Мастер-класс «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
материал на тему

Захарченко Лариса Дмитриевна


Мастер-класс знакомит с таким средством развития речи дошкольников, как рукотворная книга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_bukvitsa.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

в изобразительной деятельности».

подготовила и провела

Захарченко Л.Д.,

педагог дополнительного образования

Цель: знакомство с таким  средством развития речи дошкольников, как рукотворная книга.

Задачи: знакомство со способами создания буквицы; приобщение к искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Предварительная работа: подбор художественного материала, подготовка образцов, материала для работы.

Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом.

Значение рисования велико и многогранно.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

На занятиях по изобразительной деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи.

Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова. Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий,  характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистой».

Действия детей, озвученные в изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Изобразительная деятельность позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Дети так же овладевают рукописными движениями. К старшему дошкольному возрасту дети получают первый опыт культуры использования письма как средства общения. Сначала они подписывают свои работы письменными строчными буквами. Некоторые дети сочиняют короткие тексты и оформляют их в виде книжечки. Законченность эти рукописные творения приобретают тогда, когда дети оформят их своими рисунками и орнаментами.

Происходит развитие представления о себе, своей индивидуальности, происходит идентификация ребенка со своим именем.

Детей знакомят с первыми буквами имени, то есть инициалами. Их можно представить в виде буквиц.

Буквица – крупная, отличная от прочих, первая буква слова. Художник стремится выделить первую букву, чтобы читатель обратил на нее внимание. Она первая, поэтому ей особый почет и уважение. Буквицы украшались растительным орнаментом, изображениями животных или птиц.

В древние времена буквицу выделяли красным цветом, который назывался киноварь (оттенок красного цвета). Красная буквица бросалась в глаза и привлекала читателя.

Сегодня предлагаю вам немного пофантазировать, представить свой инициал, нарисовать первую букву своего имени в виде красивой буквицы.

Этапы работы:
1 – наметить большую букву на листе.
2 – придать букве толщину, а можно и объём.
3 – украсить букву.               
4 – продумать цветовое решение буквы,  используя фломастеры, заполнить цветом  контур так, чтобы форма  буквы не терялась и она хорошо читалась.

Букву лучше сделать объёмной, широкой, чтобы можно было внутри её украсить декоративными элементами, заштриховать, придумать геометрический узор или орнамент. Можно украсить букву, используя разные средства выразительности графики: линии, точки, цветовые пятна.

Словом, творите и фантазируйте.

Выполнение педагогами рисунка буквицы.

Спасибо, вы выполнили задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные. Вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах.

Я предлагаю их вырезать и составить коллаж, который назовем «Моя первая буква».

Составление коллажа.

Имя имеет определенное значение, несет в себе какой-то смысл. У каждого из вас очень красивое имя. Родители неспроста дали вам ваши имена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития нравственности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- ...

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...

Развитие речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой ...

Развитие творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы

На сегодняшний день системе дошкольного образования уделяется особенно повышенное внимание.  Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению пси...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орга...