Диагностика
материал на тему

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_urovnya_sformirovannosti_slovarnogo_zapasa.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности словарного запаса.

Задание №1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, посуды,

фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных и одежды.

Оценка: в каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 2 баллами. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 20 баллов.

Задание № 2. Состояния глагольного (предикативного) словаря.

Назвать действие по предъявленному предмету.

Инструкция для ребенка: педагог использует предметные картинки.

«Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью педагога): «Пишут». «Ножом?» (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 20 б., 2 балла -

правильное выполнение; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога,

находит; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.

Задание №3. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается

поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: грустный - веселый, молодой - старый, тонкий - толстый, трусливый - смелый; высоко - низко, далеко - близко; смеяться - плакать, бежать - стоять, разговаривать - молчать).

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла — если подобранное слово является

антонимом заданному; 0 баллов — не соответствует.

Задание №4. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: назвать предметы по описанию:

1. «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»

2. «Как называется предмет, которым намыливают руки?»

3. «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?»

4. «...предмет, которым рисуют красками?»

5. «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?»

6. «...предмет, которым вышивают?»

7. «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?»

8. «... предмет, на котором любят качаться дети?»

9. «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов –

18 б., 2 балла - правильное выполнение; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит; 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание №5. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

Задание №6. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов  - 16 б., 2 балла - правильное выполнение; 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит; 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание №7. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек, машина, город, море, небо, дорога. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно

может быть?)

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...