НОД по формированию целостной картины мира «Осень». Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Макарчук Юлия Вячеславовна

Задачи:

- обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,

-упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова,

- учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

- учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом,

- развивать внимание, логическое мышление,

- развивать творческое воображение

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по формированию целостной картины мира «Осень»Старшая группа.

Задачи:

- обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,

-упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова,

- учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

- учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом,

- развивать внимание, логическое мышление,

- развивать творческое воображение,

Материал:

картинки: периоды осени, деревья и листья, грибы, животные леса, их следы, птицы.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, отгадайте о чем мы с вами сегодня будем говорить. Для этого отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью.

Восп. Да, это - осень. Сколько времен года всего?

Дети. Всего четыре времени года.

Восп. Какие вы еще знаете времена года?

Дети. Зима, весна, лето.

Восп. Сколько месяцев в году?

Дети. 12 месяцев.

Восп. Сколько месяцев в осени?

Дети. В осени три месяца.

Восп. Назовите их.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Восп. Как называется период начала осени?

Дети. Ранняя осень.

Восп. Как называется период середины осени?

Дети. Золотая осень,

Восп. Как называется последний период осени?

Дети. Поздняя осень.

Восп. Давайте вспомним, чем отличается осень от других времен года? Давайте поиграем в игру "Без чего не бывает осени".

Дети. Осени не бывает без желтых листьев. Осени не бывает без хмурого неба. Осени не бывает без моросящих дождей. Осени не бывает без улетающих на юг птиц. Осени не бывает без серых дождевых туч.

Восп. Молодцы. Послушайте я вам расскажу про мальчика Сашу.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотым. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.

"Как называется первая картинка?" - спросил Саша маму и показал на первую. "Осень " - прочитала мама. "А эта?" - показал Саша на вторую картинку. "Осень" - опять прочитала мама. "А эта?" - спросил Саша про третью картинку. "Осень" - опять прочитала мама.

Восп. Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их правильно, по порядку: что раньше, что потом?

Дети раскладывают картинки : ранняя, золотая, поздняя осень и объясняют почему (приметы каждого периода осени).

Восп. Поиграем в игру "Найди ошибки".

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду. Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. Осенью набухают почки, распускаются на деревьях листья. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Осенью дикие животные не делают запасы корма. Осенью птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Осенью дети идут в школуОсенью распускаются первоцветы.

Дети находят ошибки и исправляют предложения.

Отгадайте загадки.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(ноябрь)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всолыхнул.

(осенний лист)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли. (зонт)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …

(листопад)

Оранжевые, красные

на солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

кружатся и парят.

(деревья осенью)

Восп. Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.

Физкультминутка

Заходи в осенний лес!

(Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес!

(Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят,

(Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки

(Приседают и выполняют упражнение Грибок).

На нас глядят-

В корзинку прыгнуть хотят.

(Встают и выполняют упражнение Корзинка).

Восп. Вот и оказались мы с вами в лесу. Шагаем по мягкому ковру из листьев. Выбирайте себе любой листочек и расскажите нам с какого он дерева.

Дети. Этот лист с берёзы, он берёзовый. Этот лист с дуба, он дубовый. Этот лист с клёна, он кленовый. Этот лист с осины, он осиновый. Этот лист с рябины, он рябиновый.

Восп. Давайте назовём хвойные и лиственные деревья.

Дети. Лиственные деревья - берёза, рябина, клён, дуб, осина, липа, тополь и др.

Хвойные деревья - ель, сосна, пихта.

Восп. Как вы думаете, ребята, почему деревья сбрасывают листья осенью?

Дети. Становится холодно, солнце светит мало, сокодвижение останавливается, поэтому листья желтеют, сохнут и опадают, деревья засыпают.

Восп. Отгадайте загадку. Стоит Антошка на одной ножке, кто мимо проходит, все ему кланяются.

Дети. Это гриб.

Восп. Посмотрите сколько в нашем лесу грибов. Давайте рассмотрим картинки и разложим грибы в две корзинки- съедобные и несъедобные.

Дети. Съедобные - белые, сыроежки, подосиновики, подберёзовики и др. Несъедобные грибы - поганки, мухоморы, ложные опята и др.

Восп. Ребята, давайте прислушаемся, почему мы не слышим весёлых птичьих голосов?

Дети. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Восп. Почему?

Дети. Стало холоднее, стало меньше еды, насекомые приготовились к зиме, спрятались, скоро траву, семена засыпет снегом.

Восп. Назовите перелетных и зимующих птиц.

Дети. Ласточки, трясогузки, журавли, соловьи, скворцы и др. - это перелетные птицы. Воробьи, сороки, голуби, вороны, синицы и др. - это зимующие птицы.

Восп. Расскажите, как животные готовятся осенью к зиме.

Дети. Зайцы, лисы, белки, волки и другие животные меняют шерсть на более густую и меняют окраску. Многие животные делают запасы на зиму. Ёжи, медведи и другие животные готовятся к зимней спячке.

Восп. Посмотрите на картинки, животные потеряли своих детёнышей, давайте поможем им их найти и назовём их.

Дети. Заяц, зайчиха, зайчата. Медведь, медведица, медвежата. Лис, лисица, лисята. Волк, волчица, волчата.

Восп. Посмотрите, как много следов в лесу, давайте определим где чьи следы.

Дети. Это следы зайца, это заячьи следы. Это следы волка, это волчьи следы. Это следы лисы, это лисьи следы. Это следы медведя, это медвежьи следы.

Восп. Молодцы ребята все задания выполнили. А сейчас нам пора возвращаться домой.

Расскажите где мы с вами были и что видели. (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития

В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для старшей группы "Свет в вашем доме".

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для  старшей группы. Включает в себя ознакомление детей с различными видами осветительных приборов....

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...