Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой родной город Талдом»
проект (подготовительная группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

     Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в  своем  городе,  усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.  Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_gorod.docx125.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему 

«Мой родной город  Талдом»

(подготовительная к школе группа №7 «Солнышко»)

Авторы-составители:

Воспитатели: Смирнова А.Н.

Федорова И.В.

Учитель-логопед: Ягодкина Ю.Н.

Талдомский г.о., 2019 – 2020 г.г.

Пояснительная записка 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал,

А вспоминаешь Родину такую,

Которую ты в детстве увидал. (К.Симонов)

       Сколько бы ни было человеку лет, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где играл с друзьями, то есть в родном городе. В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу.

      Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития. Наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. Важно пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитание любви к своей родине начинать нужно с любви к своему городу. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

     Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в  своем  городе,  усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.  Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. И если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. Любовь  к  Отчизне  начинается  с  любви  к  своей  малой  родине  – месту, где родился человек, где сделал первые свои шаги, где его учили доброте.

       Проект «Мой родной город» поможет детям расширить и углубить познания о родном городе Талдоме, крае, о тех традициях и наследии, которое веками накапливалось и бережно сохранялось ни одним десятком поколений её жителей и ощутить себя наследником творческих дел предков.

          Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем знамениты и неповторимы. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство» - каждодневное открытие мира и  поэтому, надо делать так, чтобы оно настало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. «Посеянное вовремя жемчугом взойдет».

    Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. И заниматься воспитанием нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. У каждого города — свое «лицо». В нашем городе Талдоме много интересных зданий, памятников архитектуры, красивых улиц. Наш край знаменит известными людьми (М.Салтыков-Щедрин, М.Пришвин, С.Клычков, В.Ажаев и т.д.). 

  Через систему представлений об истории возникновения родного города, об особенностях труда людей о быте, культуре своего народа у детей формируется осознание себя, как части общества, чувство гордости и любви к малой Родине, а значит, проект является эффективным средством патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность проекта:

     Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

     Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к природе, к своему дому, улице, на которой он живет, городу, в котором родился.   Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, к своей малой родине. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.  Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. Если каждый житель г. Талдома с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому мы считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и необходимой.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.  

Цель проекта: 

  • Приобщение дошкольников к социально-культурному наследию родного города   через познание исторических, культурных и природных особенностей города и края.

Задачи: 

Образовательные:

  • Сформировать у детей представление о том, что такое малая Родина.
  • Познакомить детей с особенностями географического расположения, краткой историей, символикой, основными достопримечательностями и традициями города. 
  • Расширить знания о флоре и фауне Подмосковья.
  • Стимулировать деятельность, направленную на поиск информации по теме реализуемого проекта.

Развивающие:

  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать чувство собственного достоинства как представителя народа России. 
  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотические качества личности дошкольников в процессе интеграции краеведческих знаний в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды деятельности детей.
  • Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него.
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • Воспитывать бережное отношение к значимым и памятным местам, природным объектам родного города.
  • Стимулировать интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей.

Предполагаемые результаты: 

  • Сформированность у детей представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
  • Знание названий улиц города и значение этих названий, социально-экономической значимости.
  • Знание символики родного края.
  • Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
  • Расширение кругозора детей через  экскурсии в музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений города, встречи с интересными людьми.
  • Обогащение и активизация словаря детей.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. 
  • Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Укрепление детско-родительских отношений.
  • Обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Социальная значимость проекта: 

  • Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
  • Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственно-патриотического  развития детей имеет знакомство с родным городом, его улицами, традициями, с известными людьми.
  • Дети не владеют достаточной информацией о родном городе.  
  • Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.

Гипотеза проекта: 

Проживая в городе Талдом, мы мало знаем о местах, людях, природе  своего края. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, его символике, достопримечательностях, будут знать имена людей, прославивших город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности и рассказах, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. 

Стадия проекта: в стадии проекта

Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный

Продолжительность: долгосрочный –  сентябрь 2019 г. - май 2020 г.

Охват проекта: детская аудитория: подготовительная к школе логопедическая группа №7 «Солнышко» (6-7 лет), воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно - ориентированного обучения и воспитания - обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

 Развивающее обучение позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

 Индивидуального обучения - воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

 Информационно-коммуникационные. В современном мире не обойтись без применения ИКТ. На занятиях в совместной деятельности часто применяются презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры.  

 Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

 Игровая.  В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности  играя.

Проектная - одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации заключается  в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

    Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.  

Формы и особенности организации  деятельности с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому и художественно-эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание, художественно-продуктивное творчество)
  • устные беседы
  • составление творческих рассказов о родном городе
  • чтение соответствующей литературы, произведений местных поэтов, заучивание стихотворений, пословиц о Родине, природе  и научно-познавательной литературы
  • экскурсии по городу, целевые прогулки, наблюдения
  • виртуальные путешествия по Подмосковью и Талдому
  • посещение историко-литературного музея, музея ДОУ «Русская изба».
  • встречи с ветеранами, интересными людьми 
  • тематические мероприятия (праздники, утренники, конкурсы чтецов) 
  • просмотр презентаций, фильмов и передач. 
  • организация сюжетно - ролевых и дидактических игр по ознакомлению с родным краем
  • трудовая деятельность по сбору материалов для групповых альбомов по различным направлениям краеведческой работы 
  • сотрудничество с общественными организациями: музей, библиотека, школа
  • организация выставок рисунков, фото, поделок (выставка рисунков «Город глазами детей», фото «Лето в городе» и т.д.).

Формы и особенности организации  деятельности с родителями:

  • анкетирование
  • родительские собрания 
  • совместные мероприятия с семьями воспитанников (утренники, праздники, экскурсии, соревнования,  природоохранные акции «Кормушка – домик для пичужки», «Сдай макулатуру – спасешь дерево!», «Собери пластиковые крышки» и др.)
  • консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей
  • привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов
  • участие в конкурсах творческого мастерства («Дары осени», «С днем рождения, Ромашка!», (приуроченная к 50-летию д/сада), «Моя семья», «Россия – моя страна», «Новогодний сувенир»,  «Мой папа – самый сильный», «Моя мама лучше всех», «Пасхальное чудо», «Неизведанный космос», «Земля – наш общий дом!», «Наша Победа» (к 75-летию Победы) и др.)
  • привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды, которая способствует накоплению информации (мини-музей)
  • участие в благоустройстве группы, участка, территории д/сада

Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг знаний  детей на начало и конец учебного года.

Этапы проекта:

I. Подготовительно-ориентировочный этап. 

• Создание проблемы перед детьми

• Составление плана работы

• Разработка примерных конспектов непосредственной образовательной и совместной деятельности

• Продумывание форм работы с родителями

• Разработка консультаций, оформление предметно-развивающей среды по теме

• Подборка информации по теме проекта

• Изготовление дидактических игр. 

II. Основной (практический) этап.

• провести беседу с детьми с целью определения общего уровня знаний и представлений о родном городе, его исторической культуре

• дать представление детям о возникновении нашего города, его прошлом, исторических фактах, людях, прославивших наш город

• научить понимать роль человека в развитии нашего города

• довести до сознания детей, что родной край, город – неповторим

• познакомить с животными, птицами, растениями, обитающими в наших лесах и их разнообразием, воспитание бережного отношения к живой природе

III. Обобщающе-результативный этап (итоговый)

• подвести итоги проекта - итоговые мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Игра-викторина ««Я - знаток  своего города».

2. Выставка рисунков «Как прекрасен наш край!»

3. Конкурс чтецов «Мой любимый город»

(Создание фотоальбома «Люблю тебя, мой край родной!»)

• непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

 •итоговый мониторинг ЗУН  детей.

Перспективный план работы по реализации проекта.

Сентябрь.

1. НОД  «Родина начинается с малого».

Задачи:  Расширять и уточнять знания детей о родном городе. Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины. Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Расширять знания детей об истории родного края.

2. Беседа «Мой любимый город Талдом.  Визитная карточка города - флаг и герб».

Рассказать, что обозначают изображенные на гербе символы, дать дополнительную информацию.

3. Экскурсии:  «По улицам родного города»

 «Заповедник – «Журавлиная родина»

                                                                   

4. Составление рассказов «Как давали названия улицам в прошлом».

Задачи:  Формировать представления детей об улице, на которой они живут.  

Напомнить, что по названиям улиц можно узнать отдельные моменты из истории города, почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита.

5. Чтение художественной литературы:  С. Еремеев  «Милый  мой дом», С.Михалков  «Моя улица»  

           

6. Продуктивная деятельность: 

Рисование на тему «Ранняя осень в городе»

Рисование на тему «Улица, на которой я живу».

Конструирование «Строительство нового дома», «Высотное здание»

Аппликация методом обрыва «Мой дом»

7. Заучивание с детьми песни о Талдоме на сл. Т.А. Хлебянкиной.

8. Игры: 

Сюжетно-ролевые игры:  

«Почта» - на знание адреса дома и детского сада.  

«Путешествие по родному городу». (Воспитатель показывает иллюстрации с разными достопримечательностями города, с которыми дети уже знакомы, а дети – экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся).

Д/игры: «Собери герб города», «Доберись до дома», «Я живу по адресу».

9. Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе».  Дети рассматривают фото с изображением разных предприятий, где работают горожане. У детей – картинки с изображением людей разных профессий. Соединить картинку воспитателя со своей картинкой.

10. Создание мини-музея «Моя малая Родина – Талдом». Цель: создание благоприятных условий для формирования у детей представлений о родном городе.

11. Рассматривание карты Московской области и Талдомского г.о.

Октябрь.

1. НОД «Наша «Ромашка» - нет тебя краше» (к юбилею д/сада)

Цель: Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории; формирование представления у детей о труде его сотрудников, развитие логического мышления, умения выражать свои чувства, развитие связной речи, воспитание любви к своему второму дому.  

Презентация «Наша «Ромашка».

2. Беседа  «Кто работает в детском саду?»                                                                  Задачи: Уточнить знания о профессиях сотрудников д/сада: воспитатель, учитель-логопед, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дворник, прачка и т.д. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать им, доставлять радость.

3. Рассматривание фотоальбома «Летопись детского сада».                                                  

4. Экскурсии  по детскому саду («Медицинская комната», «Прачечная», «Пищеблок», «Методический кабинет») и  по его территории.                                                              

5. Продуктивная деятельность:

Рисование на тему «Моя любимая группа».

Рисование «Я с мамой (папой) иду в детский сад»

Конструирование «Наш детский сад»,  «Детский сад будущего»

6. Оформление групповой  и раздевальной комнат к 50 - летию д/сада с привлечением родителей.

Цель: создание праздничного интерьера, как пространство для реализации художественно-эстетического воспитания дошкольника.

7. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

8. Дидактические игры:

«Найди работников детского сада» (из предложенных картинок выбрать изображение профессий детского сада)

«Узнай по фотографии» (назвать имя, отчество человека, его профессию, что он делает)

«Узнай профессию человека по запаху» – «Копилка запахов» (запах лекарства – медсестра;   запах оструганного дерева – плотник; запах свежего белья – прачка; запах хлеба, жареного лука – повар и т.д.)

9. Труд по уборке листьев на участке детского сада.

10. Выставка рисунков «Мой любимый детский сад».

11. Чтение художественной литературы: «На работу в детский сад» В.Баранова, «Детский сад» Г.Ильина, «Тихий час» Е.Тараховская, «Детский сад» Н.Ярославцев, «Детский сад» О. Высотская.

12. Праздник «С днем рождения, детский сад!»

Ноябрь

1. НОД «Наша Родина – Россия. Государственные символы России» (ко  Дню единства) Цель: Формирование элементарных представлений  детей о Родине, ее месте на планете Земля, символике нашей страны; развитие познавательного интереса  к истории государства.

Презентация «Наша Родина – Россия».

2. Беседа «Главный город нашей страны» Цель: Формирование элементарных представлений  о Москве, как столице нашей родины.

3. Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей страны»

4. Экскурсия по улицам родного города

5. Продуктивная деятельность: 

Рисование «Спасская башня Кремля», «Город вечером», «Кукла в национальном костюме»

Аппликация из полосок –  «Флаг России».

6. Игры: 

Дидактические игры: «Найди Российский флаг» (среди флагов), «Найди Российский герб», «Узнай Российский гимн»

Упражнение для координации речи с движением – «Небо синее в России»

7. Чтение главы из книги Б.Житкова «Что я видел»,  В. Гусева «Береги Россию»,  В. Степанов «Что мы родиной зовем?», «Наша Родина – Россия», А. Кудрявцева «Я живу в России», Александрова «Родина», С. Баргузин «Страна, где мы живём».

 Заучивание стихотворения В. Степанова «Наш флаг».

 Чтение пословиц и поговорок о Родине. Заучивание: «Человек без Родины, что соловей без песни», «Всякому мила родная сторона».

8. Слушание песни М.Матусовского «С чего начинается родина».

Прослушивание фонограммы Гимна России

 9. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»

10. Развлечение посвященное «Дню Матери». Воспитывая любовь к матери, воспитываем тем самым и любовь к Родине. Недаром,  говорят, Родина – мать.

Декабрь.

1. НОД «Наш город. Архитектура и его достопримечательности». 

Задачи: Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, желание сделать его еще красивее.

Презентация  «История и достопримечательности района».

2. Беседа «Улица, на  которой  ты живешь? О чем говорят названия улиц?»

3. Составление творческих рассказов  «Любимые места города». Закреплять представления детей о родном городе. Развивать связную речь детей.

3. Рассматривание фотографий «Талдом - деревянный». Цель: Сравнение  архитектуры прошлого и настоящего.

Рассматривание  фотографий исторических зданий города.

4. Экскурсия в мини-музей д/сада «Русская изба». Задача: дать детям возможность  прочувствовать свою принадлежность к истории своего народа, расширить их представления о жизни предков,  рассказать о быте и основных занятиях русских людей.

5. Пополнение уголка патриотического воспитания «Битва под Москвой» - 05 декабря. Цель: Способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое, за наших земляков. 

5. Продуктивная деятельность: 

Аппликация нетрадиционная из трубочек «Деревянная изба».

Конструирование «Улицы города».

6. Чтение: Л. Миланич «Земляки», Орлов В. «Кому что снится», Аким Я. «Мужчина в доме»; Кузьмин Л. «Как до небес подняться»,  Н.Майданик «С историей не спорят», М. Пришвин «Моя Родина».

 

7. Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

8. Конкурс чтецов «Мой родной город»

9. Игры:

Сюжетно-ролевые игры:

 «Экскурсия по городу» (по фотографиям и иллюстрациям).

«Мы – строители»

Д/игры: «Назови достопримечательность», «Узнай и назови здание города», 

«Я живу по адресу».

10. Взаимосвязь со школой - посещение МОУ СШ №2  на Новогоднее представление.

Январь.

1. НОД «Животный и растительный мир родного края». Презентация «Виртуальное путешествие по лесам Подмосковья»

Задачи: Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

2. Рассматривание иллюстраций  и наборов открыток «Краснокнижные животные края», «Растения Красной книги», «Зимующие птицы», «Лекарственные растения».

3. Создание мини-музея «Дикие животные - обитатели леса». Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей представлений о диких животных  нашего леса.                                                                    

4. Конкурс – викторина «Знатоки флоры и фауны родного края». Цель: Закрепление  знания детей о животных и растениях наших лесов.  

5. Беседа  «М.Е.Салтыков - Щедрин  - наш писатель-земляк» 

6. Экскурсия по экологической тропе. Цель: закрепление представлений о деревьях и кустарниках: береза, сосна, ель, липа, тополь, сирень, рябина.

Экскурсия  к памятнику С.–Щедрину (к зданию лицея)  (27.01 – к 194 - летию со дня рождения) (задание родителям)

7. Создание мини-музея «Писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин – наш земляк». Цель: создание благоприятных условий для формирования у детей представлений о творчестве писателя-земляка.

8. Продуктивная деятельность:

Лепка на пластине «Животные и птицы нашего края».

Ручной труд - оригами «Лиса», «Волк»

Рисование «Деревья в нашем парке», «Снегири на рябине»

Рисование по сказке С.-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил»

9. Чтение произведений из книги «Времена года» С.Д. Шлотгауэра, «Лукошко», Ю.Архаров «В родном краю», А. Береснев «Как дела, лесной народ?», Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», «Журавли» Е. Груданов, М. Пришвин  – рассказы о природе  и др.                                      

Отгадывание загадок и ребусов о животных, птицах и растениях.

Чтение М.Е. С.-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь»

10. Инсценировка сказки «Лиса и журавль».

11. Физкультминутка «На водопой».

12. Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».

13 . Игры:

Сюжетно-ролевые игры:  «Ветлечебница», «Путешествие в город мастеров».

Дид/игра «Кто, где живет?», «Что растет в Подмосковном лесу?», «Кто живет в Подмосковном лесу?», «Деревья и кустарники»

14. Труд в природе: подкормка птиц.

Февраль.

1. НОД «День защитника Отечества»

Цель: Формирование чувства уважения к защитникам Родины, расширение представления о Российской армии, закрепление знания о военных профессиях, развитие патриотических чувств, желание заботиться о своих близких.

2. Беседа «Богатыри земли русской» с рассматриванием картины «Богатыри» В. Васнецова.  Задачи: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. Познакомить детей с оружием богатырей. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Беседа «Что такое героизм?»

Беседа о творчестве писателя-земляка М.М. Пришвина с показом презентации.    

3. Создание мини-музея «Певец русской природы – М.М.Пришвин – наш земляк». Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей представлений о творчестве писателя-земляка.

4. Встреча с участником боевых военных действий Дубининым с просмотром фрагментов видеофильма «Защитники Отечества».

5. Продуктивная деятельность:

Лепка «Пограничник с собакой».

Аппликация «Орден для папы»

Конструирование из бумаги  «Военная техника».  

Конкурс рисунков «Мой папа – солдат».

6. Чтение былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке;  С.Маршак «Наша армия», «Родная земля» Г.Ладонщиков,  Д.Д. Нагишкин «Храбрый Азмун», «Самый сильный»; Л. Кассиль «Твои защитники», Е. Воробьёва «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор», А. Маркуша «Я – солдат и ты – солдат».

Рассказы В.П. Сысоева.  

Чтение рассказов М.М.Пришвина о природе и др.                                                

 7. Спортивный праздник «День защитника Отечества» вместе с папами.  

Выставка «Есть такая профессия – Родину защищать».    

Март.

     

1. НОД «Литературный край». Цель: знакомство детей с известными людьми, прославившими родной край.

Презентация «Известные люди края» (М.М.Пришвин, М.Е.Салтыков-Щедрин, С.А.Клычков)

2. Беседа «Кем славится город родной? Знаменитые люди нашего города».

Рассказать о творчестве местных поэтов, познакомить детей с их произведениями.

3. Экскурсия. Посещение районной библиотеки.

4. Чтение стихов поэтов - земляков о Талдоме, его природе, людях  (Клычков С.А, Романов И.С., Карманов Н.Д, Русакова  Г.А., Хлебянкина Т.А., Уралова И.и др.)  

Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен.

5. Игры

Сюжетно-ролевые «Библиотека», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Школа»

Д/ игры «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»,

«Люди и улицы» (В честь кого названа улица?),  «Сколько мам в твоей семье?»

6. Беседа о народных праздниках.

7. Развлечение «Широкая Масленица». Закреплять знания детей о русских традициях и обычаях. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками, воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

8. Совместное создание в группе  «Огород на окне».

 

Апрель.

1. Беседа «Культура,  спорт и отдых в  нашем городе». Цель:  знакомство со спортивными и культурными учреждениями города (СК «Атлант», лицей – школа искусств, кинотеатр «Родина», ЦД культуры,  ДК «Колос», историко-литературный музей, парк Победы, творческие коллективы и т.д.).   Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Беседа  «Самые главные профессии людей, занятых на производстве»  с показом презентации «Промышленные предприятия района»

Беседа «Мой дом - наведу порядок в нем».

Беседа «Любимые места отдыха талдомчан» с составлением детьми рассказов по теме.

2. Экскурсия «По родным улицам». Цель: закрепление представлений детей о ближайшем к д/саду окружении.

Экскурсия - Посещение спортивного фестиваля «Журавлик» в СК «Атлант».

3. Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух», приуроченное к Всемирному дню здоровья. (07 апреля).

4. Чтение «Кем быть?» В.Маяковский, И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

5. Продуктивная деятельность:

Рисование «Мы гуляем с мамой в парке» 

Рисование «Мой любимый уголок города»

Рисование «Как я занимаюсь  спортом» 

Рисование «Кем ты хочешь быть?»                               

6. Игры:

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Аптека»

Д/игры: «Самый внимательный горожанин», «Почему город всегда красивый?», «Назови улицу»

7. Участие в акции «Посади дерево» (посадка с детьми саженца дерева на территории детского сада).

Май.

1. НОД «9 мая – День Великой Победы». Задачи: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну.

2. Оформление мини-музея «Они защищали Родину!»

3. Беседа «Они сражались за Родину» - рассказ о герое Советского Союза – нашем земляке - И.А. Шишунове (с презентацией).

Задачи: Выяснить, знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны,  об известных героях-земляках, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев.

Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну.

Беседа «Памятники защитникам Отечества в родном городе» (Зине Голицыной, в парке Победы).  Задачи: Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества, установленных в нашем городе. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны.

Беседа  «Каким бы я хотел видеть свой город?» («Если бы ты был мэром…»)

4. Праздник «День Победы». Слушание и пение фронтовых песен. Игры соревновательного характера на военную тематику.

5. Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к мемориалу павших солдат.

Экскурсия в музей в МОУ СОШ №2 «Память»

6. Чтение произведений Б. Алмазов «Горбушка», С. Алексеев «Последние метры», С. Михалков «День Победы», С. Щипачев «1941г.», А. Смирнов «Кто был на войне». Е. Благинина «Шинель», Е. Трутнева «Победа», В. Берестов «Военная игра»,  В. Орлов «Рисунок».  

7. Участие детей в конкурсе чтецов, посвященному Дню Победы

8. Продуктивная деятельность:

Аппликация «Праздничная открытка для поздравления ветерана».

Рисование «Салют над городом».

8. Акция памяти  на аллее Славы детского сада – посадка туи.

9. Итоговые мероприятия: 

1. Викторина «Я - знаток  своего города».

2. Выставка рисунков «Как прекрасен наш край!»

3. Конкурс чтецов «Мой любимый город»

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. 

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Перспективное планирование работы с родителями на 2019 – 2020 г.г.

Сентябрь - Информирование родителей о реализации данного проекта.

 Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание детей в семье и ДОУ». 

Памятка «Как вырастить ребенка достойным гражданином?»

Конкурс - выставка поделок из собранного урожая, природного материала  нашего края  «Дары осени».

Подготовка детей к поездке в заказник «Журавлиная родина».

Октябрь – Досуг «Бабушка рядышком с дедушкой» (ко дню пожилого человека)

Конкурс поделок «Подарок ко дню рождения любимого д/ сада».

Акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево!»

Ноябрь - Консультация «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой»

Оформление стенда «Россия – родина моя!»

Конкурс чтецов, посвященный родному городу «Частичка России – город Талдом!»

Круглый стол, посвященный Дню матери.                                                                            Тематический досуг «Мама – солнышко моё!»

Акция «Кормушка для пичужки»

Декабрь – Родительское собрание «Значение семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» с показом совместного нетрадиционного занятия по конструктивно-модельной деятельности «Мой дом – моя крепость» с использованием инновационного материала «Брикмастер».

Консультация «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города»

Оформление стенда «Традиции моей семьи».

Участие родителей в украшение группы к Новогодним праздникам.

Конкурс-выставка «Новогодний серпантин»

Январь - Привлечение родителей к уборке территории участка от снега.   Участие в конкурсе «Лучшая снежная постройка».

Участие в подготовке и организации экскурсии к памятнику М.Е.Салтыкова - Щедрина (ко дню рождения писателя-земляка - 27.01).

Памятка «Домашняя библиотека. Творчество местных поэтов».

Февраль - Досуг «Мой – папа самый сильный».

Конкурс-выставка «Защитники Отечества».

Консультация «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания»

Март – Консультация «Приобщение детей к народным традициям»

Досуг к Женскому дню.

Организация совместных занятий детей и родителей.

Подготовка к проведению мероприятия «Широкая масленица».

Конкурс-выставка поделок «Пасхальное чудо».

Памятка «Родной свой край люби и знай»

Апрель –  Конкурс рисунка «Будь здоров!» - ко Дню здоровья (07 апреля)

Конкурс рисунка «Этот неизведанный мир» - ко Дню космонавтики.

Субботник по благоустройству территории д/сада ко Дню Земли. Изготовление подарков для ветеранов ВОВ.

Май -  конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.

Папка-передвижка «Герои  войны - наши земляки»

Конкурс-выставка «Наша Победа» (к 75-летию Победы)

Помощь и участие в посадке дерева Победы.

Подготовка и организация выпускного бала для детей.

Достигнутые результаты проекта:

Дети должны знать и называть:

-место проживания: край, район, город, улица

- символику района, значимые и памятные места

- домашний адрес

- место работы родителей

- предприятия родного города и их значимость

- природу родного края

- людей, прославивших наш город.

Вывод: Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, улицы, своей малой родины.

Приобщая  детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее, тем самым  провести связь времен.

Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение  – народ без будущего.

Список используемой методической литературы

1. «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М., Мозаика-Синтез, 2008г.

2. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М. Мозаика-Синтез 2004г.

3.  «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. – М., Мозаика-Синтез, 2004.

4. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников».  Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. – М., «Изд-во Скрипторий», 2008г.

5. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М., Сфера, 2003.

6. Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край родной – милей всего!»

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: «Мама – слово дорогое, самое для нас родное»

Данный проект - это организация познавательной и творческой  деятельности по ознакомлению детей с ценностью и значимостью государственного праздника «День Матери» и целенаправлен...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Путешествие по родному городу"

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотичес...