Картотека опытов "Камни"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Черникова Любовь Петровна

Какими бывают камни? 
Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Материалы: разнообразные камни, лупы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_kamni.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов "Камни"

Опыты с камнями
Разработала: Болталина О.В.
1. Какими бывают камни? 
Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Материалы: разнообразные камни, лупы
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые.
Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие.
Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень
Дети затрудняются ответить



Как они стучат.
А почему они стучат? Потому что мы их трясем
А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Они там стучат и бьются. Силой воды
Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?




Не гладкие. Неровные, царапаются.
Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые.
Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки. Узоры.
Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый камень
Цель: Сформировать представление о твердости камня
Материалы: камешки, пластилин, монеты
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.
Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали поастилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мылся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.
А почему как вы думаете был слышен шум при стучании камешек о камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.
Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый.
Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.

3. Тонет - не тонет
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: Морские камешки, кусочки гранила и пемзы, прозрачные сосуды с водой.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Он утонет
Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Утонул 
Может ли камень плавать? Нет
Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой -тяжелый.
Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Утонут
Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.
Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть.
В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

4. Может ли камень издавать звуки?
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Материалы: разнообразные камни
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Может
Как нам это проверить? Постучать камешками
Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? Нет. Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий.
Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

5. Меняют ли камни цвет?
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Нет
Предложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды
Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Они стали темными
Какие из них красивее? Мокрые.
Какой вывод можно сделать? Мокрые камни меняют цвет


6. Рисующие камни
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.
Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или угоем? Мелом
Давайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем
Чем рисовать лучше? Почему? Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает. 
Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь Формулировка выводов

7. Теплый камешек
Цель: сформировать представление о свойствах камня.
Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Холодные
Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Чуточку
Как вы думаете почему? У нас руки теплые
Возьмите камешек белый и черный, подержите из под лампой. (оставьте на ярком свету) Камешки стали теплые
Какой камень нагрелся теплее? Черный
Почему черный камень оказался самым теплым? Дети затрудняются ответить
Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.
Вспомните, в какой одежде нам жарче летом?


В черной

8. Легкий – тяжелый
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камешки разной плотности и величины, весы.
Ход опыта Предполагаемые ответы детей
Дети, как вы думает модно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый? Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым
А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так? Затрудняются ответить
Давайте проверим. Как мы можем это сделать? Взять в руки
Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.
Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее? Плотный будет тяжелее
Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)
Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.

9. Прочный камень
Цель: сформировать представления о свойствах камня
Материалы: камни разной плотности, молоток
Воспитатель предлагает разбить камешки молотком Один камень разбился, а другой – нет
Какой камень легче было разбить Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.
А какой камень не получилось разбить? Гранит, гальку
Почему? Он плотный и тяжелый.
Какой из этих камней прочнее? Гранит и галька прочнее чем мел и пемза
Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные? Предположите Мрамор – прочный, известняк - нет
О каком свойстве камня мы сегодня узнали О прочности

Тренинг общения для дошкольников на тему: «Ты мой друг и я твой друг»

Тренинг общения
«Ты мой друг и я твой друг»
Цель: развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других.
Задачи: 
Образовательные:
1. Обучать умению слушать и слышать другого.
2. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
3. Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
4. Развивать способность делиться своими переживаниями.
Развивающие:
1. Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния.
2. Развивать интерес детей в изучении самих себя.
3. Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности.
4. Развивать навыки релаксации.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.
2. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.)
3. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
4. Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
5. Способствовать полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение и творчества.
6. Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения друг к другу.

Ход занятия

1.Вступление «Давайте поздороваемся»
Цель: создать психологически комфортную атмосферу.
Упражнение проводится в кругу. Каждый участник здоровается и называет себя по имени.
2.Игра «Художник слова»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали; использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря.
Каждый ребёнок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет, не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей, можно предложить им на ассоциативное восприятие (На какое животное похож?На какой цветок? и т.д.).
3.Игра «Подарок»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.
Ведущий даёт задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: « Что вы хотели бы подарить именно этому человеку?». Подарок можно описать словами или показать жестами.
4.Игра «Вежливые слова» 
Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
5.Подвижная игра «Ручеёк»
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему и таким «паровозиком» начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.
6.Ролевая игра «Любимая игрушка»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой ребёнок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребёнку (хозяину игрушки) в руки даётся любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую.
Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему ребёнку, упражнение прерывается и у ребёнка спрашивают, почему он отдал игрушку.
7.Рисование «Доброе животное»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Детям даётся задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем»
Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на альбомных листах. Затем устраивается выставка рисунков, проводится их обсуждение (Что говорит о том, что это животное доброе? и т.д.).
8. «Прощание»
Цель: сохранение позитивной установки.
Детям предлагается встать в круг и , положив руки на плечи друг другу, покачаться из стороны в сторону.