Творческий проект работы с одаренными детьми
проект по теме

Творческий прект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_raboty_s_odarennymi_detmi.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект  работы с одаренными детьми

МБДОУ№18 «Подснежник» на 2017-2018 учебный год

Музыкальный руководитель: Трубина Н.А.

Пояснительная  записка

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что воспитанники, имеющие предрасположенность и  способности к музыкальной деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности.  Они  испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных  занятиях.

В 2012 году в  детском  саду  стартовала  целевая образовательная программа «Поддержки   талантливых  и  одаренных  воспитанников» на 2012-2015 годы, целью которой является: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных воспитанников, на реализацию и совершенствование их способностей, способствующих самоопределению, самореализации личности. Она  акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных и  талантливых детей должно начинаться уже в детском саду. Таким образом,  коллектив   детского  сада приступил  к  целенаправленной,  систематической  работе по  развитию  талантливых  и одаренных  воспитанников. Руководствуясь данной программой, я разработала проект  для детей 5-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.

Цель  проекта:     Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.

Задачи  по  реализации  проекта:

1. Развивать у воспитанников  музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.

2.  Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь воспитанникам научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.

3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.

4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

 Проект включает следующие разделы:

  1. восприятие музыки;
  2. развитие музыкального слуха и голоса;
  3. песенное творчество;
  4. певческая установка;    
  5. певческие навыки.

Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:

1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.

2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса.

Условия, необходимые для  формирования вокальных навыков

1. Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным.

2. Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение воспитанников  в исполнительскую деятельность.

3. Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия).

4. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

5. Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);

6. Активная концертная деятельность воспитанников.

Методические приемы:

1.  Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается  как стихотворение, пение без сопровождения);  работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).

2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом;       применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.

3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни         

Формы и  методы  работы  для  достижения  поставленной цели:  

       -  применение  на занятиях

       -  прогулки

       -  досуг

       -  праздники

       -  развлечения

       -  консультации

       -  беседы

       -  атрибуты

Партнёры:

       -  воспитанники

       -  педагоги

       -  родители

       -  Педагоги  ДШИ.

        -  Средства  массовой  информации:  местное  телевидение.

                                           Группы – участники  проекта

Группа

Результат

Воспитанники

Развитие  вокальных навыков, речи  и чувства ритма.  

Пополнение  словарного запаса.

Развитие  коммуникативных отношений.

Развитие  координации  движений.

Развитие  музыкально – творческих  способностей

Участие  в концертах,  праздниках, развлечениях.

Педагоги

Ознакомление  с репертуаром

Участие  в праздниках, развлечениях

Участие  в выставках

Индивидуальные  беседы

Изготовление  атрибутов

Родители

Совместное разучивание репертуара.

Участие  в выставках.

Участие  в музыкальных  праздниках,  развлечениях,  концертах.

Изготовление  костюмов, атрибутов

Консультации,  беседы

                                              Этапы реализации проекта.

Этапы

Педагог

Воспитанники

Родители

Подготовительный

Составление плана мероприятий.

Проведение занятий.

Участие в приобретении и изготовлении атрибутов.

Распределение обязанностей между группами.

Организация занятий.

Проведение практических занятий.

Использование  материала  в повседневной жизни.

Основной

Проведение  занятий направленных на музыкальное развитие и развитие вокальных способностей детей.

Участие в играх.

Пропевание,

распевок, попевок, потешек, песенок - бусинок.

Активизация

словарного запаса.

Разучивание и закрепление.

  Участие в организации игр и музыкальных праздников.

Развитие координации движений, пластики.

Создание положительного – эмоционального климата

Заключи

тельный

Проведение итогов работы (праздники, развлечения, концерты, конкурсы…)

Развитие музыкально – ритмической, вокальной, активности  воспитанников.

Беседы,

Консультации.

Критерии и показатели эффективности работы:

  • Вокальные умения: исполняет  репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет a cappella.
  • Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет репертуар.
  • Вокально-хоровые навыки: владеет навыками   звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.
  • Импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.
  •                                   Перспективный план работы

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - октябрь

- Расширять диапазон детского голоса.       - Закреплять у воспитанников  умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне.                        - Способствовать прочному усвоению воспитанниками  разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы.         - Учить воспитанников  точно попадать на первый звук мелодии песни.                   - Учить воспитанников петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.                - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.         - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению.                                 

- Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.                      

 - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук.                            

 - Добиваться выразительного исполнения песен.                                                              

 - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни.                                    

 - Поощрять сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста).                                                          

- Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения.                                                  

Дыхательные упражнения:        «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                                          Артикуляционные упражнения:                    Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка» Е.Тиличеевой,             «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Качели» Е.Тиличеевой.                Песни:                    «Кукушка» А.Варламова,               «Если добрый ты» Б.Савельева,               «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.    Творческие задания:         «Самолёт» Т.Бырченко,                  сочинение марша, колыбельной.             

Ноябрь - декабрь

- Уточнять умение воспитанников различать высокие и низкие звуки в пределах терции;                                                                                                - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;                                        

 - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                          - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                                                                                            

Дыхательные упражнения:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:

Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».                           

 

Ноябрь - декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке.                                                  

- Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом.                                                                                      

- Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко.                      - Правильно выполнять логические ударения.         - Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту.      - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх.                              

- Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.).                            

- Побуждать воспитанников импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька).                            

- Контролировать певческую установку во время пения.    

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Барабан» Е.Тиличеевой,               «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                  Песни:                               «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                     «Гномики» К.Костина.      Творческие задания:                    «Снежок»

 Т. Бырченко,                   «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

 

Январь - февраль

- Продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки.          

- Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии.                                    

- Упражнять в чёткой дикции.                     - Формировать хорошую артикуляцию;

 - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков.                          

- Уточнить умение воспитанников вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.                                    

- Чисто интонировать в заданном диапазоне.  

- Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием.                                                   - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.                       - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                                    

Дыхательные упражнения:        «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».   Артикуляционные упражнения:  

Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».                              Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Небо синее» Е.Тиличеевой,          «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Труба» Е. Тиличеевой.   Песни:                         «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                  «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                       

Январь - февраль

- Петь с музыкальным сопровождением и без него.                                                          - Подводить воспитанников  к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение.                

- Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество воспитанников.          - Учить воспитанников  самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст.             

- Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические, речевые  упражнения.

«Три весёлых зайчика» К.Костина,                          «Бабочка» А.Варламова.                                  Творческие задания:      «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.       

Март – апрель - май

- Закреплять умение воспитанников различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмического рисунка мелодии на фланелеграфе;                         - Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                

- Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже.                                              

- Учить воспитанников  распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале.                                              

- Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до, ре).                                              - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения.       

- Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения.                        

- Следить за правильным дыханием.           - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую.                       - Продолжать учить воспитанников импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.).     

- Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций воспитанники  использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.                                                                                                  

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».       Артикуляционные упражнения:  

Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».    Интонационно-фонетические упражнения.              

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,           «Вальс» Е.Тиличеевой.

 Песни:                              «Самая счастливая» Ю. Чичкова,               «Дорога добра» М.Минкова,          «Кот Мурлыка» Л.Олифировой,   «Кашалотик» Р.Паулса.  Творческие задания:      «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В. Агафонникова.  

 Последовательность работы на примере одного  занятия:

  1. Распевание. 

Цель:  подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут

2. Динамическая пауза в форме физминутки. 

Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.

  1. Основная часть

Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

  1. Заключительная часть

Цель: работа над выразительным,  артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.

Результативность:

  • Воспитанники   имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах  до-ре2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  • Проявляют активность и творческие способности  в  песенном творчестве;
  • Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

Итогом моей работы является:

  • Участие воспитанников  в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных  календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ и города.
  • Участие в конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • Воспитанники  по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях города, ДШИ.

Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка  певческие способности  необходимо развивать с  самого  раннего детства.  

Используемая  литература:

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.                                  
  2. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  3. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с
  4. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 312 с.
  5. Белова Е.С. Одаренность малыша:  раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.
  6. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Проект "Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ"

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними....

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях  реализации ФГОС ДО"...

Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми

Предлагается сценарий одного из ярких мероприятий городской творческой площадки для педагогов  - интеллектуальная игра-марафон «Игры разума», в которой приняли участие воспитател...