Статья Формирование экологической культуры дошкольника
статья (подготовительная группа) на тему

Григорьева Анна Ивановна

Формирование экологической культуры дошкольника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_doshkolnika.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Анна Григорьева

Формирование экологической культуры дошкольника

Проблема повышения экологической культуры личности и общества — одна из острейших в современной России. Решить ее призвана система непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является дошкольное образование. Автор характеризует цели и задачи экологического образования детей на этапе дошкольного детства, выделяет условия формирования основ экологического мышления и культуры дошкольников.

Ключевые слова: экологическое законодательство Российской Федерации, экологические права и обязанности граждан, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура личности и общества.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 В статье 58 Конституции Российской Федерации определены экологические обязанности граждан — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Таким образом, каждый гражданин России, независимо от его социального положения, обладает конституционным правом на благоприятную окружающую среду и обязан бережно относиться к природным богатствам страны, которые являются основой жизнедеятельности человека и фактором устойчивого развития.  

Обязанностью каждого гражданина является соблюдение экологического законодательства Российской Федерации, повышение своей экологической культуры и содействие экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Уже в детстве родители должны помочь ребенку осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям. Ведущим методом экологического воспитания детей в семье должен быть личный пример родителей.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования граждан, включающую дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Таким образом, создаются условия для реализации непрерывного экологического образования, которое, по замыслу законодателя, должно изменить экологическое мировоззрение детей и взрослых, помочь сформировать их экологическую культуру [5, с. 243].

Система дошкольного образования — начальное звено непрерывного экологического образования личности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений должны вооружить детей основами экологических знаний,  помочь осознать свое место и роль в окружающем мире, выработать навыки экологически грамотного поведения.

Чтобы успешно решать эти задачи, необходимо повышать экологическую культуру и методическое мастерство педагогов, совершенствовать эколого-образовательные программы для детских садов и их инструментарий, создавать в дошкольных учреждениях  необходимые для работы в этом направлении условия. Современный детский сад уже немыслим без специального кабинета экологии с лабораторией, где будут формироваться навыки общения детей с миром природы, проводиться занятия и опытно-экспериментальная деятельность.

                

Литература

  1. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.
  3. Развивающая среда как фактор экологического  воспитания  ребенка
    дошкольного возраста. Курган, 1997.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  5. Экологическое право: Курс лекций и практикум // Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".

В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....

Статья "Формирование экологической культуры дошкольников средствами ТРИЗ"

В статье говорится  о необходимости вести целенаправленную работу по экологическому воспитанию дошкольников. В ней, мы рассмотрели методику ТРИЗ – как средство формирования экологической ку...

Статья "Наблюдение, как основной метод в формировании экологической культуры дошкольника"

В консультации раскрывается значение метода наблюдения в экологическом  воспитании детей. Представлены виды и основные этапы наблюдения....

Статья " Наблюдение, как основной метод в формировании экологической культуры дошкольника"

В статье раскрывается значение метода наблюдения в экологическом  воспитании детей. Представлены виды и основные этапы наблюдения....

Статья "Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность".2021 г.

В данной статье рассмотрена проектная деятельность, которая обладает особым воспитательным потенциалом и ее использование способствует повышению результативности развития у детей экологической культур...

Статья Формирование экологической культуры старших дошкольников.

В данной статье описываются проблемы воспитания экологической культуры старших дошкольников. Описывается личный опыт использования разных способов и методов повышения экологической культуры стар...