Методика освоения фольклорного материала детьми
материал на тему

Богомыслова Ольга Викторовна

Методика освоения фольклорного материала детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_osvoeniya_folklornogo_materiala_detmi.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла

                                                Слушатель  курсов по программе

                       «Поликультурное образование детей и подростков

                                      средствами музыкального фольклора»

                                   Богомыслова Ольга Викторовна

Самостоятельная работа №3

Методика освоения фольклорного материала детьми

                                                                                Руководитель:

                                                   к.п.н., доцент Корнев Д.В.

Москва 2015

Методика освоения фольклорного материала детьми

Поэтапность  вариативного  метода разучивания народных песен.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей. Особое место в музыкально-творческом воспитании детей принадлежит народным песням. Они в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Цель: развивать у детей правильные певческие навыки.

Задачи: 

- вовлечь детей в совместную деятельность с музыкальным руководителем;

- закрепить навыки правильного вокального дыхания;

- создать положительный эмоциональный настрой при исполнении песни.

1. Знакомство с песней: личное исполнение, исполнение в аудио- и видеозаписи, показ картин, иллюстраций, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации. Провести беседу, узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания.

2. Разучивание песни: подготовка голосового аппарата  (применяется  перед каждым разучиванием и исполнением песни), разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, применяю артикуляционную гимнастику на гласных звуках А-О-У-И, дыхательные упражнения: «Цветок», «Весёлый животик», «Собачка. Настраивая голосовой аппарат детей на пение, использую распевки, например «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или «Две трети», «Птица и птенчики». Артикуляционно-дыхательные упражнениям «Мяу», «Гав», «Ква-ква» - пропевание по полутонам.

Звукопрочтение: выучить основной голос без текста. Мелодию пропеть на слоги, например «ля», «да», «ту», «ди» и т.д. - всё внимание ребёнка будет сосредоточено на звуковысотной линии.

Разучивание стихотворной части песни, проговариванием текста,  положенную на чёткую слогоритмическую форму этой самой песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.

Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребёнок успевал хорошо, правильно  проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

Поём песню сначала громко, а потом тихо как эхо.

Пение по фразам, группами и поочерёдно.

Пение куплетов по рядам, по типам голосов и с запевалами.

Вместе начинать и заканчивать песню, кивок головы.

Пропевать первый звук песни терции тонического трезвучия.

Слушать и повторять начало звука песни. (Музыкальная мишень – нужно звуком попасть в центр мишени.)

Узнавать песню по мелодии и по вступлению.                                            

 Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Использую метод звуковысотного показа рукой, чтобы ребёнок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости  от движения мелодии).  Пропевание хором, всей группой, подгруппой и индивидуально, приём дирижирования. Вступление и снятие звука по руке.

 Применение прохлопывания ритмического рисунка песни, одновременно проговаривая стих песни. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, слежу за губами ребёнка. Рот всегда должен иметь округлую форму.

 Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч, и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких желательно до окончания фразы, экономично расходуя его. Игра «Свеча»  - дуйте на пламя свечи, как можно дольше.

Правильное положение корпуса ребёнка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Исполнять песни лучше чаще стоя, спина прямая. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

3.Соединение поэтического и мелодического текста. Исполнение песни.

 Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни: петь выразительно, чётко проговаривая текст, уметь собраться, эмоционально раскрыться и сосредоточится на исполняемом произведении. Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дыхательные упражнения:

«Цветок»

  1. Дети делают вдох носом - нюхают аромат цветка (можно представить цветком кисть руки, собрав все пальцы вместе или предложить нюхать настоящий, искусственный цветок)

Рекомендация: Следить за правильным вдохом «низом живота».

  1. Выдох ртом – сдуваем лепестки (представляем, что лепестки лежат на руке и ветерок их сдувает или можно предложить детям подуть на «цветок - вертушку»)

Рекомендация: Следить за активным  длинным выдохом, губы собраны трубочкой, при выдохе низ живота подтягивать, воздух выталкивает живот.

«Веселый животик»

      Дети кладут руки на живот и на слоге «ха» делают мелкие  

       выталкивания воздуха «животик смеется».

      Рекомендация: Следить за мелким движением мышц живота

         «Собачка»

     Дети вытаскивают вперед язык, широко открывают рот и делают мелкие  

     вдох и выдох ртом «собачка бежит», руки имитируют «бегущие лапки  

     собаки».

     Рекомендация: Следить за широко открытым ртом и за мелкими  

    движениями  мышц живота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

Освоения  формы предметов и  геометрических фигур  через дидактические игры  у детей раннего возраста...

Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»

Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах....

Перспективное планирование презентаций Материала по сенсорному развитию с использованием Элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет

Перспективное планирование презентаций материала по сенсорному развитию с использованием элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет...

Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми подготовительной группы № 10

Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми подготовительной группы № 10...

Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми

Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми...