Статья "Формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность".2021 г.
статья

Исаева Елена Валерьевна

В данной статье рассмотрена проектная деятельность, которая обладает особым воспитательным потенциалом и ее использование способствует повышению результативности развития у детей экологической культуры.                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры дошкольников через  проектную деятельность.

Аннотация: В данной статье рассмотрена проектная деятельность, которая обладает особым воспитательным потенциалом и ее использование способствует повышению результативности развития у детей экологической культуры.                                                                                         Ключевые слова: проект, экологическое воспитание, экологическая культура, птицы, познавательный интерес, дети, родители.

        В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

        Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности, является проектная деятельность.

Поэтому в качестве эффективного метода экологического воспитания детей дошкольного возраста мы выбрали проектную деятельность.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Выбор темы «Птицы - наши пернатые друзья» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели, поставленной в этом проекте.        

        Цель: создание условий для формирования экологического воспитания дошкольников через различные виды деятельности.

        Задачи:

  • развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
  • формировать желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
  • развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  •  развивать творческие способности;
  • воспитывать интерес к живой природе;
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым;
  • повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников и т. д.).

        Работу над проектом начали с обогащения   предметно-развивающей среды (уголка природы), учитывая современные требования и рекомендации ФГОС. С помощью родителей пополнили картотеку, дидактические игры, фонотеку, что позволило повысить у детей интерес и активность к данной теме.  

        С детьми была проведена разнообразная образовательная деятельность, например: «Зимующие птицы нашего края», «Почему надо беречь птиц», «Составление описательного рассказа об одной из птиц», «Перелетные птицы», «Птичья столовая», что способствовало формированию знаний о птицах, расширению словарного запаса [1, с 199].

        В целях поддержания интереса детей и закрепления их знаний, были изготовлены дидактические игры: «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Дорисуй птицу» т.п.         Во время ситуативных разговоров на темы: «Как живут наши пернатые друзья», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню в птичьей столовой», «Почему птиц стало меньше?» ребята узнавали о различных видах птиц своей местности, характерные особенности внешнего вида, поведения.                 

Для развития памяти, мышления, речевой активности обсуждали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, заучивали понравившиеся стихотворения о птицах. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений: Е.И. Чарушина «Воробей»; В. Бианки «Птичья столовая», «Сова»; М. Горького «Воробьишко» и др. Дети не остались равнодушными к героям рассказов [2, с 80].

        Чтобы мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о птицах в свободной деятельности мы формировали умения различать голоса птиц, слушали аудио - сказку «Лесная азбука».

        Прогулки – наблюдения за птицами позволили расширить представления об особенностях внешнего вида, поведения, питания, повадок и их сходствах и различиях.

        Для развития познавательного интереса проводились эксперименты: «Рассмотрим птичьи следы», «Рассмотрим перо птицы» и т.д.

        Подвижные и пальчиковые игры «Перелет птиц», «Птички и автомобили», «Наседка и цыплята», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот» способствовали развитию мелкой моторики и двигательной активности у детей.

        Через продуктивную деятельность: лепку, рисование, аппликацию развивали творческие способности, формировали художественный вкус, навыки и умения в работе с разнообразными материалами.

        Дети с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «Снегирь», «Веточка рябины», «Скворечник на березе», «Воробушек».

        В рамках проекта «Птицы – наши пернатые друзья», для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Удивительное яйцо». Дети, проявили свои знания и расширили представления о жизни птиц, продемонстрировали свои творческие способности.

        В рамках реализации проекта родители с детьми изготовили из бросового материала кормушки, скворечники для птиц. Кормушки были развешаны на нашем участке, организована регулярная подкормка птиц.  Дети получили возможность ухаживать, наблюдать за пернатыми, чувствовать значимость проделанной работы. Также для родителей были оформлены папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой», «Птичья столовая». 

        Привлечение родителей способствовало укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызвало у детей чувство гордости за себя и свою семью.        

Таким образом, анализируя результаты проекта, мы пришли к выводу, что такая работа способствовала развитию познавательной активности у детей, расширила и систематизировала знания о птицах, появилась ответственность и забота о пернатых друзьях и явилась прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и желание участвовать в жизни группы.

Список литературы

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников : сред. группа, ст. группа, подгот. группа : [учеб.-метод. изд.] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 235 с.

2.  Формирование экологической культуры дошкольников: план., конспекты занятий / сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)

Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...