Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.
статья на тему

Семенова Татьяна Владимировна

В статье говорится о значении театральной деятельности в развитии творческих способностей ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №40 Приморского района

Санкт-Петербурга.

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельности помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, освоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявления общего интеллекта и эмоций.

 Помимо этого, театральная деятельность способствует формированию волевых черт характера. 

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский). Именно театральная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей и формирования личности ребенка.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:


— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;


— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;


—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);


— отдельные упражнения по этике;


— упражнения в целях социально- эмоционального развития детей;


— игры-драматизации. 


Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

· творческая интерпретация заданного сюжета;

· исполнительское (речевое, двигательное) - актерские способности;

· оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Эти направления могут объединяться.

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении.

Таким образом, занятия по театральной деятельности помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе театральной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения, навыки, но также умение общаться со сверстниками и взрослыми, всё это способствует развитию творческих способностей.

Литература

1. Акулова О. Театральная игра // О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.

2. Выготский Л. С Воображение и творчество в детском возрасте / / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

      3. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.

4. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольников // А. В. Запорожец. – М.: Просвещение,1985. – 76 с.

5. Маханаева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду // М. Д. Маханаева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 122 с.

6. Ханова Т. Г. Педагогические условия развития детской игры // Т. Г. Ханова // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С. 152–155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье раскрывается значение театральной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников....

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

         Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные ...

Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников...