Поведение малыша в первый год его жизни
статья (младшая группа) по теме

Пахомова Елизавета Михайловна

Социальное поведение ребенка в первый год жизни. Младенцы начинают реагировать на людей с первых дней появления на свет. К концу первого месяца жизни дети различают голоса, внимательно приглядываются к лицам. Примерно между вторым и третьим месяцем младенцы начинают улыбаться окружающим, возникает так называемая улыбка общения. Чаще всего это первое явное проявление отзывчивости на социальные события. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Социальное поведение малыша в первый год жизни».

Младенцы начинают реагировать на людей с первых дней появления на свет. К концу первого месяца жизни дети различают голоса, внимательно приглядываются к лицам. Примерно между вторым и третьим месяцем младенцы начинают улыбаться окружающим, возникает так называемая улыбка общения. Чаще всего это первое явное проявление отзывчивости на социальные события. Но примерно до четырех месяцев младенцы, как правило, не отличают знакомых от незнакомых.

Общение со старшими, по мнению М.И. Лисиной, для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Общение — важный фактор общего психического развития детей. Оно обуславливает структуру сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Вступление младенца в контакт со взрослыми знаменует его улыбка, наиболее уверенная дата ее первого появления – 21–й день жизни. С этого дня и примерно до конца первого полугодия жизни длится золотой век общения ребенка со взрослым. Он золотой потому, что общение занимает положение ведущей деятельности. И это, пожалуй, самое удивительное – общение ребенка со взрослыми осуществляется в диапазоне одних только положительных эмоций.

Улыбка общения

Начиная с улыбки младенец бесконечно обогащает свои выразительные движения взглядами, вскидыванием конечностей, голосовыми звуками, смехом, но все эти экспрессии передают положительное отношение ребенка ко взрослому и его воздействиям. Быстрое развитие выражения положительных эмоций в первом полугодии жизни отмечено многими авторитетными авторами. Нет сомнения, что в первом полугодии младенцы пользуются для общения лишь положительными эмоциями – не случайно и не потому, что их анализаторные системы не позволяют им отдифференцировать выражение отрицательных эмоций. По–видимому, исключительно позитивная окраска их коммуникативных экспрессий объясняется более глубокими причинами. Мы связываем описанную особенность с характером общей жизнедеятельности младенца и с диктуемым им содержанием потребности ребенка в общении со взрослым. Детям, как нам удалось доказать, достаточно доброжелательного внимания взрослого, и именно поэтому они настроены на вычленение в его воздействиях только этих двух признаков. Во втором полугодии жизни дело решительно меняется. На положение ведущей деятельности выдвигаются предметные манипуляции, а общение преобразуется в соответствии с тем новым типом жизнедеятельности, который возникает после шести месяцев. Оно теряет свой непосредственный характер и исключительно эмоциональную форму, подключается к совместной деятельности ребенка и взрослого и приобретает ситуативно–деловой характер. Резко возрастает разнообразие видов практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми и устойчивость его реальной практики с каждым из них. На этой основе возникают прочные аффективно–личностные связи ребенка с близкими взрослыми и возможность, и необходимость их качественно отличного восприятия и оценки детьми. Ведущими средствами общения со второго полугодия жизни являются уже не экспрессии эмоций, а предметно–действенные операции, которые не выражают, а изображают желательное для ребенка взаимодействие со взрослым. Тем не менее и палитра выражения эмоций, используемых для целей общения, неизмеримо расширяется, включая и негативные экспрессии. Они используются детьми для уклонения от общения с новым посторонним человеком; для изменения нежелательного взаимодействия со взрослым; как протест в случае прекращения желательных контактов для их сохранения и продления. Примерно в одно время с отрицательными эмоциями появляются и двойственные переживания, сочетающие выражение положительного отношения ко взрослому и его воздействиям, с переживаниями, свидетельствующими о каких–то препятствиях, мешающих ребенку открыто выразить партнеру расположение и войти с ним в контакт.

Симпатия - это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека.

Пахомова Е.М.

МАДОУ «Детский сад №13»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрение малыша на первом году жизни

в статье отражены причины ухудшения зрения и  его профилактика...

Сценарий праздника для мам "Куклы в гостях у малышей" в первой младшей группе

Сценарий праздника для мам "Куклы в гостях малышей" в первой младшей группе...

Как подготовить малыша к первому посещению детского сада

Скоро наступит 1-ое сентября – день, когда не только многие ребята впервые пойдут первый раз в первый класс, но и многие малыши переступят впервые порог детского сада. Зад...

Восемь правил для родителей, которые отправляют малыша в первый класс

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притяг...

Занятие о транспорте; "Путешествие малышей" для первой младшей группы.

Данный конспект занятия знакомит детей в первой младшей группе  в нетрадиционной форме с различными видами  транспорта, которые нас окружают....

Проект "Будь здоров,малыш!"для первой младшей группы

Познавательно-игровой проект дает представления о ценности здоровья,о полезной и вредной пищи,Формирует потребность в соблюдении навыков гигиены....

Памятка для родителей. Культура поведения малышей.

Памятка для родителей о культуре поведения малышей, во время совместного праздника в группе....