Творческий проект работы с одаренными детьми
проект по теме
Предварительный просмотр:
Творческий проект работы с одаренными детьми
МБДОУ№18 «Подснежник» на 2017-2018 учебный год
Музыкальный руководитель: Трубина Н.А.
Пояснительная записка
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что воспитанники, имеющие предрасположенность и способности к музыкальной деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных занятиях.
В 2012 году в детском саду стартовала целевая образовательная программа «Поддержки талантливых и одаренных воспитанников» на 2012-2015 годы, целью которой является: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных воспитанников, на реализацию и совершенствование их способностей, способствующих самоопределению, самореализации личности. Она акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных и талантливых детей должно начинаться уже в детском саду. Таким образом, коллектив детского сада приступил к целенаправленной, систематической работе по развитию талантливых и одаренных воспитанников. Руководствуясь данной программой, я разработала проект для детей 5-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.
Цель проекта: Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.
Задачи по реализации проекта:
1. Развивать у воспитанников музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.
2. Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь воспитанникам научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.
3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.
4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Проект включает следующие разделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки.
Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:
1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.
2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса.
Условия, необходимые для формирования вокальных навыков
1. Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным.
2. Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение воспитанников в исполнительскую деятельность.
3. Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия).
4. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
5. Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
6. Активная концертная деятельность воспитанников.
Методические приемы:
1. Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается как стихотворение, пение без сопровождения); работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).
2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом; применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.
3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни
Формы и методы работы для достижения поставленной цели:
- применение на занятиях
- прогулки
- досуг
- праздники
- развлечения
- консультации
- беседы
- атрибуты
Партнёры:
- воспитанники
- педагоги
- родители
- Педагоги ДШИ.
- Средства массовой информации: местное телевидение.
Группы – участники проекта
Группа | Результат |
Воспитанники | Развитие вокальных навыков, речи и чувства ритма. |
Пополнение словарного запаса. | |
Развитие коммуникативных отношений. | |
Развитие координации движений. |
Развитие музыкально – творческих способностей | |
Участие в концертах, праздниках, развлечениях. | |
Педагоги | Ознакомление с репертуаром |
Участие в праздниках, развлечениях | |
Участие в выставках | |
Индивидуальные беседы | |
Изготовление атрибутов | |
Родители | Совместное разучивание репертуара. |
Участие в выставках. | |
Участие в музыкальных праздниках, развлечениях, концертах. | |
Изготовление костюмов, атрибутов | |
Консультации, беседы | |
Этапы реализации проекта.
Этапы | Педагог | Воспитанники | Родители |
Подготовительный | Составление плана мероприятий. | Проведение занятий. | Участие в приобретении и изготовлении атрибутов. |
Распределение обязанностей между группами. | Организация занятий. | ||
Проведение практических занятий. | Использование материала в повседневной жизни. | ||
Основной | Проведение занятий направленных на музыкальное развитие и развитие вокальных способностей детей. | Участие в играх. Пропевание, распевок, попевок, потешек, песенок - бусинок. Активизация словарного запаса. | Разучивание и закрепление. Участие в организации игр и музыкальных праздников. |
Развитие координации движений, пластики. | |||
Создание положительного – эмоционального климата | |||
Заключи тельный | Проведение итогов работы (праздники, развлечения, концерты, конкурсы…) | Развитие музыкально – ритмической, вокальной, активности воспитанников. | Беседы, Консультации. |
Критерии и показатели эффективности работы:
- Вокальные умения: исполняет репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет a cappella.
- Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет репертуар.
- Вокально-хоровые навыки: владеет навыками звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.
- Импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.
- Перспективный план работы
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь - октябрь | - Расширять диапазон детского голоса. - Закреплять у воспитанников умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне. - Способствовать прочному усвоению воспитанниками разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы. - Учить воспитанников точно попадать на первый звук мелодии песни. - Учить воспитанников петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами. - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению. - Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него. - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук. - Добиваться выразительного исполнения песен. - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни. - Поощрять сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста). - Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения. | Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы». Артикуляционные упражнения: Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Кукушка» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой. Песни: «Кукушка» А.Варламова, «Если добрый ты» Б.Савельева, «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского. Творческие задания: «Самолёт» Т.Бырченко, сочинение марша, колыбельной. |
Ноябрь - декабрь | - Уточнять умение воспитанников различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; | Дыхательные упражнения: «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка». Артикуляционные упражнения: Подвижные игры: «Тарелка», «Чашка», «Утки». |
Ноябрь - декабрь | - Учить детей удерживать интонацию на одном звуке. - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом. - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко. - Правильно выполнять логические ударения. - Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту. - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх. - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.). - Побуждать воспитанников импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька). - Контролировать певческую установку во время пения. | Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е.Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р.н.п.), «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Голубой вагон» В.Шаинского, «Спляшем Ваня» А.Варламова, «Гномики» К.Костина. Творческие задания: «Снежок» Т. Бырченко, «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая». |
Январь - февраль | - Продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки. - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии. - Упражнять в чёткой дикции. - Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков. - Уточнить умение воспитанников вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. - Чисто интонировать в заданном диапазоне. - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием. - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; | Дыхательные упражнения: «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционные упражнения: Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Небо синее» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М.Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского, |
Январь - февраль | - Петь с музыкальным сопровождением и без него. - Подводить воспитанников к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение. - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество воспитанников. - Учить воспитанников самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст. - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические, речевые упражнения. | «Три весёлых зайчика» К.Костина, «Бабочка» А.Варламова. Творческие задания: «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой. |
Март – апрель - май | - Закреплять умение воспитанников различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмического рисунка мелодии на фланелеграфе; - Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; - Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже. - Учить воспитанников распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале. - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до, ре). - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения. - Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения. - Следить за правильным дыханием. - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую. - Продолжать учить воспитанников импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.). - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций воспитанники использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д. | Дыхательные упражнения: «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад». Артикуляционные упражнения: Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка». Интонационно-фонетические упражнения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Самая счастливая» Ю. Чичкова, «Дорога добра» М.Минкова, «Кот Мурлыка» Л.Олифировой, «Кашалотик» Р.Паулса. Творческие задания: «Осенью», «Весной» Г.Зингера, «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова. |
Последовательность работы на примере одного занятия:
- Распевание.
Цель: подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут
2. Динамическая пауза в форме физминутки.
Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.
- Основная часть.
Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
- Заключительная часть.
Цель: работа над выразительным, артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.
Результативность:
- Воспитанники имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
- Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.
- Умеют правильно передавать мелодию в пределах до-ре2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
- Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
- Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
- Проявляют активность и творческие способности в песенном творчестве;
- Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Итогом моей работы является:
- Участие воспитанников в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ и города.
- Участие в конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
- Воспитанники по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях города, ДШИ.
Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка певческие способности необходимо развивать с самого раннего детства.
Используемая литература:
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
- Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с
- Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 312 с.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое задание как форма работы с одаренными детьми. Концепция инновационной деятельности
в копилку воспитателя...
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Проект "Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ"
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними....
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"...
Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми
Предлагается сценарий одного из ярких мероприятий городской творческой площадки для педагогов - интеллектуальная игра-марафон «Игры разума», в которой приняли участие воспитател...