проект познавательно-исследовательской деятельности "Юные исследователи"
проект (старшая группа) на тему

Богданова Ольга Алексеевна

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы.                                                                                                                                 В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.pptx1.99 МБ
Файл yunnye_issledovateli.docx437.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

«вода - жидкость» Материал для опыта Выполнение опыта

Слайд 14

«вода не имеет формы» Материал для опыта Выполнение опыта

Слайд 15

«вода не имеет вкуса и запаха» Материал для опыта Выполнение опыта

Слайд 16

Выполнение опыта «вода - прозрачная» Материал для опыта

Слайд 17

« вода - растворитель » Материал для опыта Выполнение опыта



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №39» с. Сергиев Посад

Проект

« Юные исследователи»

Воспитатель: Богданова О. А.

                                               

2016 -2017 уч. год

1. Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы.                                                                                                                                 В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:        

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к                             образно символическому  (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как  симпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -7 лет, родители воспитанников.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

3. Содержание реализации проекта.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

 Развлечения в разнообразной форме

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом.

5. Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

        


Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный (организационный).

II этап – внедренческий.

III этап – итоговый (обобщающий).

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Август

Воспитатель

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Август

Воспитатель

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

Воспитатель

II этап. Внедренческий

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь-Май

Воспитатель

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь-Май

Воспитатель

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы

Май

Воспитатель

2

Провести анализ полученных результатов

Май

         

Перспективный план работы с детьми.

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

«Воздух - невидимка»

Беседа: «Невидимка-воздух».

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа «Чистый воздух».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Ноябрь

«Чудеса растений»

Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок».

ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне».

опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений».

Декабрь

«Снег - снежок»

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.

Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.

Прогулка «Следы на снегу». Изготовление елочных украшений «Замерзание воды».

Январь

«Я - человек»

Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».

Февраль

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:

«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».

Март

«Вода-волшебница»

Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

Апрель

«Земля наш общий дом»

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»

Досуг: КВН:  « Мы – экспериментаторы».

Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).

Мониторинг реализации проекта.

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему?

Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

6. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

Из чего состоит глина?

В каких местах можно обнаружить глину?

Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?

Что легче высыпать глину или песок?

Чем глина похожа на пластилин?

Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?

Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?

Как глина впитывает воду?

Что можно сделать из мокрой глины?

Какие станут глиняные предметы после высыхания?

7. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.

Какие предметы притягивают к себе магнит?

Каким свойством обладает магнит?

Почему магниты притягиваются друг к другу?

Когда магниты отталкиваются друг от друга?

8. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

Из чего состоит песок?

В каких местах можно обнаружить песок?

Почему говорят, что песок сыпучий?

Что легче высыпать песок или глину?

Как выглядят песчинки?

Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

Что происходит с песчинками, когда дует ветер?

Почему песок рыхлый?

В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

Что можно сделать из влажного песка?

Вопросник для детей после проведения опытов с землей.

Есть ли в почве воздух? Как доказать?

Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.

На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.

 


Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет воспитателям определить уровень организации развивающей среды в семье.

Спасибо за сотрудничество!

1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.

а. книги о живой природе

б. книги с волшебными сказками

в. журналы по интересам

г. цифры, буквы

2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и растениями? (да нет)

3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет)

4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)

5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)

6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)

7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)

Консультация                                                                                        «Научите ребенка любить живую природу»

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.


Сценарий КВН «Мы - экспериментаторы»

Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

Задачи:

- формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;

- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями;

Материалы и оборудование:

- костюм Золушки,

- шапочка огонька для игры «Волшебные превращения»,

- 2 прозрачные пластиковые бутылки с водой (неполные)

- камушки,

- манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки;

- 3 воздушных шарика;

- гуашь, трубочки для коктейля, листы для рисования;

Предварительная работа:

Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы.

Дети под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.

Ведущий:

Приветствуем сегодня всех,

Мы рады встрече с вами.

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали.

Детей и взрослых позвала

Весёлая и умная игра.

И, думаю, пройдёт она

Активно и не скучно.

Звучит песня «Ужасно интересно, всё то, что не известно» муз. В. Шаинского.

Ведущий: Представляю вам команды, участвующие в нашей игре.

Первая команда: Исследователи.

Девиз:

Любим исследовать и проверять,

Чтобы о мире побольше узнать.

Вторая команда: Любознайки.

Девиз:

Магнит, и воздух, и вода –

Интересны нам всегда.

Ведущий: И так, мы начинаем КВН. Первый конкурс – «Разминка».

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Отгадайте-ка загадки –

Все вы станете умней.

Команды загадывают друг другу по три загадки.

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

2. Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

(Роса.)

4. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд.)

5. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

6. Он летает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег.)

Ведущий: ребята я вам загадала много загадок, но все они о воде. Ведь и снег, и роса, и иней – это всё вода, только в разных состояниях. Вы все справились с заданием и получаете приз - медали, а теперь мы поиграем в игру «Вода – не вода».

Игра «Вода – не вода».

Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).

Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, и были очень внимательны и каждая команда получает приз  конкурса «Разминка».

Ведущий: А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите галку».

Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и галки, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите галкам напиться.

Вопрос : Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)

Чья команда быстрее напоит свою галку?

Проводится эстафета «Напои галку»: игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в бутылку, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.

Итоги  конкурса «Напои галку».

Ведущий:

А теперь, дорогие зрители,

Фокусы увидеть не хотите ли?

Тогда не зевайте, не болтайте,

А наблюдайте.                          

Опыт первый «Яйцеглотатель». Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт второй. «Стакан – непроливайка». Положить открытку глянцевой стороной на стакан с водой. Придерживая открытку рукой, быстро перевернуть стакан и убрать руку: открытка будто приклеилась к стакану. Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.

Ведущий: Пора нам начинать следующий конкурс.

Входит девочка в костюме Золушки, плачет.

Ведущий: Золушка, почему ты плачешь?

Золушка: Злая мачеха сказала мне, что я смогу пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполню все её задания. Но они такие трудные, что мне ни за что во время не справиться. А мне так хочется попасть во дворец.

Ведущий: Не переживай, Золушка, наши ребята обязательно помогут. Какие задания поручила тебе мачеха?

Золушка: Нужно отделить рис от манки, а пуговицы – от булавок и крючков.

Ведущий: Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся. Итак, одна команда отделяет рис от манки, а другая – пуговицы от крючков и булавок. Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться. А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике. (На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, пинцеты, миски, пустые коробочки для пуговиц и крючков.)

Игроки с помощью сита (магнита) отделяют рис от манки (пуговицы от крючков). Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.

Ведущий:

- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?

- Почему вы решили воспользоваться магнитом?

Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.

Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята! (Уходит.)

 Итоги конкурса «Помогите Золушке».

Ведущий:

Все отлично потрудились,

Поиграть пришла пора.

И у шариков воздушных

Есть для вас одна игра.

Игра «Воздушный шарик».  Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.

Ведущий:

Прошу садиться детвора!

Конкурс продолжать пора.

Ведущий:

Настроение прекрасно и не хочется скучать.

Я забавные картинки предлагаю рисовать.

И соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,

Чтоб весёлая картинка по листочку расползлась.

Кляксы разные бывают. Что они изображают?

Конкурс художников. Командам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение. Затем игроки придумывают название картине. Время подготовки 3 минуты.

 Итоги конкурса и всей игры. Награждаются победители и участники.

Ведущий:

Вот и закончилась игра.

Но мы надеемся, что с ней

Мы стали чуточку умней.

Приложение № 2

Конспекты

непосредственно – образовательной деятельности

Тема: ««Почему айсберги не тонут?»

Цель – обеспечить развитие познавательного интереса.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,  «Социально – коммуникативное».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности.

Образовательная область «Речевое развитие» - помочь понять смыл выражения «крыша – толстое стекло»; обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Образовательная область «Физическое развитие» 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать формированию  доброжелательного отношения друг к другу; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнения партнера.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, восприятие, художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы:

- наглядный (показ картины);

- словесный (загадывание загадки, беседа);

- практический (проведение опытов, физкультминутка, игра).

Формы организации: фронтальная.

Средства обучения: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

Предварительная работа: беседы о воде как природном ресурсе. Чтение стихов о воде; энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной; загадывание загадок. Игры «Ручеек», «Мы – капельки»; экспериментирование с водой; рассматривание глобуса.

Ход НОД

Организационная часть

На столе стоит тазик с водой в нем плавает золотая рыбка.

Воспитатель. Дети, к нам приплыла рыбка. Что она принесла?  итает загадку)

"Рыбам зиму жить тепло

Крыша - толстое стекло" (Лед)

- О чём эта загадка?  (Лед). Правильно.

- Как, вы,  догадались? ( «Крыша — толстое стекло  - это лед на реке).

 - Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом).

Беседа. Воспитатель предлагает взять лед в руки.

Воспитатель. Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый).

- Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный).- А почему его нельзя вставить в окно? (Он растает).

- Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (В сказке «Заюшкина избушка»)

- Чем была хороша избушка у лисы? (Красивая, прозрачная).

- А чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла).

- А почему она растаяла? (Стало пригревать солнце). Ребята, как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)

- Как ускорить этот процесс? (Поставить на батарею)

Опытно – экспериментальная работа

- Ставим лед в блюдце на батарею.

(Дети приходят к выводу, что от тепла лед начал таить).

Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.

- Имеет ли вода форму? (Вода имеет форму сосуда, в который она налита).

- Имеет ли форму лед?

Опыт. 

- У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте разложим их в разные ёмкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости).

- Скажите, ребята, а меняет ли лед форму? (Лед форму не меняет).

- Как вы его раскладывали? (Брали его рукой).- А воду можно взять рукой и разложить?

- Лед не меняет своей  формы, куда бы мы его ни положили, причем лед  можно брать рукой и переносить с места на место.

- Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная).

Физкультминутка «Дождь»

Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять, (Хлопки руками на каждое слово)

Кап – кап, кап – кап, (Свободное движение пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

Воспитатель. Скажите, что с водой происходит зимой? (Она замерзает, превращается в лед.)

Дидактическая игра «Родственные слова»

Воспитатель. Давайте поиграем и  придумаем родственные слова к слову лед, (Ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледовый). ( Аналогично  придумывают родственные слова к слову вода).

Воспитатель. Ребята, как, вы, думаете,  где на Земле больше всего льда?

(Воспитатель обращает внимание детей на глобус и продолжает рассказывать).

Воспитатель. Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктике. А самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.

Воспитатель. Ребята,  как вы думаете, как ведут себя ледники под солнечными лучами солнца? (Тают).

Воспитатель. Правильно, они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Антарктическое лето короткое и не жаркое.

- Ребята, слышали ли  вы что – то об айсбергах? (Нет).

Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Воспитатель. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?  (Ответы детей).http://skazkadou.ucoz.ru/skazdetyam/aizberg.jpg

Опыт. Давайте проверим.  Берите кусочки льда и опускайте их в воду.- Что происходит? (Лёд не тонет).- Почему лёд не тонет? (Лёд легче воды). Выталкивающая сила воды больше веса? Почему не тонут айсберги? ( Ответ детей.) (Показ картинки.) Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море  несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части.- Как, вы,  думаете, опасны ли айсберги? (Да). - Для кого? (Айсберги большую опасность представляют для кораблей) (показ картинки).

Воспитатель. Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

Рефлексия. Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что хотите еще интересного узнать? (Ответы детей). Рыбка дарит вам интересную энциклопедию. Из нее вы много узнаете об айсбергах и льдах.

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство»

Тема: «Путешествие  Капельки»

Цель – продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое», «Социально – коммуникативное».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; помочь понять, что такое круговорот воды в природе.

Образовательная область «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира.

Образовательная область «Физическое развитие» - способствовать развитию слухового и зрительного внимания, формированию навыка ориентировки в пространстве.

Образовательная область «Художественно – эстетическое» - подвести к мысли правильно держать карандаш.

Образовательная область «Социально – коммуникативная» - подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта; вызвать желание  у детей объяснять простые опыты.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Методы и приемы:

- словесный (игра «Загадки и отгадки», игра «Что было бы, если не было воды?; рассказ);

- практический (физкультминутка «Ходят капельки по кругу», проведение опытов, работа с картой, мнемотаблицей);

- наглядный (презентация).

Формы организации: фронтальная.

Средства обучения: персонаж «Капелька», глобус, карта мира, проектор, тетради на каждого ребенка, карандаши; мнемотаблица.

Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, загадывание загадок, экспериментирование с водой, чтение стихов о воде, инее, росе, дожде, снеге;  рассматривание глобуса.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадку детям

В мире и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О воде).

Мотивационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и предлагает нам отправиться в небольшое путешествие. (Показывает глобус). Вы уже знаете, что это? (Глобус).DSCF5002

Воспитатель. Глобус - это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (Реки, моря, океаны). Вода занимает 3/ 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека.

- Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).

- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).

- Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т.д.).

- Можно ли пить воду из моря и  океана и   почему? (Нельзя, она соленая)

- Какую воду можно пить? (Пресную).

Давайте поиграем в игру « Что было бы, если бы не было воды»:

- земля была бы сухая;

- не выросли бы растения;

- не было бы животных, насекомых, рыб;

- не было бы жизни на Земле.

В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы заканчивать.

1.Вода и мельницу … (ломает).

2.Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).

3.Каждая река к морю… (тянется).

4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют…(нигде).

Игра «Загадки – отгадки»

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница – вода.

(Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций)

1.Что за звездочки такие на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинка)

2.Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем

Ищем, ищем не найдем(роса)

3. Говорю я брату:

« Ох, с неба сыплется горох,

Вот чудак,- ответил брат

Твой горох – ведь это…(град)

4.В огне не горит,

В воде не тонет (лед)

5.На дворе – горой,

А в избе – водой (снег).

6.Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь,

И домой не принесешь (туман).

7.Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

На ветвях висит зимой,

А весною на весу

Превращается в росу (иней).

Воспитатель. Перечислите, ребята, во что вода – волшебница умеет превращаться. (Туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег).

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.

- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.

Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека), встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали - плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама – Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки к солнышку – и вернулись к маме – Тучке.

Воспитатель. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Как, вы, думаете, почему же тогда вода в реках не кончается? (Варианты ответов детей).

- Как река пополняет свои запасы? (Ответы детей).

Опытно – экспериментальная работа

Воспитатель. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

(Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.)

Воспитатель. Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду?  (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло.   Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом.

 Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим.  (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Показ слайда «Круговорот воды в природе».) 

img3

 Работа по слайду «Круговорот воды в природе»

Капелька. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что нагрелась в вашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара, мы,  крошечные, невидимые капельки влаги поднимаемся в воздух. У поверхности воды воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако.

- Ребята, кто может рассказать, как образуются снежинки? (Рассказы детей).

Капелька. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

Самостоятельная работа детей.

 Детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» и по памяти зарисовать ее.

Рефлексия.

В заключение воспитатель  читает стихотворение Н.А. Рыжовой.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход.

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - наша вода.

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство»

Тема: «Радуга в небе»

Цель – систематизировать знания детей о природном явлении – радуга.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Художественно – эстетическое»; «Социально – коммуникативное»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - познакомить детей с свойством света превращаться в радужный спектр; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - расширить представления детей о смешивании цветов, составляющих белый цвет; вызвать интерес к изображению радуги.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать развитию социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, формированию основ безопасного поведения.

Образовательная область «Речевое развитие» - способствовать развитию логического мышления; упражнять детей в образовании сложноподчиненных предложений.

Образовательная область «Физическое развитие» - вызывать желание детей укреплять дыхательные мышцы.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы:

- словесный (чтение стихов, рассказ воспитателя);

- практический (опыт, игра «Мыльные пузыри, дыхательная гимнастика);

- наглядный (показ картинки «Радуга», схемы – алгоритма изготовления мыльных пузырей).

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластиковые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Предварительная работа: беседы о радуге как природном явлении; чтение стихов «Радуга» Н. Байрамов; «Радуга» В. Барданов; «Радуга» Е. Благинина; «Радуга» С. Маршак; загадывание загадок, просмотр иллюстраций, открыток, марок с изображением радуги.

Ход НОД

Организационный момент. (Воспитатель читает стихотворение)

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

Мотивационный момент.

Воспитатель. Теперь, ребята, я знаю, когда нам всем радостно! Давайте с вами поразмышляем, что такое радость? Когда вы радуетесь? (Ответы детей).

Воспитатель. А я радуюсь, когда светит солнце. В давние – давние времена в далеком Египте люди солнце называли именем Ра. Поэтому слова «радость» и «солнце» похожи по своему значению.

- Ребята, скажите, какие еще слова похожи по звучанию со словом «радость»? (Радуга).

Ребенок читает стихотворение «Радуга» Н. Байрамов.

- Радуга, скажи,

Какая сила

Все твои цвета

Соединила?

- Это дружба,-

-Радуга в ответ.-

Дружат краски в радуге,

Ребята.

Крепкой дружбой

Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

Дыхательная гимнастика «Радуга обними меня»

И. п.- в движении:

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2.Задержать дыхание на 3 – 4 сек.

3.Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3 – 5 раз упражнение. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Воспитатель. Ребята, как можно «Ра – дуга»? Солнечная дуга. Дуга радости. Радостная дуга.

Воспитатель.  Ребята, кто из вас видел настоящую радугу? (Ответы детей)

 Воспитатель. Знаете ли вы, от чего в небе бывает радуга?

- В какое время года мы чаще всего ее видим? (Летом).

- При какой погоде? (Радуга появляется при солнечной погоде). Правильно. Обычно радуга появляется, когда во время дождя светит солнце. В воздухе много водяных капелек. Какие они по цвету? (Белые).

- Какие они по форме? На какую фигуру похожи? (Ответы детей).

(Воспитатель показывает стеклянную призму.)

Рассказ воспитателя. Давно жил ученый Исаак Ньютон, который пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов».

-Вы можете назвать эти цвета? (Нет).

(Воспитатель показывает картинку «Радуга») радуга. 

Опытно – экспериментальная работа.

Воспитатель. Хотите попробовать разложить солнечный луч? (Да). (Опыт удается, если солнце стоит невысоко). Возьмите небольшие миски, налейте воды чуть больше половины миски. Поставьте зеркало в воду под наклоном. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. (Дети выполняют опыт.)

Воспитатель. Вода исполняет роль призмы, которая раскладывает свет на семь цветов. У меня есть одна подсказка, которая поможет запомнить названия всех цветов радуги. Послушайте: «Каждый Охотник. Желает. Знать, Где. Сидит Фазан». Каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге. Эти цвета идут в одном порядке.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель. Любите ли вы играть с мыльными пузырями? (Да)

- Изготовьте их самостоятельно по схеме – алгоритму.

мыльные пузыри

Дети самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. Дети играют с пузырями.

Воспитатель. Какого цвета пузыри? (Разноцветные)

- Почему они не белые? Ведь мыло – то белое? (На солнце пузыри не белые, а переливаются цветами радуги).

- Какой формы пузырь. (Пузырь летая, меняет форму, вытягивается).

Рефлексия.  Предлагаю пойти к малышам, поиграть с ними и подарить им мыльные пузыри.

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство».

Тема: «Солнце дарит нам тепло и свет»

Цель: систематизировать знания детей о Солнечной системе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное»; «Художественно – эстетическое »; «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область  «Познавательное развитие» - помочь понять о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «Световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Образовательная область «Речевое развитие» - способствовать развитию умения мыслить, рассуждать, доказывать.

Образовательная область «Физическое развитие» - способствовать развитию мелкой моторики рук.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе;
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» -
обеспечить развитие умения работать с трафаретами.

Виды деятельности: игровая; познавательно – исследовательская; изобразительная; двигательная; коммуникативная.

Методы и приемы: словесные: беседа, рассказ воспитателя; чтение загадки; объяснение. наглядные: показ знака «Осторожно пользоваться», практические: «экскурсия» по группе, опыты, физкультминутка, игра.

Формы организации: фронтальная.

Средства обучения: настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов (бумаги, пластмассы, дерева, металла); бумага, ножницы, нитки (белые и черные), лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.

Предварительная работа: наблюдение за солнцем. Чтение стихов «Вечер» А. Стариков; «Солнце» Ф. Тютчев; «Солнышко» С. Маршак; «Будем как Солнце» К. Бальмонт, сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце»;  энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной. Заучивание песен. Рассматривание картин; отгадывание  загадок.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель. У меня для вас, ребятки,

Приготовлена загадка.

Что на небе расцветает

И теплом всех согревает? (Солнце)

Беседа.

Воспитатель. Почему вы так думаете? На что похоже Солнце? (Огненный шар.)

Солнце — самая близкая к Земле звезда. Солнце — главный осветитель. Оно горит над Землей как гигантская лампочка.

- Что было бы, если б не было Солнца? (Было бы темно.) Правильно. Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла.

- Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло? (Проведем опыт.)

Опытно – экспериментальная деятельность.

Воспитатель. Давайте представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. (Дети выполняют задание)

- Что вы обнаружили? (Все предметы нагреваются, когда на них падает свет). Солнце — это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Хотите в этом убедиться? (Да)

Воспитатель. Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее. На что похожа спираль? (На змею.)

- С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что наблюдаете? (Змея вертится)

- Почему змейка вертится? (Поднимающий теплый воздух заставляет змейку вертеться.)

Воспитатель. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.

- Как вы думаете, какая температура на поверхности Солнца? (Большая.)

На поверхности Солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше.

- Как вы думаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково? (Да)

Воспитатель. Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12—15 см).

На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!». Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок. Проверяем на ощупь степень нагревания.

Воспитатель. Какие материалы нагреваются сильнее? (Темные материалы).

Вывод: темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Физкультминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки  опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши, улыбаться)

Воспитатель. Почему люди Солнце называют «Солнышко»? (Ответы детей).

Солнце – великий труженик – работает круглые сутки. Солнце всходит по утрам и заходит по вечерам. Солнце – это ближайшая к нам звезда. Луна вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, поэтому идет смена дня и ночи. Поэтому днем нам тепло и светло.

Рефлексия. С неба смотрит Солнце миллионы лет,

Льет на Землю Солнце и тепло и свет.

- Что вы узнали о свете и тепле? Как работает Солнце, вы нарисуете дома и принесете мне. Мы устроим выставку.

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство»

Тема: «Что такое фонтан?»

Цель: систематизировать знания детей о фонтанах.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Физическое развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».

Цель – систематизировать знания о фонтанах.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - помочь детям понять, что такое фонтан, для чего нужен; способствовать развитию любознательности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» -

способствовать формированию у детей навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Образовательная область «Физическое развитие» - закрепление общей моторики и координации речи с движением; создать радостное настроение.

Образовательная область «Речевое развитие» - способствовать развитию высказывать простейшие аргументированные суждения; расширять словарь детей словами: фонтан, циркулирует.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - способствовать развитию произвольного внимания, слуховую память. 

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, воспроизведение художественной литературы, игровая.

Методы и приемы: наглядный (показ видеофильма «Фонтаны Дубая»)

Формы организации: подгрупповая.

Средства обучения: проектор, экран, картинки: лес, человек, солнце, кит, слон, водопад, горы. Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода, бассейн.

Предшествующая работа: видеофильм «Фонтаны Дубая», чтение стихов  про фонтан, отгадывание загадок, презентации «Какие разные фонтаны», раскрашивание раскраски «Кит и фонтан».

Ход НОД

Организационный момент.

Психогимнастика «Что слышно»

Воспитатель приветствует детей, включается запись с шумом воды и спрашивает детей.

Мотивационный момент.

- Вам знаком этот звук? (Да). Что это за звук? (Шум воды)

- Где и когда мы можем услышать шум воды? (Дождь, река, душ, водопад, водопроводный кран, фонтан)

- Что делает вода? (при затруднении воспитатель активизирует ответы детей: журчит, струится, брызжет, капает и т.п.)

- Можно ли в городе услышать шум воды? (Можно).

Показ видеофильма «Фонтаны Дубая».

Воспитатель. Зачем люди придумали фонтаны? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, откуда люди придумали фонтаны? (Ответы детей)

- Может они подсмотрели что-то похожее в природе или в жизни животных?

Воспитатель демонстрирует картинки: лес, человек, солнце, кит, слон, водопад, горы. Дети рассуждают и выбирают правильные иллюстрации: кит, слон, водопад.

Воспитатель вновь привлекает внимание к фонтану.

Воспитатель. Люди издревле стремились не только приблизиться к воде, но и приблизить ее к себе, сооружая фонтаны.

- Как вы думаете, откуда в фонтане берется вода? Куда уходит?

Воспитатель подводит итог рассуждениям детей.

Вода в фонтане не исчезает и не появляется вновь, а только движется по кругу, то есть циркулирует.

Физкультминутка «Прогулка»

С тобой гуляем весело, шагать на месте

По улице идем.

И по дороге песенку 4 хлопка 

Веселую поем.

Ля-ля-ля-ля,

По улице идем, шагать  на месте

Ляля-Ляля, 4 хлопка

Мы песенку поем, шагать на месте

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно ли фонтанчик изготовить самим? (Можно). Из чего это лучше сделать? Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие на столах: бутылки, гвозди, спички.

Воспитатель. Можно ли с помощью этих материалов изготовить фонтан? (Ответы детей).

-Как это лучше сделать?

Опытно – экспериментальная деятельность.

DSCF5011

Дети делают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик.

Воспитатель читает стихотворение Ю.Максимова «Фонтан»

В жару прохладная струяDSCF5008

Звенящим шорохом чарует,

И радуга манит меня,

 

И дождика игра волнует.

Он на хрустальный шар похож.

Как он воздушен и хорош!

И брызги моря-океана,

Хоть и стою я у...(фонтана)

Рефлексия. Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливалась, когда в отверстиях стояли спички? (Ответы детей). Дети играют с фонтанчиками.

Примерная основная общеобразовательная программа «Детство».

Тема: «Почему дует ветер?»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие »; «Физическое развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие ».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый; способствовать развитию познавательного интереса. Помочь понять  положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»). Познакомить с понятиями «бриз», «буря», «ураган».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его. Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Образовательная область «Физическое развитие»- упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Образовательная область «Речевое развитие» - способствовать развитию умения высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» - продолжать формировать умение «читать» схему; совершенствовать навыки работы с ножницами.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, конструирование, коммуникативная.

Методы и приемы:

- наглядные (показ схемы «Движение воздушных масс», картинок с силой ветра), показ опыта «Куда дует ветер»;

- игровые (игры «Снежинки и ветер», «Хорошо – плохо», «Солнечный зайчик»);

- практические (изготовление вертушки).

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: рисунок «Движение воздушных масс», свеча, карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира; картинки с названием ветра; с изображением дерева; на каждого ребенка – квадраты тонкого картона размером 20 *20 с готовой разметкой; ножницы, соломинки, кнопки, схема изготовления вертушки.

Предшествующая работа: игра «Мыльные пузыри»; отгадывание загадок о воздухе, ветре; слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»; чтение рассказа «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду»

Ход НОД

Организационный момент

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька, Дети вытягивают вперед ладошку.

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька, Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо. Прослеживают взглядом движение пальца, которым

Ой, как стало горячо! медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят

Прыг на лобик, и опять вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой

На плече давай скакать. Голова все время находится в фиксированном положении.

Вот закрыли мы глаза, Закрывают глаза ладонями.

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Мотивационный момент.

Воспитатель. Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

- Вы знаете, что такое «природные явления»? Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека. Они не могут быть сделаны людьми. Мы можем увидеть в разные времена года - снег, дождь, радугу.

Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. Что за явление, вы узнаете, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет (Ветер)

- Какие слова или фраза вам помогла отгадать загадку?

- Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:

- Хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

Предложить карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира: парусник с надутыми парусами – это хорошо; разрушенный дом после урагана – плохо; сломанное дерево – плохо; ветреная мельница – хорошо и т.д.

Вывод: когда ветер приносит пользу – это хорошо, а когда вред – плохо.

Воспитатель. Характер у ветра бывает разный. Какой?

detsad-173487-1395064906

Воспитатель показывает картинки, знакомит с названиями ветра:

опасный ветер – ураган, он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря, ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Снежинки и ветер

По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

Воспитатель. Как можно увидеть, куда дует ветер? (Ответы детей). Попробуем провести опыт.

(Воспитатель достает свечку из коробки, зажигает и подносит к верхней части фрамуги.)

- Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)

(Подносит свечу к нижней части фрамуги). Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.)

- Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.) 

- К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

(Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс»).

«Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы

Работа по схеме.

Воспитатель. Кто хочет объяснить по картинке, как движение воздуха?

(Если дети затрудняются, объясняет воспитатель).

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Воспитатель. Как можно определить, есть ли ветер на улице? (По деревьям, вертушки). Я предлагаю вам по схеме сделать вертушку для определения ветра.

Дети по схеме складывают бумагу, воспитатель помогает закрепить к соломинке.

Рефлексия. Ребята, какую тайну мы сегодня раскрыли? (раскрыли «тайну» происхождения ветра). А что еще узнали? (Узнали, что ветер – это движение воздуха: теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.)

Сейчас предлагаю пойти на прогулку и испытать наши вертушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».

«Ребенок должен быть любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, уметь выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы»....

Проект познавательно - исследовательский "Мы - исследователи"

Актуальность разрабатываемого проекта:В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину м...

Познавательно-исследовательская деятельность "Юные исследователи воздуха" Средняя группа

Опыты и игры с воздухом для детей среднего дошкольного возраста...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности «Мы исследователи»

Проект по познавательно- исследовательской деятельности...