«Профилактика» синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе.
тренажёр

Тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_samovygoraniyu.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» с.Повалиха

Тренинг

«Профилактика» синдрома

профессионального выгорания,

или Как жить полной жизнью и

 не «сгореть» на работе.

Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга                     и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Личностные ресурсы развиваемые в тренинге:

- принятие себя, своих достоинств и недостатков;

- отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, способность в сложной ситуации находить для себя смысл;

- активная жизненная позиция;

- овладение методами или способами достижения (и постановки) желаемых целей;

- развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

- способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации, позитивность и рациональность мышления;

- овладение эффективными способами снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.  

Задачи:

  • формирование  у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Фазы и симптомы «выгорания»(по В.В.Бойко).

Эмоциональное «выгорание» - динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном «выгорании» налицо все три фазы стресса: 

- нервное (тревожное) напряжение; его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента и др;

- резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

- истощение (оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса), которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Фаза напряжения.

Нервное (тревожное) напряжения является предвестником и «запускающим» механизмов в формировании эмоционального «выгорания». Напряжения имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов.

  1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.
  2. Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства; человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Действует механизм «эмоционального переноса», когда энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности.

  1. Симптомы «загнанности в клетку» возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности.
  2. Симптом «тревоги и депрессии» - тревожно – депрессивная симптоматика – проявляется в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному «выгоранию» как средству психологической зашиты. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной  или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» - это, пожалуй, крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального «выгорания».

Фаза резистенции.

Сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних  обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального «выгорания» происходит на фоне следующих явлений:

  1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» - несомненный признак «выгорания»,когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным реагированием.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включение эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

  1. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании.

К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе межличностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения.

  1. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального «выгорания» имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми.
  2. Симптом «редукции профессиональных обязанностей» (термин «редукция» означает упрощение). В профессиональной деятельности, связанной с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловом мире.

Фаза истощения.

Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

  1. Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности: не в состоянии войти в их положение, соучаствовать  и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще появляются отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита».
  2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Это приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.
  3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Этот симптом проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. Такой человек утверждает, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
  4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита -   «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими  подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.

-  монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются экспериментирование и инновации;

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- неразрешенные личностные конфликты.

Ресурсы противодействующие «выгоранию».

Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Четыре уровня личностных ресурсов противодействия «выгоранию»:

  1. Физиологический у. является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
  2. Психологический у. Эмоционально – волевой (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного реагирования и др.  Когнитивный – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целое представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.
  3. Социальный у.: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
  4. Духовный у. включает условно три психологических ресурса, выделенных Э.Фромомом. Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Душевная сила – мужество.

1.Упражнение «На  что похоже мое настроение сегодня». 

Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут Татьяна – тактичная.  

2.Упражнение “Наши ожидания»

«Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого                 тренинга? Что вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник говорит о своих               ожиданиях, все записывается в разделенный на две части листок бумаги). То,                что мы записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего                тренинга.

3.Разминка. Упражнение "Мусорная корзина" 

 В начале занятия ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо)            ручки, в центр круга ставится  мусорная  корзина.  Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину. Ведущий опрашивает  желающих: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.  В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

4.Упражнение «Порядковый счет».

Участники сидят в кругу.

Инструкция: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрела, говорит «два» и смотрит на другого».

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками.

5.Упражнение «Двери»

Закрыв глаза, поочередно представлять себе двери разного цвета 9красную, голубую, белую, черную, зеленую, оранжевую), при этом отмечая:

-Какой она формы?

-Открыта или закрыта?

-Хочется в нее войти или не хочется?

-Из чего она сделана?

- Что находится за этой дверью?

Интерпритация:

Красная дверь – детство.

Голубая дверь – будущее.

Белая дверь – болезнь, смерть.

Черная дверь – секс.

Зеленая дверь – родные, друзья.

Оранжевая дверь – работа, учеба.

6. Упражнение    «Зато…»
Цель упражнения: введение в  темпоритм,   атмосферу тренинга, самосознание,  тренинг  спонтанности высказываний.
По кругу продолжить фразы:
- Я устала, зато...
- Я небольшого роста,  зато...
- Я иногда  несдержанна, зато...
- Я ленива,  зато...
- Я застенчива, зато...                                                                                                                                 - Я криклива,  зато...
- Я молчалива,   зато...
- Я слишком уступчива,  зато...
- Я не умею печь пироги,  зато...
- Я проспала,  зато...
- У меня нет домашнего телефона, зато...
- Я не люблю слушать классическую музыку,  зато...
- Я слишком часто фантазирую, зато...
- Я не очень хорошо пою,  зато...
- Я иногда, слишком много ворчу,  зато...
- Я несколько легкомысленна, зато...
- Меня легко рассмешить, зато...
- Я бываю   капризна,  зато...

7. Упражнение-разминка   Карандаши”.

      Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

       После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

      При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?  - Что помогло выполнить упражнение?  -Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

 8. Арт-терапия  с музыкотерапией.

Групповое рисование. Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.

Рефлексия. Высказывание участников о разности  чувств, мыслей, впечатлений.

11.  Упражнение «Дерево помощи» (20 мин).

Цель:  конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.

Материал: сделанное из бумаги дерево с пятью ветками без листьев крепится на доску. Заготовленные листочки (листья деревьев) по пять штук раздаются участникам. Также нужны маркеры и клеевой карандаш. Ветки дерева имеют свои названия: семья, ученики, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество. Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки.

12. Упражнение “Чувство” 

 Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Психолог  молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения: Воспринимали ли вас адекватно? Почему возникали затруднения в определении чувства? Расскажите о своих впечатлениях.

14. Упражнение «Чувствуем друг друга  сердцем»

Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

        Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?                                   

Рефлексия: 

Какие психологические качества у вас проявились  при участии   в тренинге?

 Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились? Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

-Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом).

Список литературы:

1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.-сост. О.И.Бабич. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель.

2. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Как избавиться от стресса»

1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2. Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя значительно лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3. Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

4. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6. Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте  заняты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.

7. По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.

9. Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12. Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

 13. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

14. Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.

15. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но увлекаться алкоголем не стоит.

16. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.

17. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.

18. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи: Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.Упражнять в разви...

Тренинг для педагогов «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов.Задачи:Знакомство с понятием профессиональное “выгоран...

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.Задачи:Получить опыт пра...

«Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания, или как жить полной жизнь и не сгореть на работе»...

«Жить полной жизнью, не сгорая на работе!»

Формирование навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания....

Презентация по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить и не «сгореть» на работе»

Презентация по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить и не «сгореть» на работе»...