Проект по нравственно- патриотическому воспитанию на тему: "Мой город".
проект на тему

Пашина Татьяна Александровна

                             МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1 компенсирующего вида».

 

 

Проект по

Нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«Мой город»

 

 

 

 

Подготовила:         

Воспитатель первой

квалификационной

категории

Пашина Т.А.

2018 год

Введение.
  

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек.

   В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий  подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определённых этнокультурных условиях, и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

   Главным звеном социализации- «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и безусловно, к Родине. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможна только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально- практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы:
  У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где  промчалось детство человека, ведь именно с детством  у большинства людей связаны добрые воспоминания. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причём этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, провинциальным городком и в тоже время является самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. Любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники пишут картины, тем самым прославляя город и увековечивая память на многие годы. Мы хотим, чтобы ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Сергиеву Посаду- городу, который является Родиной наших воспитанников.
 

   В данном проекте речь пойдет о значении истории родного города и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, экскурсии, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема.
   Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на который проживает ребёнок, с известными людьми, которые строили наш город.
 

   Если родители не имеют достаточных знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея этого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Малой родине.

   Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
 

Концептуальные основы проекта.
   «Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Сергиевым Посадом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город и  народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.           

   Освоение этих знаний возможно при целенаправленном, систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
  

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали Цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
 

Цель проекта.
   Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
 

Задачи проекта.
  -Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
  -Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.
  -Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  -Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  -Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к городу.
 

Участники проекта.

Дети 5-7 лет
   Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
 

Сроки реализации проекта – 2 года.
 

Принципы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
 

Принцип историзма.
   Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятием прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью, подобран материал, дидактические игры, включающие как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.
 

Принцип гуманизации.
   Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие обще человеческие понятия- любовь к семье, родному городу, Отечеству.
 

Принцип дифференциации.
   Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. 
 

Принцип интегративности.
   Реализуется в сотрудничестве с семьей, детским дошкольным учреждением, сотрудниками ДОУ, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Сергиева Посада.
 

Прогнозируемый результат.
  *Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформированность устойчивого интереса к изучению данной проблемы.

*Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. *Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. *Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному проекту.

*Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Сергиева Посада, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап - подготовительный, включает в себя:
   1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, территории, достопримечательностей;
   2) проведение мониторинга, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап -  включает в себя:
   1) занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
   2) совместные мероприятия с детьми разного возраста;
  
   3) пополнение развивающей среды;
   4) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекцией сотрудников.
III этап - итоговый, включает в себя:
   1 мониторинг достижения ребенком планируемых результатов;
   2 Итоговое занятие по теме «Мой город».
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.                                                                               

                                                     Заключение.  

    Правильное воспитание-это наша счастливая старость,

плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слезы,

 это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.   

А С. Макаренко.                                                                                                                                             

   Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.                                                                                                                                                                       

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.                                                                                          

   Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.                                                                                                                             

   Хотелось бы отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность  интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому необходимо обращаться к одной и той же теме. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность. Это способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему непосредственно образовательную деятельность по различным видам деятельности: досуги, музыка, художественное творчество, коммуникация и др.                

   А так же нужно привлекать родителей. Именно они первые воспитатели, педагоги своих детей. Педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци говорил: «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и , попадая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно другое впечатление». Для того, чтобы повысить уровень педагогической компетентности родителей нужно проводить круглые столы, консультации и другие мероприятия.                                                                                                         

   В проекте представлен перспективный план по ознакомлению детей с родным городом, страной. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний   о своей стране, родном городе, той местности, где они живут.                

   Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные материалы, а также   мультипликационные и видеофильмы.                                                                                                            

   Таким образом, в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее:                                                                                                                                                 

* Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемый на фоне краеведческого материала.                                                                   

*Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам.                                                                                                                * Формировать личностное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.                                          

  *Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и др.), познакомить с жителями Сергиева Посада - носителями социокультурных традиций в области народного декоративного искусства, игрушечного ремесла и т.п.                                                                                                                                                 *Создание развивающей среды в группе, которая способствует развитию личности на основе народной культуры.                                                                                                                          *Организация работы с родителями под девизом: «Передать знания и любовь к Сергиеву Посаду нашим детям!».

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, о Троице-Сергиевой Лавре, о преподобном Сергии Радонежском, о знаменитой посадской матрешке доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к проекту:

Перспективное планирование мероприятий по нравственному и гражданско- патриотическому воспитанию.

Цели и задачи.

 Расширение представлений детей о родном городе, стране, о государственных и народных праздниках. Продолжать знакомить с достопримечательностями города, края, страны. Знакомство с гербом России. Знакомство с глобусом. Расширение представлений детей о Российской армии. Расширение представлений ребенка о себе как о члене коллектива, формирование активной позиции, привлечение к посильному участие в жизни дошкольного учреждения. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Вид деятельности

Тематика

1.

Видео-экскурсия по городу.

Достопримечательности города

2.

Выставка фотографий, рисунков.

«Мой город – Сергиев Посад»

3

Ситуативный разговор

«Беседа о хлебе»

4

Чтение художественных произведений

Стихи о Родине. (3. Александрова «Если скажут слово «Родина»; Т. Коти «Родина моя»»)

5

Видео - путешествие.

«Москва – столица нашего отечества»

6

Беседа с просмотром слайдов.

«Россия - Родина моя»

7

Словесная игра

«Назови ласково друга»

8

Работа с моделью.

Знакомство с глобусом.

9

Беседа

«Разноцветные люди»

10

Фотоколлаж

 

«Мой папа лучше всех» (посвящен Дню Защитника Отечества)

 

11

Мастер-класс в гостиничном комплексе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.  

 «Печем колобка».

12

Рассказ о народных традициях. Мастер-класс по раскрашиванию деревянных яичек.

« Пасха».

13

Беседа с просмотром видеофильма и презентации.

«Космические дали»

14

Чтение художественной литературы.

Разучивание пословиц и поговорок о Родине.

15

Мастер-класс «Делаем птиц из теста».

«День птиц»

16

Участие родителей с детьми в акции.

«Лес победы»

17

Смотр строя и песни.

«День победы»

18

Итоговое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Мой город».

 

 

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

        Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

       В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

 Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

 

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

(образец)

Ф.И. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Символика
Флаг, герб, гимн России
Флаг, герб, гимн  родного города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
      Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.                                      

                                                     

 

 

 

Приложение 1(Образец)
 

                                   Оценочный лист

«Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического воспитания».

Критерии оценки

Оценка старшего воспитателя

Оценка педагога

1

Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.

 

 

2

Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)

 

 

3

Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

 

 

4

 

Дает детям элементарные представления:

Об истории государства

Об истории быта народов России

О традициях

О народных праздниках

О народной игрушке, истории ее возникновения

 

 

5

Знакомит с устным народным творчеством

 

 

6

Дает представления об историко- географических и природных компонентах:

Размерах страны и ее природных богатствах,

Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них

 

 

7

Формирует бережное отношение к природе

 

 

8

Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)

 

 

9

Знакомит детей с символикой государства:

Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города), их назначением

 

 

10

Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами

 

 

11

Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения

 

 

12

Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду:

 

 

 

 

 

 

Приложение 2(Образец)

                             Анкета для педагогов

Вопрос

Да

Нет

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

 

 

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании, применительно к детям дошкольного возраста?

 

 

Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

 

 

Считаете ли Вы нужным увеличить  запас знаний по истории и географии России?

 

 

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

 

 

Достаточно ли у Вас знаний о  городе, в котором живете?

 

 

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

 

 

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, в которой работаете?

 

 

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

 

 

Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда, подобран демонстрационный материал, дидактические игры?

 

 

Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?

 

 

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

 

 

 

 

Приложение 3

 

Анкета для родителей (Образец)

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

                             

Анкета  для  родителей (образец)

 

                                     Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной  работы  по  патриотическому  воспитанию в  детском  салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1).  Считаете  ли  Вы  важным  воспитание  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста?  Почему?

2).  Как  Вы  развиваете  представления  о  своей  малой родине,  отношения  к  ней  у  своего  ребёнка?

3).  Как  Вы  считаете,  с  какого  возраста  ребёнка  нужно  знакомить  с  историей  родного края,  его символикой, культурным наследием?

4).  Как  Вы  воспитываете  у  Вашего  ребёнка  любовь  к  городу,  стране?

5).  Есть  ли  у  Вашего  ребёнка  любимое  место  в  городе?

6).  Считаете  ли  Вы,  что  взаимодействие  с  педагогами  необходимо  при  воспитании  основ  гражданственности?

7).  Какие  формы  взаимодействия  с  педагогами  в  детском  саду  по  воспитанию  социальной  компетентности  маленького  гражданина  были  бы  Вам  интересны?

-  «круглые  столы»  со  специалистами  по  данной теме;

-  совместные  экскурсии,  походы;

-  конкурсы  по  темам  истории  и  современности  Новокузнецка  и  России;

-  встречи  для  родителей  по  проблемам  воспитания  гражданских  чувств        у  современных

  дошкольников;

- домашнее  чтение  ребёнку  предложенной  литературы,  обсуждение  событий  из  истории  страны;

-  другое.

 

 

Приложение 4. 

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы.

Тема: «Мой город».

 

 

 

Цель: Воспитать патриотическое отношение к родному краю.

 

Задачи:

Формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать ее историю, культуру, достопримечательности, символику, растительный и животный мир, успехи и достижения, умение правильно применять пословицы и поговорки: «Всякому мила своя сторона», «Родина любимая, что мать родимая», «Везде хорошо, а дома лучше» и др.

 

Развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.

 

Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

 

Способствовать нравственному становлению личности.

 

Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость доброжелательность, толерантность.

 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, физическая культура.

 

Предшествующая работа: чтение художественной литературы, рассматривание альбомов и иллюстрации о родном крае и его достопримечательностях, игры с дидактическим материалом о родном крае.

 

Материал: карта города Сергиев Посада, видеоматериал: мультипликационный фильм «О преподобном Сергии Радонежском для детей» и видеофильм «Один день из жизни Сергиев Посада».

 

Ход занятия:

Педагог: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Педагог: Назовите столицу России?
Дети: Это город Москва.
Педагог: У каждого человека есть малая родина, город или село, где он родился и вырос. Когда говорят москвич, значит этот человек живёт…
Дети: В Москве.
Педагог: туляк.
Дети: В Туле.
Педагог: пермяк.
Дети: В Перми
Педагог: петербуржец.
Дети: В Петербурге.
Педагог: калужанин.
Дети: В Калуге.
Педагог: А как называется наш город?
Дети: Сергиев Посад.
Педагог: А как можно назвать нас, жителей Сергиев Посада?
Дети: сергиевопосадцы.
Педагог:  А почему наш город называется Сергиев Посад?
Дети: В честь преподобного Сергия Радонежского.
Педагог: Да, правильно, это очень почитаемый (уважаемый) святой во всей России.
Располагайтесь поудобней, сейчас  мы посмотрим про него очень познавательный мультфильм.
После просмотра мультфильма дети отвечают на вопросы педагога:
Педагог: Что же было на месте нашего города?
Дети: На этом месте был лес.
Педагог: А как называется место, где преподобный Сергий со своим братом Стефаном облюбовал место для своего шалаша?
Дети: Это место называется гора Маковец, потому что она была похожа на макушку.
Педагог: После того как был построен деревянный храм, что стало происходить вокруг?
Дети: Сначала стали приходить люди за советом и за добрым словом, затем  недалеко от храма стали строить свои дома.
Педагог: А каким был Преподобный Сергий?
Дети: Он был добрым, трудолюбивым, даже дикие звери его не обижали.
Педагог: А кто был частым гостем у Сергия Радонежского?
Дети: Медведь приходил угоститься краюшкой хлеба.
Педагог: Да преподобный Сергий был очень мудрым, боголюбивым человеком. Благодаря ему и появилась сначала маленькая церковь, а потом появлялись новые храмы. Так появилась Троице-Сергиева Лавра. Вокруг Лавры стали образовываться слободы (отдельные поселения около крепости).
Дети повторяют: Слобода.
Педагог: Затем по указу русской царицы Екатерины II (1782 год) назван городом Сергиев Посадом.
Но на этом история нашего города не заканчивается, а только начинается. Из года в год наш город становился старше и красивее. Строились храмы, дома, заводы. Появилось много улиц. А время все шло и шло. Менялся наш город, и вместе с ним менялась и история. Много войн и горя узнала наша родная русская земля. Но её люди, преодолевая все тяготы жизни, продолжали заботиться о городе.
                           Игра «Передай сердечко и скажи словечко!»
Педагог: Передавая друг другу сердечко, каждый из вас должен сказать, какая наша Родина, какой наш город? (большой, родной, чудесный, уютный, милый, дорогой, свободный, прекрасный, святой, лучший, величавый).
Педагог: А почему наш городок прозвали и «потешным государством»?
Дети: Здесь появилась первая игрушка-матрешка, и богородские игрушки – фигурки людей и зверей вырезанные из дерева.
                                                  Физкультминутка:
Рано утром мы встаем (встают на носочки, руки вверх)
Город виден за окошком ( ладошку прикладывают к голове «смотрят вдаль»)
Он проснулся, он живёт (пружинка)
Нас на улицу зовет (ходьба на месте).
Дома бывают разные
Высокие (руки вверх)
И низкие (руки вниз)
Далекие (руки вперед)
И близкие (руки к себе)
Панельные, деревянные, кирпичные
Ну, в общем-то обычные (жмут плечами)
Мы растем, мы живём (пружинка)
В нашем городе родном.
Для кого-то небольшой (ладошки сужают)
А для нас огромный (руки разводят в стороны)
Пусть растет, пусть живет
Городок наш скромный.
Педагог показывает карту Сергиев Посада.
Педагог: Вот карта нашего города. Посмотрите каким он стал огромным , со времен Сергия Радонежского.
Педагог с детьми рассматривает карту.
Какой самый главный проспект в Сергиев Посаде?
Дети: проспект Красной Армии.
Педагог: Правильно. Этот проспект проходит через весь город.
Педагог: Дети, а вы знаете свои адреса? Смотрите город поделен на микрорайоны ( «микро» – значит маленький).
Дети: Говорят свои адреса.
Педагог: Как вы думаете, а если бы не было адресов? Что бы было?
Дети: Размышляют.
                                 Чтение стихотворения М. Бажановой
                                                  «Любимый город».
Приезжайте в город -
Сергиев Посад!
Нет его красивей,
Это - город-сад!

Храмы с куполами,
Колокольный звон,
Убедитесь сами -
Это город мой!

Улочки старинные,
В зелени сады...
И места любимые,-
Площади, мосты.

Хоровод берёзок,
Рощи и леса,
Косогоры, взгорье,-
Блинная гора.

Белый пруд и парки,
Лебеди в пруду,
Лучшего подарка -
Вряд ли я найду.

Верю,  что наступит -
Самый светлый час!
Город краше станет,
Восхитит он нас!!!
Педагог: Да, много в нашем городе красивых и памятных мест. А давайте поиграем в игру «экскурсоводы». Представьте себя экскурсоводами. Какие бы достопримечательности вы предложили бы осмотреть туристам?

2-3 ребенка рассказывают о памятнике Ослябе и Пересвету, Петру и Февронии.

Педагог: Очень интересные рассказы. А теперь я предлагаю вам путешествие по Сергиев Посаду. Располагайтесь поудобней.
Дети смотрят фильм «Один день из жизни Сергиев Посада».
Предлагает детям во время просмотра называть знакомые достопримечательности.
Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Что вы узнали нового?
 

Список использованной литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.  Васильевой.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников- М.:ЦГЛ,2005г.

3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: Содерж., методики, новые формы. Потаповская О.// Дошкольное воспитание-2006,-№1

4.Метод проектов в руководстве работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Гладкова Ю.// Ребенок в детском саду,- 2008- №2

5. Патриотическое воспитание. Шаламова Е.// Ребенок в детском саду-2009,-№6

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_temu_nash_gorod.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Духовно – нравственное воспитание в подготовительной группе».

Слайд 2

Памятник преподобному Сергию Радонежскому Знакомство детей с достопримечательностями Сергиева Посада

Слайд 4

Памятник меценату Савве Мамонтов (строительство железной дороги через Сергиев Посад до Архангельска).

Слайд 5

Белый пруд.

Слайд 6

Вечный огонь в честь погибших солдат в Великой отечественной войне

Слайд 7

Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина.

Слайд 8

Мастер класс в «Трапезной».

Слайд 13

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе №3 «Мой город».

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: "Удивительный город на Каме"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "Удивительный город на Каме"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город»

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода при ознакомлении детей с родным городом при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, расширение знаний о городе, в котором проживаем. Задачи прое...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой родной город Талдом»

   Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие по родному городу"

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию   "Путешествие по родному городу"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: « Мой любимый город».

Проект по нравственно-патриотическому  воспитанию  на тему: « Мой любимый город»....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Путешествие по родному городу"

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотичес...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Лучше нет родного города"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал.  Заложить и сохранить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелател...