«Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»
материал

Матвеева Юлия Владимировна

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_profilaktika_emots_vygoraniya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»

Подготовила педагог психолог

МДОУ «Сказка»

Матвеева Ю.В.

Г. Малоярославец

   

 Предупреждение профессионального выгорания требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против «выгорания» и других проблем личности человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.

  Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

   Личностные ресурсы, развиваемые в тренинге:

-Принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, самоуважение, высокая самооценка;

-Отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личного роста, способность в сложной ситуации находить для себя смысл;

-овладение методами или способами достижения (и постановки) желаемых целей;

-Развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

-Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации, позитивность и рациональность мышления;

-Овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции;

Тренинг преднозначен: для педагогов, для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания.

Задачи:

-Улучшить настроение, Повышение внимания и общей работоспособности;

-Снизить общую тревожность и психологическое напряжение;

-Усилить внутреннюю мотивацию на работу:

-Повышать ответственность и самоотдачу;

    В ходе тренинга применяется индивидуальный подход, проводится анализ случаев из практики самих участников. Есть возможность отрабатывать и усваивать новые, ранее несвойственные варианты поведения, ощущая при этом атмосферу доверия и доброжелательности.

   Структура тренинговой программы:

  1. Блок: организационный-он включает знакомство челнов группы, сплочение, формирование благоприятного психологического микроклимата.
  2. Блок – формирующий – включает переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа, рефлексии; осознание стереотипов поведения; расширение репертуара поведенческих стратегий; осознание и принятие своих чувств, работу с негативными чувствами; целеполагание, определение приоритетных жизненных ценностей и целей.
  3. Блок – рефлексивно – оценочный – осознание своих личностных ресурсов, рефлексия изменений.

Элемент тренинга

Цель, примечание

1.Ритуал приветствия

Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

2.Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы

3.Основное содержание занятия

Техники, направленные на актуализацию различных личностных ресурсов, динамическое развитие группы. Упражнения заканчиваются рефлексией

4.Рефлексия занятия, оценка занятия

Эмоциональная и смысловая оценка

5.Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

           

               Тренинг составлен на основании психодиагностики, а именно таких диагностических методик как:

-Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация В.В. Бойко)

-Диагностика субъективного контроля (УСК)

     Тренинг составлен на основе методической базы: О. И. Бабич – «профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Ход тренинга

  1. Упражнение «Представление и ожидания»

Тренер просит участников представиться, сообщив о себе определенную информацию и спрашивает об ожиданиях группы от тренинга. Подбор информации и форма представления зависят от специфики группы.

-Чего вы ждете от тренинга? Что вы готовы вложить в тренинг? Как вы себе представляете групповой тренинг?

  1. Упражнение «Иди ко мне, мы с тобой…»

Один человек встает в центр круга и говорит, обращаясь к кому-нибудь, например, «Иди ко мне, Лена, мы с тобой любим детективы». Они берутся за руки. Следующий участник продолжает: «Иди ко мне…, мы с тобой…». Так образуется цепочка.

   Затем возможно различные варианты:

-предложить изобразить, расцепляя рук, волнообразное движение змеи, образовать тугой плотный клубок, закручиваясь цепочкой вокруг первого участника;

-сделать ровный круг, квадрат, треугольник, звезду;

-изобразить то что, называли;

  1. Упражнение «за что мы любим»

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы часто обнаруживаем, что они нам нравятся или нет. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите 5 качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите 5 качеств. Теперь прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить человека, к которому она относится».

  1. Упражнение «Рисование вдвоем»

На двоих участников - один лист бумаги и один карандаш.

Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи.

   Вопросы для рефлексии:

-Является картина совместным произведением?

-Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?

-Кто был инициатором сюжета?

-Была ли «борьба за власть?»

-Комфортно ли было ведомому, ведущему?

Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни?

  1. Упражнение  «Магазин чувств»

«Представьте, что вы пришли в магазин. Но это не простой магазин – здесь можно продать любое свое чувство и получить взамен другое, какое хотите. Я продавец в этом магазине. От каких чувств вы хотите избавиться и приобрести взамен что-то другое? Кто будет первым покупателем?»

   

 Примечание. В процессе торга продавец говорит, что нельзя будет вернуть назад чувство, поэтому нужно взвесить все «за» и «против». Предлагает описать чувство: как оно выглядит, на что похожее, его размер, тяжелое или легкое и т.п. Покупатель должен убедить продавца, что потом он сможет кому – ни будь продать это чувство. Придумывая рекламу чувству, обычно покупатель решает ничего не продавать. К каждой ситуации продавцу нужно подходить индивидуально.

  1. Упражнение «я ценю, для меня важно…»

«Продолжите фразу: «Я ценю, для меня важно…»».

 

  1. Ритуал прощания.

Короткий отзыв о тренинге, вопросы: «Что понравилось?», «Что впечатлило?» т д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи: Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.Упражнять в разви...

Тренинг для педагогов «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов.Задачи:Знакомство с понятием профессиональное “выгоран...

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи:Получить опыт пра...

«Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания....

Презентация по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить и не «сгореть» на работе»

Презентация по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить и не «сгореть» на работе»...