Тренинг для педагогов «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»
методическая разработка на тему

Гайсина Наталья Геннадьевна

Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”.
  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_pedagogov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”.
  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

  1. Упражнение “Снежный ком”.

Психолог: Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Наталья – радостная.  

  1. Упражнение «Улыбнись»

Психолог: Поднимите руки, те кто сегодня посмотрелся в зеркало.

- Поднимите руки те, кто не просто посмотрелся, но и улыбнулся.

- Раз не все это сделали, я предлагаю улыбнуться друг другу и подарить позитивный настрой.

  1. Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Психолог: Представьте себе такую ситуацию – вам нравится работа, коллектив хороший, вами довольно начальство. Вроде бы работать и работать …. Однако не всё так просто. Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично, но ощущается усталость, депрессия, не хочется идти на работу, не хочется делать что-то. Выходные - для вас пытка, поход на работу в понедельник - тоже пытка. Подобное состояние получило название «синдром эмоционального выгорания», развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.  Воспитатель относится к числу тех профессий, представители которых наиболее склонны эмоциональному выгоранию. Ведь на долю педагога каждый день выпадает немало стрессовых ситуаций, при этом выразить свои переживания, отреагировать их – негде. Вот и копятся негативные эмоции внутри многие годы, а отсюда ощущение измотанности, бессилия, опустошенности. 

Какие же существуют симптомы профессионального выгорания?

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- частые беспричинные головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;

- полная или частичная бессонница;

- безразличие, скука, пассивность и депрессия

- повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;

- частые нервные срывы

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её- все труднее и труднее;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- дистанционированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Психолог: - Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, я хочу провести с вами диагностическое упражнение.

  1. Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться? »

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

Интерпретация ответов

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде.

Психолог: - Спасибо, уважаемые коллеги.

Я приготовили для вас небольшие памятки на тему «Профилактика синдрома профессионального выгорания». Сейчас мы рассмотрим некоторые из них:

  1. Способы профилактики эмоционального выгорания:
  1. Естественные способы регуляции организма:
  • длительный сон,
  • вкусная еда,
  • общение с природой и животными,
  • движение,
  • танцы,
  • музыка.
  • баня, сауна, массаж;

II. Эмоциональная саморегуляция:

  • Смех, улыбка, юмор.

Упражнение “Улыбка”

Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Если вы хотите счастья и радости – улыбайтесь!

  • Размышления о хорошем, приятном;
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так

 Упражнение “Похвалилки”

  • Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”.
  • Занятие любимым делом – хобби. 
  • Дарите себе подарочки и милые безделушки.

III. Физиологическая саморегуляция: 

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц.

Упражнение «Потягивание»

  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.

Психолог: - Сейчас мы с вами постараемся с помощью упражнения снять психическое напряжение и окунуться в мир объятий.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

  • Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Упражнение “Чудесные фотографии”

  1. Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Психолог: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

Выполнение задания участниками.

Психолог: Пусть эти ладошки несут тепло и радость ваших встреч  и помогают в какой-то сложный момент.

  1.  Заключительная часть:

Психолог:  Сейчас я возьму  стеклянную банку и наполню её камнями.

Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (да, полна)

Сейчас я возьму банку гороха и высыплю  её содержимое в большую банку, немного потрясу  её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (да, полна.) 
Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (да, и на этот раз однозначно, она полна.)

Психолог: - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. 

Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. 

Песок — это всё остальное, мелочи. 

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. 

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. 

Психолог: - И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Как не "сгореть" на работе"

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требов...

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи: Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.Упражнять в разви...

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи:Получить опыт пра...

«Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»...

«Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания....