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.

Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка; соловей – соловушка, воробей – воробышек.

Сентябрь

II неделя

Здравствуй, детский сад!

Игр. упражнение «Образуй»

Учить образовать прилагательные от существительных.

Воспитатель называет существительное, а дети – прилагательное. Например, шёлк – шёлковый.

Сентябрь

III неделя

Овощи.

Фрукты

Д/игра

«Воспитателю мяч бросай, четко фрукты (овощи) называй»

Расширять словарный запас за счет  употребления  обобщающих  слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Воспитатель называет обобщающее понятие «Фрукты (овощи)» и бросает мяч  поочередно каждому  ребенку.  Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему

понятию слова.

Сентябрь

IV

 неделя

Хлеб – всему голова

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Учить подбирать антонимы к словам.

Воспитатель называет слово, дети подбирают антонимы к ним. Например, вставать –ложиться и т.д.

Октябрь

I

 неделя

Осень

Игровое упражнение «Скажи по другому»

Учить подбирать синонимы к словам.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему синонимы. Например, ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

1

2

3

4

5

6

Октябрь

II неделя

Профессии

Д/игра

«Кем ты будешь?»

Закрепить употребление глаголов в будущем времени

Воспитатель читает отрывок из произведения В. Маяковского «Кем быть». После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

Октябрь

III неделя

Профессии (инструменты)

Д/игра

«Назови, что сделал Умейка?»

Учить составлять (распространение) предложения с однородными сказуемыми.

Воспитатель делит детей на две подгруппы. В гости к ним приходит Умейка, тихо проговаривает задание одной группе, они его выполняют. Задача второй группы озвучивать действия первой. Потом группы меняются местами.

Октябрь

IV

 неделя

Птицы

Игровое упражнение «Составь предложение»

Д/игра «Улетели птицы»

Учить детей правильно составлять предложения

Упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. Например, «Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по».

Например, Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

Ноябрь

I

 неделя

Моя родина - Россия

Д/игра

«Лесенка предложений»

Учить составлять предложения с соответствующим количеством слов.

На панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

Ноябрь

II неделя

Герб. Гимн. Флаг

Д/игра

«Наш флаг»

Образование одного слова (прилагательного) из двух слов (числительного и существительного)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину «Парад на Красной площади». Обращает внимание на флаг. Просит рассказать последовательность цветов на российском флаге. Воспитатель даёт детям заготовки российского флага и просит раскрасить его. Затем воспитатель предлагает детям образовать новое слово из двух предложенных слов с помощью вопроса: какой? Флаг до раскрашивания – три полосы – какой? – трёхполосный. Флаг после раскрашивания – три цвета – какой? – трёхцветный.

Ноябрь

III неделя

Лес. Деревья. Кустарники

Д/игра «Дерево родственных слов»

Учить образовывать однокоренные слова.

Воспитатель предлагает детям подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

1

2

3

4

5

6

Ноябрь

IV

 неделя

Одежда

Д/игра «Подбери признак»

Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает, например,

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Декабрь

I

 неделя

Здравствуй, зимушка - зима

Д/игра

«Кому что нужно»

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Воспитатель бросает мяч ребенку. Он, возвращая мяч дает вой ответ. Например,

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

Декабрь

II неделя

Здравствуй, зимушка - зима

Д/игра «Зима»

Закрепление умения у детей пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица; закрепление правильного использования существительных в косвенных падежах с предлогом.

Воспитатель читает детям текст. Задает к нему вопросы: Что делали девочки в зимнем лесу?», «Куда они побежали?» и др. Далее воспитатель просит пересказать текст; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям). Например, Таня одевается – Оля … (дети: раздевается).

Затем дети называют действия по аналогии: «Оля с горки катается, и я катаюсь» и т.д.

Воспитатель просит сказать правильно: Девочки пошли (куда?) в лес.

Декабрь

III неделя

Новый год!

Д/игра «Волшебные превращения»

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например, «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

Декабрь

IV

 неделя

Новый год, игрушка

Д/игра

«Посчитай-ка»

Учить образовывать множественное число имени существительного.

Например, счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.

Январь

I-II

 неделя

Рождественские каникулы

Д/игра «Составь фразу»

Закрепить умение образовывать предложения из слов.

Воспитатель предлагает детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

Январь

III неделя

Мир. Человек. Человечество

Д/игра

«Измени слово»

Упражнять в падежном и предложном согласовании.

Воспитатель предлагает детям изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под …

1

2

3

4

5

6

Январь

IV

 неделя

Животные

Д/игра

«Зверюшки»

Д/игра «Фантастический зверь»

Учить образовывать слова с помощью суффиксов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Воспитатель называет слово, учить образовывать другие с помощью суффиксов. Например, зайчик – зайчонок – зайчишко…

Картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана).

Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например, «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Февраль

I

 неделя

Посуда

Д/игра

«Какое это блюдо? Посуда?»

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Например, «Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?»

Февраль

II неделя

Транспорт

Д/игра «Образуй слова»

Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Воспитатель показывает предметные картинки перелетных птиц.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

Февраль

III неделя

День защитника Отечества

Д/игра «Кто служит в нашей армии?»

Учить словообразованию при помощи суффиксов

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением воинов разных войск и составить от них существительные при помощи суффиксов чик, ист (ракетчик, танкист, минометчик и др.).

Февраль

IV

 неделя

Мир музыки

1

2

3

4

5

6

Март

I

 неделя

Моя семья

Д/игра

«Чей? Чья? Чьё?»

Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

Март

II неделя

Моя семья

Д/игра «Слова – родственники»

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Воспитатель называет слова, дети подбирают однокоренное слово. Например,

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

Март

III неделя

Весна - красна

Д/игра

«Что происходит в природе?»

Закрепление  употребления  в  речи  глаголов,  согласования  слов  в предложении

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

- Солнце весной что делает? (Солнце весной греет).

- Что делают ручьи? (Ручьи весной бегут) и др.

Март

IV

 неделя

Весна - красна

Д/игра «Вы хотите? – Мы хотим»

Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

Апрель

I

 неделя

В здоровом теле – здоровый дух

Д/игра

«Добавь слова»

Научить составлять распространенные предложения.

Воспитатель: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Апрель

II неделя

Космос

Д/игра «Объясните, почему»

Научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

 Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

Апрель

III неделя

Устное народное творчество

Д/игра

«В гостях у матрешек»

Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Воспитатель: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

1

2

3

4

5

6

Апрель

IV

 неделя

Русский быт

Д/игра «Прятки»

Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Май

I

 неделя

День Победы

Игр./упражнение

«Кого я вижу, что я вижу?»

Различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Май

II неделя

Растения

Д/игра

«Узнай по описанию»

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон) 

Воспитатель читает текст стихотворения, дети подбирают ответ в рифму.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Май

III неделя

Насекомые

Д/игра

«Раздели на группы»

Закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Карточки с картинками насекомых; две корзинки.

Воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать насекомых, про каждого из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с насекомыми, про каждого из которых можно сказать «она моя».

Май

IV

 неделя

Здравствуй, лето!

Д/игра «Какой? Какая? Какое?»

         

           

           

Закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Воспитатель использует картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Детям можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.).

Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план (старшая группа)

планирование кружковой работы...

Перспективный план. Старшая группа.

Перспективный план. Старшая группа. Сентябрь месяц. Тема " Мой любимый детский сад"...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (старшая группа)

для старшей группы по воспитанию культуры поведения....

Перспективный план старшая группа ОНР

Вниманию педагогов представлен перспективный план работв с детьми с ОНР. Материал на года  распределен по кварталам, и представлен по следующим разделам: Работа над слоговой структурой слова...

Перспективный план старшей группы "Физическая культура" на воздухе

Все давно уже знают, что в любое время года для детского организма полезно проводить время на чистом воздухе,  заниматься физической культурой на воздухе для укрепления здоровья детей....