«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
статья на тему

Корнева Ирина Александровна

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Корнева И.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

В условиях перехода на ФГОС ДОУ один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Все мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В детстве у каждого человека хотя бы на короткое время появляется свой собственный театр кукол. Все в нем – персонажи, декорации, ширмы - создается силой фантазии из подручных средств. Детский театр рождается из «оживления» предмета, неутолимого желания играть, веры в сказку и мечты о чуде. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

  1. формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  2. воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр);
  3. воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; 
  4. развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие:

  1. развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  2. наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  3. обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
  4. развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:

  1. содействие развитию монологической и диалогической речи;
  2. обогащение словаря;
  3. овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие:

  1. приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
  2. развитие воображения;
  3. создание выразительного художественного образа;
  4. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  5. реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

1. согласование действий и сопровождающей их речи;

2. умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;                            

3. выразительность исполнения основных видов движений;

4. развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Требования к организации театрализованных игр:

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества, на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Литература

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.
  2. Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.
  3. Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.
  4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., Школьная пресса, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье раскрывается значение театральной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников....

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

         Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные ...

Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

В статье говорится о значении театральной деятельности в развитии творческих способностей ребёнка....