ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с одаренными детьми
проект по теме

Башкловкина Татьяна Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_bashklovkina_t.n._mbdou.odt30.37 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

учреждение    детский сад № 64 «Пингвинёнок»

                             

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Нижневартовск, 2015

Содержание:

  1. Введение.

3-7

  1. Основная часть.

2.1.    Детская одаренность

2.2.    Социальная одаренность

7-9

3.       Содержание работы по реализации проекта.

9-11

4.       Заключение.

12

5.       Список литературы.

13

1. Введение.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.

В  статье 48 пункте 1.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  сказано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, о чем говорится в пункте 1.6.4 данного стандарта.

 Одной из задач «Программы развития  образования города Нижневартовска на 2014 - 2020 годы» является развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретает необходимость диагностики и  формирования социальной (лидерской) одаренности.

Потребность быть лидером - одна из ведущих потребностей ребенка.

Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития коммуникативных и лидерских способностей. Даже если ребенок не станет лидером, то  коммуникативные способности пригодятся в любых видах деятельности.

Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей среде. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим энергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.

  По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличия таких личностных черт, как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

Как показало анкетирование, все родители хотели бы видеть своих детей активными, решительными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успехов, убеждать других, вести их за собой.

Таким образом, возникает задача - создать условия для развития лидерских качеств и организаторских способностей.

Гипотеза.

При создании условий по воспитанию социально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста и развитию их коммуникативных способностей сформируются предпосылки социальной одаренности.

Предмет.

Процесс формирования социальной одаренности дошкольников посредством воспитания социально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Объект.

Социальная одаренность детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

 Формирование здорового адекватного поведения детей старшего дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых,  активного действования в нем, основанного на уверенности в себе, своих силах и возможностях и осознанного отношения к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

Задачи.

Образовательные:

1. Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях: смелость, гордость, этикет и др.

2. Повышать уровень  коммуникативных способностей и социальной одаренности у детей с их предпосылками.

3. Ориентировать проект на повышение уровня успешности  обучающихся.

Развивающие:

  1. Повышать уровень мотивации к общению всех участников образовательного процесса.
  2. Создать полноценные условия в соответствии с психолого - педагогическими требованиями к развивающей предметно-пространственной среде для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе.
  3. Развивать коммуникативные способности, способность дошкольников действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей основы нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых, способствующие формированию социальной одаренности.

2. Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования социальной одаренности в процессе совместной  деятельности.

3. Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.

Для реализации поставленных задач необходимо выполнение следующих принципов развития способностей и проявления одаренности:

1.        Эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции).

2.        Обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы.

3.        Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях:  воспитатель – ребенок – семья.

4.        Нерегламентированная творческая среда.

5.        Широкий круг общения: включение в различные общности (в том числе и взрослые профессиональные сообщества).

6.        Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через участие в конкурсах различного уровня.

7.        Мотивация, воля, познавательная потребность ребенка.

8.        Подражание творческой личности – значимому для ребенка взрослому.

Нормативно-правовая база проекта:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • «Программа развития образования города Нижневартовска на 2014 - 2020 годы».

Методы:

Предлагаемая классификация (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова) объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения и организаторских способностей: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного - этического сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Этапы реализации проекта

1. Исследовательско-диагностический этап.

•        Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

•         Диагностика социальной одаренности детей группы (с привлечением педагога - психолога)

2. Прогностический этап определяет:

•        Сроки реализации проекта;

•        Сроки реализации каждого этапа;

•        Прогнозируемые результаты;

•        Критерии оценивания результатов по этапам работы.

3. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях (прил. 1):

•        Работа с детьми.

•        Работа с семьей.

•        Создание развивающей предметно-пространственной среды.

4. Аналитико-рефлексивный включает (прил. 2):

•        Анализ динамики развития детей с предпосылками социальной одаренности.

•        Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

•        Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования  процесса реализации проекта в целом.

•     Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности на разных уровнях.

Срок реализации проекта: 1 год

Критерии оценки сформированности у дошкольников ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе:

•        Наличие базовых  знаний о нормах поведения в обществе, представлений о нравственно-этических понятиях;

•        Добровольное  и инициативное участие в трудовой, художественно-творческой, исследовательской, познавательной деятельности в ДОУ и дома;

•        Разрешение смоделированных и жизненных ситуаций с применением знаний, полученных в ходе реализации проекта;

•        Возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых, конструктивных, творческих игр, игр-драматизаций по  сюжетам сказок, мультфильмов,  художественных фильмов.

Критерии оценки уровня сформированности социальной (лидерской) одаренности у старших дошкольников:

 •    Интеллект выше среднего;

 •    Умение принимать решение;

 • Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

 •    Чувство ответственности;

 •    Уверенность в себе и знание себя;

 •    Настойчивость;

 •    Энтузиазм;

 •    Умение ясно выражать мысли.

2. Основная часть

2.1. Детская одаренность

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования чрезвычайно разнообразны.

Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности (работы А. Бине, Э. Клапареда, Ч. Спирмена, В.Штерна и др.) которая проявляется при решении самых различных задач.

Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей, одаренности и их развития у детей. Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития (А.Брай, П.Торренс, Д.Харрингтон и др).

Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, в.Д. Шадриков и др.).

Что касается развития мышления ребенка, то в многочисленных исследованиях (А.В. Запорожец, Г.И.Минская, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков) было показано, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различие между ними состоит в характере действий, выполняемых ребенком с заместителями разных видов.

Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одаренности, в ее содержании. Некоторые типы одаренности педагог знает и хорошо видит, а другие – не только не видит, но и активно отрицает.

Типы одаренности, которые легко увидеть.

1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению.

3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир.

5. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности.

6. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность.

 2.2. Социальная одаренность

Многими исследователями используются термины "лидерская одаренность", "социальный интеллект", "организаторские способности". Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

 Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Таким образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков (Конфуций, Аристотель, Платон). В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.А Ашина, Е.С.Кузьмина, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и др., изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста посвящены работы Я.Л.Коломинского, Л.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной и др.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия- они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой. Есть эмоционально-деловые лидеры.

 Исключительные качества и способности детей в сфере социальной активности и организации относят к их, так называемой, социальной одаренности. Здесь имеются ввиду неординарные лидерские проявления, инициативы и их реализация в социальных и гуманитарных проектах. Нередко подобная социальная активность сочетается с творческой и интеллектуальной одаренностью отдельного ребенка, т.е. проявляется как наиболее яркая форма одаренности в комплексе разнообразных незаурядных способностей личности.

Важно отметить, что социальная одаренность может быть раскрыта и в дошкольном,  и в раннем школьном возрасте, и уже в старших классах. Соответственно и педагогический подход выстраивается в зависимости от актуального состояния.

3. Содержание работы по реализации проекта.

Так как главная цель проекта  - формирование здорового адекватного поведения детей старшего дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых, а потребность быть лидером - одна из ведущих потребностей ребенка, то целью проекта становится формирование социальной  одаренности дошкольников. Лидерство требует наличия таких личностных черт как самоуважение, зрелое эмоциональное развитие,  высокие нравственные качества. Таким образом, содержание  работы включает следующие смысловые блоки: «уверенность в себе», «чувства, желания, взгляды», «социальные навыки».

Социально-нравственное воспитание определяется с помощью следующих средств:

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.

2. Средством социально-нравственного воспитания дошкольников является природа.

3. Средством социально-нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок.

В детском саду дошкольник  включается в различные  виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений:  постановка цели, планирование содержания, выбор средств  для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

В  работе со старшими дошкольниками часто сталкиваемся с проблемой взаимоотношений детей: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться. Поэтому возникла необходимость в развитии навыков сотрудничества (технология Л.С.Римашевской).

Работа в проекте начинается со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об эмоциональных основных состояниях и обогащении их.

Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнера. С этой целью  используются такие подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

Одним из эффективных способов обучения детей старшего дошкольного возраста является моделирование, где успешное применение нашла известная модель «Лесенка» В.И. Логиновой. Вместе с детьми решаются проблемные ситуации на занятиях по ручному труду, изо-деятельности, экологическому образованию, в результате которых дети практикуются в использовании реплик делового   диалога, постепенно осваивают правила, необходимые для сотрудничества, а также умения элементарного планирования и оценки совместных действий.

Таким образом, использованные в работе с детьми игры, упражнения, инсценировки позволили укрепить эмоционально-положительные отношения между детьми группы, их доброжелательность друг к другу, а также естественное желание к совместной деятельности и готовность помогать друг другу без напоминания взрослого.

Активное изменение у дошкольников характера отношения к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, усиление интереса к решению проблемных ситуаций, устойчивое желание к взаимодействию, готовности к совместному решению поставленных задач, изменение характера отношения к сверстнику как партнеру по совместной деятельности является результатом освоения моделей сотрудничества и использования их на занятиях для совместного решения образовательных задач.

Дальнейшая работа по развитию сотрудничества была направлена на расширение и усложнение ситуаций сотрудничества, постоянное стимулирование творческих проявлений детей и инициативы каждого участника в процессе диалогов с игровыми персонажами, обмена мнениями между собой в ходе обсуждения и решения проблемных ситуаций социально-нравственного характера.

В  развитии организаторских способностей  использовались конкурсы, беседы, чтение рассказов, тренинги лидерского поведения, проблемные ситуации, поручения.

Наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации. Возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно.

Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.

Необходимым условием развития организаторских способностей является  организация развивающей среды, профессионализм педагога и заинтересованность родителей.  Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни.

Необходимо помнить, что только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.

3. Заключение.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию социальной одаренности дошкольников посредством социально-нравственного воспитания с использованием проектировочного метода, позволила достигнуть следующего.

В результате проведенной работы по формированию у дошкольников навыков сотрудничества и развитию лидерских качеств,  дети научились уступать друг другу, подчиняться сверстникам, если этого требовала ситуация. Большинство детей - 67% - умеют решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого,  36% - осознанно берут на себя роль ведомого или ведущего. Уменьшилось проявление псевдолидерства, дошкольники научились адекватно оценивать свои возможности и способности в деятельности, понимают необходимость умения уступать, подчиняясь другим для совместного решения проблемы. Повысился уровень  коммуникативных способностей и социальной одаренности у детей с их предпосылками. В группе у детей сформированы представления об основных нравственных понятиях, 100% детей знают их значение, имеют представления о сферах их реализации в обществе. По итогам реализации проекта повысился уровень успешности  обучающихся, 70% детей активно и результативно участвуют в интеллектуальных и творческих конкурсах.

В группе созданы полноценные условия для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе. Оформлены стенды: «Страна хороших манер», «Наши традиции», «Достижения рыцарей и принцесс». Разработаны картотеки «Азбука вежливых слов», «Копилка вежливых советов», «Словарь черт характера»; брошюры «Как ведут себя настоящие мужчины», «Как ведут себя настоящие леди».

Создана целостная система педагог – родители - дети по социально-нравственному воспитанию и формированию социальной одаренности детей.

Повысилась общая культура родителей, уровень их мотивации и эффективность общения в процессе образовательной деятельности. Более 60% родителей активно включаются в совместные с детьми мероприятия.

В перспективе своей профессиональной деятельности  коллектив группы планирует работу по дальнейшей организации проектировочной деятельности в соответствии с годовыми задачами, приоритетным направлением работы дошкольной организации, а также запросом родителей и интересами воспитанников.

Список используемой литературы:

  1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.
  3. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб., 2004.
  5. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.
  6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011. – 448 с.
  7. Ильина М. Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет (Тесты и развивающие упражнения) – СПб., 2001. – 160 с.
  8. Князева О.Л., Стеркина Р.Б.,  Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социаль но-эмоциональному развитию детей дошкольного возрас та.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с.
  9. Кулемзина А. В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М., 2004. – 264 с.
  10. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.
  11. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.
  12. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.
  13. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006 – 144 с.
  14. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А. М. Матюшкина. – М., 2004. – 192
  15. Римашевская Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Центр педагогического образования, 2007.
  16. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 18-20.

Башкловкина Татьяна Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС № 64 «Пингвиненок»

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Проект по работе с одаренными детьми

Участие  в проекте "Формирование городской среды" одаренные дети...

Проект по работе с одаренными детьми "Солнечные лучики"

Проект по работе с одаренными детьми "Солнечные лучики"...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...