Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дуванова Евгения Леонидовна

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt34.51 КБ

Предварительный просмотр:


Проект по нравственно–патриотическому воспитанию

" Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность темы:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем!»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты,  
  •   их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Кемерово, поселок Кедровка.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне  Кемеровской области.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность , занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. подготовка разного вида бросового материала
  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  6. дидактические игры,
  7. выставки книг, рисунков, поделок,

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Кемерово – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кемеровский край!»," Моя Кедровка.»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Полезные ископаемые Кемеровской области», «Кедровка- мой дом родной!»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о Кедровке, городе Кемерово.», напиши сочинение «Почему и за что я люблю Кедровку?»

Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы Кемеровского края»

Экскурсии и фото экскурсии по Кедровке, поход в музей разреза «Кедровский»

Разучивание стихов о Кедровке, Кемеровской области.

Оформление стенда «К 60 летию разреза Кедровский»

III. Презентационно - завершающий

Видеоальбом «Моя Родина — моя Кедровка»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. Интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение,
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. познавательные игровые занятия,
  5. беседы.

 

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект разработан для детей подготовительной группы МБДОУ № 165 на 2014-2015 учебный год  в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
  • повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»
  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!
  • 4 блок «Россия – Родина моя»

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

: повышение уровня культуры по средствам овладения данного вида искусства для развития свободной, гуманной, творческой личности.

Задачи:

  1. развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие интеллекта в целом.
  2. развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации;
  3. привитие трудовых навыков при работе с бумагой;
  4. воспитание у детей художественного вкуса, фантазии;
  5. воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности, целеустремлённости;

Формы и методы проведения занятий:

  1. словесные (рассказ, беседа, объяснения)
  2. наглядные  (демонстрация, показ)
  3. практические (упражнения)
  4. инструктаж

Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ, упражнений.  В процессе упражнений отрабатываются приемы работы с бумагой.

Перспективное планирование

Сентябрь.

  1. Беседа:  «что такое оригами»

Цель: дать понятие оригами. Познакомить с базовой формой квадрат.

  1. Формы и приемы, используемые в оригами

Цель: познакомить с терминологией, используемой в оригами ( сгиб долиной, горой), упражнять в сгибаниях основных базовых форм

  1. Воздушный змей

Цель: учить сгибать и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали

Октябрь.

1.Веер

Цель: формировать умение складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой.

2. Бабочка

Цель:  продолжать формировать умение складывать бумагу гармошкой по диагонали

3.Рыбка

Цель: закрепить умение складывать по диагонали. Вырабатывать умение обрезать мелкие детали  контуру

  1. Лягушка

Цель: учить загибать края бумаги, совмещая их при этом с центральной складкой

Ноябрь.

  1. Котенок

Цель: учить умению намечать линии сгиба. Развивать глазомер.

  1. Щенок

Цель: продолжать развивать умение намечать линии сгиба

  1. Стаканчик

Цель: развивать детскую фантазию и воображение во время работы

  1. Красная шапочка

Цель: закрепление техники сгибания углов треугольников. Учить совмещать две детали.

Декабрь.

  1. Самолет

Цель:  приучать детей производить сгибание поделки по подобию воспитателя

  1. Кораблик

Цель: познакомить с методом выворачивания поделки

  1. Гоночный автомобиль

Цель: украшать свою поделку с помощью раскрашивания

  1. Оформление выставки детских работ в группе детского сада

Январь

1.Черепаха

Цель: учить умению делать надрез в определенном месте; учить добиваться поставленной цели

2. Игрушка- шутка

Цель: создать радостное настроение. Продолжать учить детей сгибать поделку по подобию воспитателя

Февраль

  1. Знакомство с новой базовой формой « треугольник»

Цель: познакомить со способами  получения треугольника с помощью сгибания

  1. Коробочка

Цель: продолжать развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях

  1. Открытка для папы: автомобиль

Цель:  украшать свою поделку с помощью аппликации

Март

  1. Открытка для мамы: тюльпанчик

Цель: создать атмосферу праздника, закреплять навыки работы по шаблону

  1. Салфетка для столовых приборов

Цель: воспитывать художественно-эстетический вкус

  1. Кувшинка

Цель: показать новую базовую форму « воздушный змей»

Апрель

  1. Голубь

Цель: вспомнить и закрепить умение выворачивать мелкие детали

  1. Журавль

Цель: познакомить с более сложными  способами сгибания мелких деталей, состоящих из нескольких слоев бумаги

  1. Ворон

Цель: воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

  1. Ласточка

Цель: закрепить умение тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба

Май

1.Кошелек

Цель: повторить сгибание по двум основным базовым формам, закрепить навыки сгибания на равные части

2. Пилотка

Цель: закреплять умение соединять детали поделки

3.Оформление выставки детских работ в группе детского сада

Цель:  привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости  и радости от выполненных работ

Пояснительная записка.

 

                Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

          Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

-  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать  умения следовать устным инструкциям.

  Обучать  различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

- Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

- Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

-Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей. 
- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

-  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. 
       

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- Индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети: 
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами 
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

познакомятся с искусством оригами;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ. 
 

Программа составлена на основе:

  1.  «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
  2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
  3. « Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.
  4. «Волшебная бумага»  Чернова Н.Н.
  5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий  25минут.

Категория обучаемых: 5-6 лет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем

В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем."...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях знакомства с родным краем посредством игры (народные, дидактические и др)».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детско...