Перспективное планирование презентаций Материала по сенсорному развитию с использованием Элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет
учебно-методический материал

Орлова Анастасия Игоревна

Перспективное планирование презентаций материала по сенсорному развитию с использованием элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_montessori_2017-2018_gg.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование презентаций

Материала по сенсорному развитию с использованием

Элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет

Составила воспитатель: Орлова А.И.

г. Урай

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 занятие: «Посидим в тишине»

3 занятие: «Розовая башня»

5 занятие: «Цветные таблички» Ящик №1

7 занятие: «Шумящие коробочки»

Задачи развития:

Приучать устанавливать тишину в комнате, научиться сохранять ее, стараться быть неподвижным непродолжительное время, воспитывать осознанное восприятие тишины, развивать самообладание, концентрацию внимания, терпение, умение расслабляться; тренировать умения соразмерять свои действия и владеть собой. Развивать восприятие слабого шума. Прослушивание разных шумов (пение птиц, звуки леса и моря)

Задачи развития:

Учить визуально различать размеры предметов;

Развивать умение упорядочивать предметы по размеру;

Приучать овладевать методом сравнения;

Учить строить башню соответственно уменьшению размеров куба;

Развивать глазомер;

Расширять словарный запас (большой-маленький, самый большой-самый маленький, больше-меньше, больше, чем-меньше, чем)

Усложнение: 

Построение кубов «наискосок», в виде круга, спирали;

Построение «лестницы»;

Соотнесение кубов с проекциями

Задачи развития:

Учить умению сравнивать и узнавать красный, желтый, синий цвета;

Упражнять в умении по предложению взрослого отбирать парные предметы определенного цвета, используя при этом способ приложения;

Развивать зрительное восприятие

Усложнение: 

Упражнять в умении находить в окружающей среде предметы основных цветов;

Рисование красками основных цветов «Разноцветные шары»;

Расширять словарный запас (красный, желтый, синий)

Задачи развития:

Учить воспринимать и дифференцировать шумовые различия;

Ввести понятие «громко-тихо», сравнивая звучание цилиндров;

Развивать слуховое восприятие, слуховую память

Усложнение: 

Упражнять в умении составлять сериационные ряды (от самого тихого до самого громкого, и наоборот);

Расширять словарный запас (громкий-тихий, громкий-громче-самый громкий, тихий-тише-самый тихий, громче, чем-тише, чем)

2 занятие: Упражнения с сыпучими материалами

4 занятие: Упражнения с водой

6 занятие: Упражнение с сыпучими материалами

8 занятие: Упражнение с водой

Задачи развития:

Развивать сенсомотрную координацию движений рук (чувствительность пальцев при восприятии твердых, гладких предметов);

Развивать координационную работу рук и глаз, работу обеих рук;

Обучать умению осуществлять «пинцетный захват» с помощью большого и указательного пальцев;

Развивать желание соблюдать порядок

Усложнение:

Перекладывание крупной фасоли из одной тарелки в две маленькие

Задачи развития:

«Выжми губку»

Развивать силу руки при сжатии губки кулачками, отжимая при этом воду;

Развивать умение осуществлять контроль ошибки (протирание стола от случайно пролитых капель воды)

Усложнение:

Перелить воду из одной емкости в другую при помощи губки;

Развивать координированную работу обеих рук, глазомер;

Обогащать знания детей о свойствах и качествах предметов через деятельность и чувственный опыт 

Задачи развития:

«Пересыпание крупы из одной банки в другую» (рис, горох)

Учить пересыпать крупу из одной емкости в другую;

Приучать анализировать сложные движения, запоминать последовательность действий;

Развивать контроль и координацию движений рук, двигательную память;

Развивать самостоятельность

Задачи развития:

«Плавает или тонет»

Поощрять ребенка исследовать, определять, какие предметы плавают, а какие тонут;

Развивать умение сравнивать свойства предметов;

Учить делать выводы по наблюдениям (предметы из дерева - плавают, из металла – тонут);

Называть свойства воды (теплая – холодная, прозрачная и т.д.)

Продолжать развивать умение осуществлять контроль ошибок (протирать стол от пролитых капель воды) 

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 занятие: «Цветные таблички»

Ящик №2

3 занятие: «Длиннее – короче»

5 занятие: «Ящики – вкладыши»

7 занятие: «Коричневая лестница»

Задачи развития:

Закреплять основные цвета;

Познакомить со смешанными цветами, с черным и с белым, используя способ обследования цветных табличек методом приложения;

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук;

Упражнять в умении играть на расстоянии (ребенок приносит табличку названного цвета)

Усложнение:

Упражнять в умении находить в окружающей среде предметы основных и новых цветов;

Рисование красками дополнительных цветов «Цветы на поляне»;

Расширять словарный запас детей словами (голубой, фиолетовый, оранжевый и др.)

Задачи развития:

Развивать умение сравнивать предметы по величине, длине, используя приемы наложения и приложения;

Закреплять название основных цветов;

Активизировать словарный запас (длинная – короткая, длиннее – короче, самая длинная – самая короткая)

Усложнение: 

«Разноцветная лесенка»

Продолжать формировать умение составлять возрастающий и убывающий ряд;

Приучать выполнять задание в строго установленном порядке (алгоритме)

Задачи развития:

Учить обследовать предмет, ощупывая его обеими руками, обводя указательным пальцем, выделяя его величину;

Развивать согласованность действий обеих рук, действие ведущей руки;

Упражнять в умении вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их

Усложнение: 

Упражнять в умение закрывать и открывать части предметов, вкладывать меньший предмет в большой;

Учить составлять сериационный ряд в порядке возрастания, в порядке убывания;

Расширять словарный запас (большой-маленький, больше-меньше, самый большой-самый маленький)

Задачи развития:

Приучать визуально различать предметы по величине;

Учить строить лестницу в соответствии с изменением ее толщины призм;

Продолжать учить овладевать методом сравнения;

Развивать зрительное восприятие;

Учить строить «стенку», кладя призмы друг на друга на боковые грани

Усложнение: 

Упражнять в умении строить высокую «башню», «забор», «елку»;

Учить выполнять комбинации с розовой башней;

Расширять словарный запас детей (толстый-тонкий, самый толстый-самый тонкий, тоньше-толще, толще чем-тоньше чем)

2 занятие: Упражнения с сыпучими материалами

4 занятие: Упражнения с водой

6 занятие: Упражнение на развитие мелкой мотрики

8 занятие: Упражнение с водой

«Пересыпание ложкой из пиалы в пиалу»

Задачи развития:

Учить пересыпать зерна ложкой; Анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений; развитие самостоятельности; Тренировка пальцев и запястья, подготовка руки к письму.

Усложнение:

Пересыпание зерен ложкой из большого сосуда в два маленьких одинаковых сосуда

«Переливание воды №1 из лейки в сосуд с большим отверстием»

Задачи развития:

Помочь детям ориентироваться в окружающем мире;

Развивать глазомер, координацию движений, согласованную работу обеих рук;

Дать понятие что вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в которую ее наливают.

Усложнение:

Переливание воды №2 в разные по объему сосуды

«Разложи орешки»

Задачи развития:

Учить ребенка выполнять вращательные движения кисти ведущей руки;

Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию;

Усложнение:

«Разложи орешки в миски по сортам» (грецкие орехи – в большую миску, фундук в маленькую).

Расширять словарный запас детей: узнавать, называть существительные единственного и множественного числа(орех-орехи); употреблять в речи прилагательные «круглый», «большой».

«Поймай шарик»

Задачи развития:

Учить вылавливать плавающие предметы из воды, складывать их в миску;

Развивать глазомер, координацию движений; запоминать последовательность движений; контроль ошибок (протирать пролитые капли тряпочкой)

«Плыви кораблик»

Упражнять в умении снижать тонус пальцев и кистей рук;

Продолжать учить наблюдать и делать самостоятельные выводы, какие предметы плавают, а какие тонут.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 занятие. «Блоки с цилиндрами вкладышами».

3 занятие. «Геометрический комод».

5 занятие. «Цветные цилиндры».

7 занятие. «Грибочки на полянке».

Блок «В», «С». (в количестве 5цилиндров)

Задачи развития:

Дать понятие о различии предметов при их неизменной форме; показать детям, как полость и тело соответствуют друг другу; Учить составлять порядковые структуры (представление о порядке) в области размеров предметов; Развивать словарный запас детей: толстый-толще-самый толстый; тонкий-тоньше-самый тонкий.

Усложнение:

Блок «В», «С». (в количестве 10цилиндров)

Ящик №2 – треугольники. №3 – круги

Задачи развития:

Учить обследовать геометрические фигуры и края соответствующих свободных углублений средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением; Учить узнавать и называть геометрические фигуры; Развивать зрительную, мускульную память; Отрабатывать согласованную работу обеих рук.

Усложнение:

Учить строить сериационные ряды по убыванию, используя алгоритм (выявление в «сложном» действии более «простых») построение сериационного ряда.

Ящик С – желтые цилиндры.

Ящик В – красные цилиндры.

Задачи развития:

Закреплять знания о том, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры; Учить составлять ряды по заданным правилам («построй дорожку, начиная с самого большого цилиндрика» и др.); Закреплять знания о красном желтом цвете; Совершенствовать мелкую моторику руки.

Усложнение:

Упражнять в умении самостоятельно составлять сериационные ряды по своим правилам; Упражнять в умении соотносить и группировать предметы по цвету.

Задачи развития:

Учить визуально различать предметы по величине; Группировать предметы по величине, цвету; Закреплять названия основных цветов; Учить действовать целенаправленно, совершенствовать работу кисти руки, регулируя скорость выполнения действий; Активизировать в речи слова «большой, поменьше, самый маленький», «большой-маленький», «самый большой-самый маленький»

Усложнение: 

Упражнять в умении соотносить и группировать предметы по цвету. Упражнять в умении самостоятельно составлять сериационные ряды.

2 занятие. Упражнения практической жизни.

4 занятие. Упражнения с водой.

6 занятие. Упражнения с сыпучим материалом.

8 занятие. Общие подготовительные упражнения.

Шнуровка-«Дорожка», «Грибок», «Зайка»

Задачи развития:

Учить детей шнуровать, просовывая шнурок в отверстие и вытягивая его с другой стороны; Развивать концентрацию внимания, точность глазомера при выполнении стежков; Развивать тонкую моторику, утонченность движений пальцев руки.

Усложнение:

Учить шнуровать в строго определенной последовательности (слева направо-справа налево) «Ботинок»

«Переливание воды через воронку»

Задачи развития:

Развивать познавательную активность (из емкости с широким отверстием перелить жидкость в емкость с узким горлышком удобнее через воронку); развивать зрительную координацию, согласованную работу обеих рук; точность движений; Продолжать развивать умение осуществлять контроль ошибки – протирать стол тряпочкой.  

Усложнение:

«Переливание воды через две воронки»

«Пересыпание круп ложками»

Задачи развития:

Развивать познавательную активность (быстрее пересыпать крупу можно большой ложкой, маленькой ложкой дольше). Развивать умение пересыпать зерна ложкой; умение пересыпать зерна ложкой; умение анализировать сложные действия; выполнять контроль и координацию движений; Развивать самостоятельность; тренировать пальцы руки (подготовка руки к письму)

Усложнение:

«Пересыпание круп тремя ложками разных размеров».

«Перенос предметов»

Задачи развития:

Учить переносить предметы самостоятельно; развивать независимость от окружающих (взрослых, сверстников); Формировать навыки социального поведения; Контроль ошибок: падение предмета; наталкивание на другие предметы в помещении; шум при опускании предмета на стол или полку.

 Усложнение:

Перенос острых предметов (ножницы); Перенос больших предметов вдвоем.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 занятие: «Блоки с цилиндрами вкладышами»

3 занятие: «Геометрический комод»

5 занятие: «Конструктивные треугольники»

7 занятие: «Цветные цилиндры»

Задачи развития:

Продолжать учить визуально, различать размеры предметов, находить нужную полость (углубление) для цилиндра; Приучать пользуясь методом проб и ошибок самостоятельно добиваться результата; Продолжать учить строить сериационные ряды (от низкого к высокому – от высокого к низкому); Активизировать в речи слова: высокий-низкий, самый высокий- самый низкий, выше, чем-ниже, чем.

Усложнение: 

Работа с 10 цилиндрами, построение ряда от середины до конца ряда; смешивание двух блоков; Работа с завязанными глазами

Ящик№1 – прямоугольники

Ящик№5 - многоугольники

Задачи развития:

Продолжать учить обследовать фигуры и края соответствующих углублений рам средним и указательным пальцами плавным и неотрывным движение; Продолжать знакомство с геометрическими фигурами; Упражнять в умении самостоятельно добиваться результата.

Усложнение: 

Работа с многоугольниками; связь с реальной действительностью (нахождение в окружающей среде знакомых геометрических форм). Обведение контура фигур карандашом на бумагу.

Прямоугольные ящики №1,2

Задачи развития:

Дать понятие о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом; Учить составлять разные фигуры из частей (квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.); Продолжать развивать зрительное восприятие; глазомер; Учить совмещать два предмета; Развивать сгибательные и разгибательные движения кисти руки.

Усложнение: 

Составление геометрических узоров; Составление предметов (домик, машинка и т.д.)

Ящик «А» - голубые цилиндры

Ящик «Б» - зеленые цилиндры

Задачи развития:

Продолжать учить составлять ряды по заданным правилам и самостоятельно; упражнять в умении сравнивать, делать простейшие выводы о различии цилиндров по размеру, цвету; Закреплять название основных цветов.

Усложнение: 

Учить состовлять комбинации цилиндров из двух ящиков; комбинации цветных цилиндров с мелкими кубиками и т.д. Развивать воображение, желание фантазировать

2 занятие: Упражнения в практической жизни.

4 занятие: Общие подготовительные упражнения

6 занятие: Упражнение с водой

8 занятие: Упражнение с сыпучими материалом.

Шнуровка – «Шофер», «Улитка»

Задачи развития:

Развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность действий. Воспитывать потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка.

Усложнение:

Шнуровка «Ежик», «Белка».

Ходьба по линии (в форме эллипса)

Задачи развития:

Развивать координацию движения; Тренировать чувство равновесия; Приучить сознательно прочувствовать собственное тело, помочь испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Развивать крупную моторику.

Усложнение:

Ходьба по линии с выполнением различных заданий («пронеси цветок, стакан с водой, колокольчик и т.д.») 

«Водяная мельница»

Задачи развития:

Развивать познавательную активность (струя воды приводит лопасти в движение); Развивать глазомер, запоминание алгоритма последовательности действий; Осуществлять контроль ошибок; Совершенствовать ловкость, согласованность обеих рук.

Работа с фасолью

Задачи развития:

Упражнять в перекладывании фасоли с подноса в миску «пинцетным» способом (большим и указательным пальчиками) – подготовка руки к письму; Упражнять в пересыпании фасоли из миски в миску; Совершенствовать точность движений.

Усложнение:

Перекладывании фасоли из миски в ведерко при помощи совочка.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 занятие: «Целое и его часть»

3 занятие: «Рамки-вкладыши»

5 занятие: «Длиннее-короче»

7 занятие: «Цветные таблички»

Задачи развития:

Учить составлять целую картинку из нескольких частей;

Развивать зрительное восприятие;

Мышление, закреплять представление о целостности предметов.

Усложнение: 

«Деревянные картинки» (животные и птицы)

Учить узнавать и называть части туловища животных и птиц; голова, лапки, хвост и т.д.

«Овощи - фрукты»

Задачи развития:

Продолжать учить обследовать плоскостные фигуры, края соответствующих углублений; учить умению зрительно соотносить плоскостную фигуру с отверстием; приучать действовать целенаправленно, самостоятельно добиваться результата. Упражнять в умении группировать предметы по соответствующим признакм.

Усложнение: 

«Большой-маленький» Учить умению визуально определять размер вкладыша, сравнивая его с другими, находить соответствующее место на рамке.

«Мозаика из палочек»

Задачи развития:

Развивать умение сравнивать предметы по величине (длине), используя приемы наложения и приложения; Закреплять названия основных цветов; Активизировать в речи слова: длинная-короткая, длиннее-короче, самая длинная – самая короткая.

Усложнение: 

«Разноцветная лесенка» Продолжать формировать умение составлять возрастающий и убывающий ряд; Приучать выполнять задание в строго установленном порядке (алгоритме).

«Цветик-семицветик»

«Бабочки»

Задачи развития:

Продолжать развивать цветовое  восприятие предметов; Закреплять умение составлять пары табличек основных цветов; Развивать согласованность действий обеих рук.

Усложнение: 

Ящик №3,№4

Учить умению сравнивать, узнавать цвет, его оттенки по светлоте, выстраивать серию оттенков одного цвета по принципу убывания (возрастания) интенсивности цвета.

2 занятие: «Цветные цилиндры на деревянной подставке»

4 занятие: Общие подготовительные упражнения

6 занятие: Упражнение с водой

8 занятие: Упражнение с сыпучими материалом.

Шнуровка – «Шофер», «Улитка»

Задачи развития:

Развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность действий. Воспитывать потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка.

Усложнение:

Шнуровка «Ежик», «Белка».

Ходьба по линии (в форме эллипса)

Задачи развития:

Развивать координацию движения; Тренировать чувство равновесия; Приучить сознательно прочувствовать собственное тело, помочь испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Развивать крупную моторику.

Усложнение:

Ходьба по линии с выполнением различных заданий («пронеси цветок, стакан с водой, колокольчик и т.д.») 

«Водяная мельница»

Задачи развития:

Развивать познавательную активность (струя воды приводит лопасти в движение); Развивать глазомер, запоминание алгоритма последовательности действий; Осуществлять контроль ошибок; Совершенствовать ловкость, согласованность обеих рук.

Работа с фасолью

Задачи развития:

Упражнять в перекладывании фасоли с подноса в миску «пинцетным» способом (большим и указательным пальчиками) – подготовка руки к письму; Упражнять в пересыпании фасоли из миски в миску; Совершенствовать точность движений.

Усложнение:

Перекладывании фасоли из миски в ведерко при помощи совочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе

«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...

«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»

Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы.    ...

«Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»

В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...

Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...

Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори...

Тема: «Использование элементов методики М. Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал содержит примерное оформление и перечень документов при составлении папки по самообразованию воспитателя...