Доклад "Симфоническая музыка Г.В.Свиридова"
статья на тему

Симфоническая музыка Г. В.Свиридова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sviridov_na_konferentsiyu.docx32.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Вступление

2.Музыкальные  произведения  Свиридова  для симфонического оркестра

3.Заключение

4.Список  используемой  литературы

                                                     Вступление

             На  протяжении  многовековой  истории    композиторы в той или  иной  степени вносили  вклад в развитие симфонической музыки. Одним из таких деятелей искусства стал  Георгий Васильевич Свиридов.          

            Несмотря на то, что его считают больше вокальным композитором, многие  его симфонические произведения  хорошо известны. Не  встретишь в нашей стране человека, который никогда бы не слышал музыки из кинофильма «Время, вперед!». Это произведение и по сей день остаётся яркой  заставкой  программы «Время».

           Музыку  Свиридова любят и взрослые, и дети. В ней отражена естественная красота и искренность. Она отличается образным миром, берущими за душу интонациями и доступностью, которая покоряет слушателей. Его  музыкальные  произведения  пронизаны  патриотизмом человека, влюблённого в свою Родину. Георгий Васильевич Свиридов говорил: «Моя музыка-это лучшее, что есть во мне».

             Он окончил  Курскую музыкальную школу по классу фортепиано.  По совету своего преподавателя Мирона Крутянского  Георгий Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи  Браудо  и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

            С 1936 по 1941 год он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.

           Его  друг и наставник Дмитрий  Дмитриевич  Шостакович оказал большое влияние на становление молодого композитора. В 1965 году, когда Свиридову исполнилось пятьдесят лет, Шостакович поделился воспоминаниями о занятиях с ним в консерватории: «Он всегда поражал, просто поражал меня своим творчеством. Он отличался необыкновенной активностью. Быстро писал, очень быстро писал. На каждый, буквально каждый урок он приносил что-нибудь новое — пьесу для фортепиано, романс, песню….»

    Музыкальных  произведений  Свиридова  для  симфонического оркестра

           При изучении вклада Свиридова в развитие симфонической музыки, возникает необходимость в определении понятия «симфоническая музыка». Большинство толковых и музыкальных словарей определяют «симфоническую музыку» как музыку, предназначенную для исполнения симфоническим оркестром. Некоторые источники относят к этому понятию  и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы, солисты, но господствует инструментальное начало. Понятие «симфоническая музыка»распространяют и на произведения для солирующего инструмента илиинструментов и оркестра.    

           Жанры симфонической музыки разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры - симфония,  увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К симфонической музыке могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы, симфонические картины, интермеццо.

             Перечислим основные произведения  Свиридова  для симфонического оркестра: «Концерт для фортепиано с оркестром», «Три танца», сюита «Время, вперёд!», «Маленький триптих», «Музыка к памятнику павшим на Курской дуге», «Метель (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина),  «Музыка для камерного оркестра»,  «Поэма  памяти Сергея Есенина» (для тенора, хора и  симфонического оркестра), «Патетическая оратория» ( для солистов, хора  и симфонического оркестра).

             Рассмотрим  подробнее  историю создания некоторых из них.   Своё первое произведение для фортепиано с оркестром Свиридовсочинил, являясь студентом Ленинградской консерватории. Этот концерт был исполнен П.А.Серебряковым в сопровождении оркестра Ленинградской филармонии под управлением  Е.А. Мравинского и имел значительный успех и впоследствии не раз звучал наэстрадах Москвы, Ленинграда и других городов.  Через три года композитор сделал вторую редакцию концерта, заново оркестровав его.

             Сюита «Время, вперед!» была написана в 1965 году к фильму режиссера  М.Швейцера  по одноименному роману В. Катаева, посвященному строительству Магнитогорска. В сюите шесть частей. Первая из них — «Уральский напев» Часть эта основана на двух музыкально-тематических образованиях, как бы символизируя Урал — стык Европы и Азии. С суровой и резкой по тембру темой засурдиненных труб и тромбонов, напоминающей звучание азиатских зурн или карнаев, контрастирует мягкий хорал деревянных духовых с его чисто русским колоритом. Заключает часть произведение первой темы в строгом трехголосном изложении струнного оркестра. Вторая часть — «Частушка» — коротенький, бойкий мотив, виртуозно разработанный композитором. Беспрерывно варьируясь, он перебрасывается от одной группы инструментов к другой, в то время как рояль и тарелки имитируют непрерывно звучащий балалаечный перебор. В конце пьесы слышны как бы топот пляски и крики толпы, изображаемые глиссандо тромбонов. Третья часть — «Марш» — картина постепенно приближающегося мощного шествия. Четвертая часть — «Маленький фокстрот» — изящная оркестровая пьеса с тонкими, легкими и хрупкими звучаниями. Это, конечно, не бытовой танец. Композитор нашего века «опоэтизировал» современный фокстрот, подобно тому, как композиторы прошлого опоэтизировали, например, менуэт или вальс. Следующая часть называется «Ночь». Это картина ночного покоя, спящей земли. Первая половина пьесы построена на звучании низких регистров струнных инструментов, вторая, как бы колыбельная песня, появляется у засурдиненных труб и переходит в хор скрипок, играющих в высоком регистре. Последняя часть сюиты — «Время, вперед!» — представляет собой музыкальное воплощение безостановочно бегущего времени. Эта исключительно яркая находка композитора снискала себе самую широкую известность. Использованная в целом ряде кинофильмов, теле- и радиопередач, эта музыка, соединяющая в себе одновременно стремительность и мощь, действительно, может служить символом нашего времени.

           Не менее интересна  история появления  музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометр. Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным  в 1830 году  в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень». В ней повествуется о провинциальной семнадцатилетней девице  Марье Гавриловне,  которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

            Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной  России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который  явно  ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением.  Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

             В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту, куда вошли такие части: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Девять номеров музыкального произведения создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Таким образом, Свиридов явился создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение  зыки.

             В состав симфонического оркестра,  исполняющего «Метель» вошли:  2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.

   

                                                 Заключение

             На  основании  вышеизложенного, можно сказать, что вклад Свиридова в развитие симфонической  музыки  значителен.  Рядом с его  превосходными   песнями и хоровыми  вещами, встречаются не менее замечательные симфонические произведения.  Его музыка отличается простотой и  какой-то  особенной наглядностью.

           Георгий  Свиридов не просто сочинял  музыку, но и часто играл сам  её на концертах. Причём играл так, что рояль начинал звучать, словно целый оркестр. Он  сознательно стремился  говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Черта эта была заметна уже в ранних произведениях автора, свойственна ему на протяжении всего творческого пути, а с течением времени она проявляется все определеннее и сильнее. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это — глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.

                                         Список литературы

  1. Сохор А.Н. «Георгий Свиридов» , М.: «Советский композитор», 1972 - 345 с.
  2. Белоненко А.С.(сост. и комм.) «Георгий Свиридов. Музыка как судьба» (библиотека  мемуаров),  М.: «Молодая гвардия», 2002 -800 с.
  3. Вульфов А.Б. (сост. и комм.) «Георгий  Свиридов  в  воспоминаниях современников» (библиотека  мемуаров), М.: "Молодая гвардия", 2006 - 763 с.
  4. Куняев  С.Ю. «Мои печальные победы», М.: «Алгоритм»,2007- 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация посвящённая 100-летию Г.В.Свиридова МБДОУ №25

Презентация посвящённая 100-летию Г.В.Свиридова МБДОУ №25...

Презентация Дымковская игрушка Свиридова Г.А ГБДОУ №39

Презентация Дымковская игрушка 'Дымка-забава' для использования материала в работе...

Аналитическая записка по результатам мониторинга мнения родителей детей воспитателя Свиридовой Любови Михайловны "Удовлетворённость родителей качеством дошкольного образования в ДОУ

Аналитическая записка по результатам мониторинга мнения родителей детей воспитателя Свиридовой Любови Михайловны "Удовлетворённость родителей качеством  дошкольного образования в ДОУ  з...