Современный ребёнок и цифровые технологии.
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Никитина Наталия Алексеевна

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Поэтому перед нами встает вопрос, какие современные технологии и средства мы сегодня можем использовать для развития современного ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Современный ребенок и цифровые технологии.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и профессиональном стандарте перед современным дошкольным образованием сформулирована цель - создание современного развивающего информационного пространства. В «Профессиональном стандарте педагога» определены современные требования к профессиональной компетентности педагога. Одна из них, коммуникативная компетентность педагога, предполагает умение выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном и электронном. Современный педагог ДОО должен владеть не только компьютерной грамотой, уметь пользоваться мультимедийным и другим техническим оборудованием, но и творчески подходить к поиску новых форм и методов взаимодействия с воспитанниками, создавать авторские электронные образовательные ресурсы, и применять их в своей педагогической деятельности. Для того чтобы цифровые технологии приносили пользу, необходимо, чтобы педагоги понимали, что они несут и как их применять.

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Поэтому перед нами встает вопрос, какие современные технологии и средства мы сегодня можем использовать для развития современного ребенка?

Учитывая, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной не только телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми, но и другими носителями информации, и уже с младенческого возраста проявляет к этому интерес мы обратили свое внимание на информационно-компьютерные технологии.

Мы можем отметить, что использование информационно-компьютерных технологий в ДОО одна из задач современных условий и требований к образовательному процессу. На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является внедрение новых подходов к процессу воспитания и обучения дошкольников, которые не замещают традиционные методы и приёмы, а развивают их возможности

В результате инновационной деятельности авторского коллектива педагогов ДОУ №81 была разработана и внедряется в образовательный процесс серия интерактивных игр «Увлекательная игротека для детей и взрослых», представляющая собой электронный образовательный ресурс с использованием интерактивной доски SMART Notebook и интерактивного дисплея ActivInspie. Созданная в учреждении в процессе инновационной работы серия интерактивных игр включает авторские игры по обучению правилам дорожного движения, разработанные педагогами дошкольной образовательной организации. Интерактивные игры ориентированы на дошкольников и обеспечивают достижение дошкольниками уровня общего интеллектуального, речевого и социального развития, необходимого для последующего успешного обучения в школе и дальнейшей интеграции в обществе.

Серия игр «Увлекательная игротека для детей и взрослых», состоит из игр и игровых упражнений для интерактивного оборудования, включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование. Педагогами разработаны методические материалы, которые структурно разделены на две части: методические рекомендации и дидактический материал – игру для интерактивного оборудования. Кроме того, авторским коллективом разработаны мультимедийные гимнастики для глаз с использованием информационно-коммуникационных технологий и размещены на сайте ДОО, поэтому родители могут использовать их находясь с ребенком дома.

Эта авторская разработка появилась не случайно. Не для кого не секрет, что современные дети много времени проводят у компьютера и перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Анкетирование родителей показало, что чаще всего ребенку включаются мультипликационные фильмы. Чаще всего просмотр мультфильмов неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. Поэтому более подробно я остановлюсь на создании мультфильмов.  

Итак, я уже сказала, что мультипликационные фильмы обладают большими педагогическими возможностями, такими как:

- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

 - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

- развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- мультипликационные фильмы помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения и воспитания удовольствием для дошкольников, а положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка. Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

Нельзя не отметить, что создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный как для детей, так и для взрослых. Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства.

Проведя анализ мультпродукции производимой в последние годы в России и за рубежом, мы с уверенностью можем сказать, что в последние годы возник определённый вакуум в качественной отечественной мультпродукции для детей дошкольного возраста, а современное телевизионное пространство заполонили низкопробные западные мультфильмы,  рассчитанные в основном на школьников и взрослых. С сожалением приходится признать тот факт, что эти мультфильмы оказывают разрушительное действие на ребенка. Воспитатели сумели подобрать мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.

Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта. Создавать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создавать декорации, рисовать или лепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, озвучивать мультфильм. Дети старшего дошкольного возраста могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора (аниматора), художника, актера и композитора. Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Мы используем следующий алгоритм действий при создании мультфильма с детьми дошкольного возраста:

1.Вместе с детьми выбираем известную сказку, рассказ, стихотворение или придумываем сюжет вместе с детьми. Для этого можно использовать различные приемы и игровые ситуации.

2. Определяем технику анимации:

  • перекладка— хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • кукольная и сыпучая анимации— для тех детей, что с удовольствием мастерят из различных материалов или рисуют сыпучими материалами – крупы, манка, кофе);
  • пластилиновая анимация — для детей любящих лепить;
  • предметная анимация— для детей, увлекающихся строительством и конструированием;
  • смешанная техника.

Освоение каждой техники требует от детей творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс.

3.Делаем раскадровку. Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Чтобы дать представление о том, как делать раскадровку, мы показываем детям книгу с иллюстрациями или раскадровки, сделанные для других мультфильмов. Педагог обязательно должен напомнить детям о планах: дальний, общий, средний, крупный и целесообразности их использования.

4.Создаём персонажей, фоны и декорации для будущего мультфильма. Хорошо, если перед созданием образов педагог вместе с детьми рассматривает фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.

В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.

5.Записываем необходимые диалоги, авторский текст. Озвучивая мультфильм, дети проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)

6.Съёмка мультфильма. Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий идет распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Роль режиссёра берет на себя педагог и руководит всем процессом. Один из детей, может выполнять роль оператора, осуществлять постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры – они осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая, персонажи — игрушки, наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Обязательно необходимо показывать отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.

7. Монтаж. Выполняется педагогом. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду.

8. Показ фильма. Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это их первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!

Кроме того, педагоги в работе над мультфильмом использовали такие методы, как:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

Затем в игровой форме шло закрепление полученных впечатлений и знаний.

Работа оказалась новой и очень интересной не только для детей, но и для педагогов.

Таким образом, при создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Создавая мультипликационный фильм, они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету или познакомиться с правилами дорожного движения. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что ребенок готов к жизни в информационном мире:

  • Не раньше, чем у ребенка появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, жажда к познанию.
  • Не больше информации, чем требуется для решения определенных проблем и не больше, чем может быть усвоено.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность книги для современного ребенка, который с первых дней жизни имеет дело с цифровыми технологиями.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных на современном этапе. В соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно...

«Образовательное событие – форма совместного взаимодействия детей, родителей, педагогов по средствам использования современных цифровых технологий».

       Образовательное событие — технология открытого образования. Философия нашего образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия дл...

Рекомендации для родителей «Цифровые технологии в жизни современной семьи»

В мире, где дети растут «в цифровом формате», очень важно помочь им освоить здоровые способы пользования техникой и родители играют очень важную роль в обучении этим навыкам....

презентация "Использование цифрового оборудования и цифровых технологий в работе педагога ДОУ"

Цифровые технологии дают возможность нам повысить свое педагогическое мастерство....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ.

Применение современных цифровых технологий, при работе с детьми дошкольного возраста считается актуальной темой. На практике уже доказано, что применение интерактивных технологий повышает уровень каче...

Консультация для родителей " Современный ребёнок в мире информационных технологий."

Сегодня активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. Современных детей можно назвать цифровыми...

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...