Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори
учебно-методический материал

Орлова Анастасия Игоревна

Ииндивидуальная программа занятий по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individulnaya_programma_montessori.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

«Урайский специализированный Дом ребенка»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель главного врача по УВР

________________Лишанкова Н.К.

от «__»____________20__г.

ПРИНЯТО

Педагогический совет №1

от «__»____________20__г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

по сенсорному развитию с использованием элементов методики

М.Монтессори

Составила: воспитатель

Орлова А.И.

г. Урай

Индивидуальная карта реабилитации

Дата рождения:

Группа:

Цель:

1. Стимулировать индивидуальное развитие ребенка посредством монтессори-материалов;

2. Формировать базовые понятия о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале и других свойствах;

3. Развивать у ребенка желание к самообучению, саморазвитию под девизом: «Помоги мне это сделать самому»;

4. В процессе занятий создать у ребенка чувство доверия к педагогу, ощущение психологического комфорта, используя при этом тактильно – эмоциональные способы выражения чувства привязанности (улыбаться друг другу, смотреть в глаза, держать за руку, обниматься), вызывать эмоциональную голосовую реакцию на ласковое обращение к нему взрослого;

5. Воспитывать и развивать навыки самодисциплины.

Организация занятий: Индивидуальные, подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 15-20 минут. Перед проведением презентации материала проводятся «Упражнение в тишине» или «Ходьба по линии/эллипсу»

СЕНТЯБРЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

Сенсорные модули-ящички с объемными фигурами

1.В ходе занятия привлекать ребенка к его имени, учить откликаться на свое имя;

Развивать умение обследовать предметы, ощупывая их, обследуя с помощью пальцев; совершенствовать согласованность сенсорные модули - работы обеих рук. Учить соотносить объемные фигуры с отверстием. Учить

ребенка в процессе деятельности добиваться конечного фигурами результата, радоваться, услышав поощрение от педагога «Ты

сегодня — молодец!».

2.Трехступенчатый урок — расширение и активизация словаря

(кубик, шарик, катится — не катится)

2 неделя

«Цветные таблички»

ящик №1

1.Познакомить с сенсорными эталонами красного и желтого цвета.

Учить соотносить, различать основные цвета; упражнять в умении составлять пары табличек по цвету, опираясь на образец педагога;

Контроль и коррекцию ошибок проводить при помощи зрительного сравнения. Развивать тонкую моторику,

Воспитывать желание доводить начатое дело до конца

2.Трехступечатый урок — расширение пассивного словаря и активизация.

3 неделя

Игра «Найди домик»

(лягушонку, рыбке)

1. Познакомить с сенсорными эталонами формы (круг, квадрат — 1 занятие; треуг-к — на втором).

Учить обводить вкладыши по контуру кончиками указательного и среднего пальцев;

Соотносить плоскостные фигуры с отверстием, предварительно обследовав его пальчиками.

Развивать психические процессы: внимание, память. Использовать механический способ контроля и коррекции ошибок (метод проб и ошибок).

Приучать помогать убирать свое рабочее место.

2. Трехступенчатый урок — активизация и расширение словаря

(круг, квадрат, треугольник).

4 неделя

«Разноцветные пирамидки»

1. Развивать зрительное восприятие на различение слабо-дифференцированных признаков величины;

Упражнять в умении собирать и разбирать разноцветную пирамидку из разных колец;

Дать понятие об увеличивающемся и уменьшающемся ряде

колец. Развивать глазомер; мелкую моторику рук, совершенствуя согласованность работы обеих рук.

Продолжать приучать добиваться поставленной цели самостоятельно и получать от этого удовлетворение и чувство гордости.

ОКТЯБРЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

«Цветные таблички»

ящик №2

Игра «Бабочки»

1.Продолжать знакомство с сенсорными эталонами зеленого и желтого, красного и синего цвета; развивать цветовое, зрительное восприятие.

Продолжать учить составлять пары табличек, опираясь на образец педагога; игра на расстоянии «Принеси мне такую же...»

Учить соотносить основные цвета в игре: «Бабочки».

Развивать умение запоминать.

Приучать самостоятельно добиваться результата.

Контроль ошибок проводить при помощи зрительного сравнения.

2. Трехступенчатый урок — активизация и расширение словаря

(красный, желтый, зеленый, синий, бабочка).

2 неделя

«Ящички-вкладыши»

«Матрешка» (двухместная)

1. Учить обследовать предмет указательным и средним пальцами, выделяя его величину «большой», «маленький»;

Упражнять в умении вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

Развивать мелкую моторику, согласованность действия обеих рук.

Воспитывать желание оказывать помощь при подготовки к занятию, выполняя поручение педагога.

Контроль и коррекцию ошибок проводить методом проб.

2.Трехступенчатый урок - активизация и расширение словаря.

3 неделя

«Разложи пуговицы»

С целью сохранения внимания ребенка избегать чрезмерной вербальной инструкции при демонстрации образца работы.

Продолжать совершенствовать соотносящие движения; умение брать предметы «пинцетным захватыванием» (двумя пальцами - большим и указательным); различать и обозначать словом

величину предметов (большая – маленькая, пуговица);

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать желание убрать свое рабочее место, развивать чувство ответственности за свое поведение.

4 неделя

«Розовая башня»

1. Формировать понятия «большой» - «маленький» кубик; приучать брать кубики обеими руками, обхватывая и сжимая их, сравнивать размер, показывая отношения между величиной и весом;

Строить башню из трех кубиков в порядке их уменьшения.

Тренировать мускульную память; развивать тактильную чувствительность, моторику и координацию движений руку

2.Трехступенчатый урок - активизация и расширение словаря (кубик, большой, маленький, башня).

НОЯБРЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

«Скат для шариков»

настенный модуль

«Скользящие

машинки»

вертикально-настольный модуль

1. Установить с ребенком эмоциональный контакт;  в процессе занятия поддерживать у него чувство доверия к педагогу; ощущение психологического комфорта.

Развивать зрительное внимание при наблюдении за движущимися предметами; зрительно-моторную координацию (при попытке схватить движущийся предмет).

2. Использовать принцип «свободы выбора» при

самостоятельной деятельности, ориентируясь на зону ближайшего развития.

2 неделя

«Блоки с цилиндрами- вкладышами»

(малые по 5

цилиндров)

1. При встрече учить ребенка знакам вежливого поведения «привет», «пока» - прощаясь.

Дать понятие о различии предметов при их неизменной форме; показать, как полость и тело соответствуют друг другу. Продолжать учить обследовать предмет, развивая ручную умелость; развивать тонкую моторику — подготовка руки к рисованию, письму (захват кнопки цилиндра щепотью тремя пальцами).

Упражнять в построении сериационого ряда от самого толстого к самому тонкому цилиндру, используя метод визуального сравнения.

Контроль и коррекция ошибок — метод проб и ошибок.

2. Трехступенчатый урок — расширение и активизация словаря (самый толстый - самый тонкий, толстый - тонкий).

3 неделя

Пересыпание фасоли

кулачком, щепотью,

двумя

пальчиками (пинцетный

способ), ложкой

1. Развивать мелкую моторику руки: выполнять сгибательные и разгибательные движения кисти руки, выполнять различные

типы захвата (кулачком, щепотью, двумя пальчиками). Развивать тактильную чувствительность.

2. Учить пересыпать зерна ложкой; запоминать последовательность выполнения действий, анализировать движения руки, осуществляя контроль и координацию.

Развивать стремление к самостоятельности.

4 неделя

«Грибочки на полянке»

1. Продолжать учить ребенка откликаться на свое имя, эмоционально реагировать на уменьшительно ласкательные его формы, узнавать имя педагога.

Учить сравнивать, группировать предметы по величине, цвету.

Развивать зрительно - моторную координацию движений руки, развивать глазомер.

2. Трехступенчатый урок «большой», «маленький», «гриб», «грибочек».

ДЕКАБРЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

«Клавишная доска»

(тактильные

дощечки)

1. Развивать осязание; определять различные качества поверхностей предметов. Развивать мелкую моторику руки, ощущать пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностью.

Упражнять в умении проводить по гладким и шершавым поверхностям всей ладошкой, ребром ладони, щечкой. Учить определять гладкие и шершавые поверхности у предметов окружающей среды. Развивать тактильную чувствительность.

2. Трехступенчатый урок  «шершавый - гладкий».

2 неделя

Рамка — вкладыш

«Геометрический

паровозик»

1.Приучать ребенка организовывать свое рабочее место, привлекая к оказанию посильной помощи в подготовке к занятию. Продолжать учить соотносить геометрические фигуры с прорезью; обследовать фигуру и прорезь при помощи пальчиков; группировать детали по величине, цвету.

Развивать соотносящие действия руки, развивать глазомер.

Воспитывать желание самостоятельно добиваться результата.

Приучать убирать рабочее место без напоминаний.

2.Трехступенчатый урок  - расширение и активизация словаря (названия форм, цвета; «паровоз», «колеса»).

3 неделя

«Разноцветные

чашки»

вкладыши

Развивать тонкую моторику руки; согласованность движения обеих рук,

Продолжать упражнять в умении вкладывать меньшие предметы в большие и доставать их. Составлять сериационные ряды в порядке их возрастания и убывания  (горизонтально и

вертикально «башня»).

4 неделя

«Шумящие

коробочки»

Прослушивание:

«Звуки летнего леса»

1. Учить воспринимать и дифференцировать шумовые различия (громко - тихо). Развивать слуховое восприятие, слуховую память; подготовка к восприятию музыки.

Приучать обращать внимание на различные шумы в окружающем мире (пение птиц, жужжание насекомых, бульканье и журчание ручейка и т.д.)

Учить правилам поведения во время занятия( не

отвлекаться, говорить спокойным голосом, внимательно слушать указания педагога).

2. Трехступенчатый урок (громко —тихо).

ЯНВАРЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

Игра «Мозаика из

палочек»

1. Упражнение ходьбы по кругу — развитие моторики тела  «грубой моторики», сохранение чувства равновесия; концентрация внимания и сосредоточенности перед предстоящим занятием.

Продолжать развивать зрительное восприятие на

различение слабо дифференцированных признаков величины (длины).

Развивать умение сравнивать предметы по величине (длине), используя приемы приложения и наложения.

Формировать умение составлять сериационый ряд в порядке возрастания и убывания (не более 4-х палочек).

2. Трехступенчатый урок  активизация словарного запаса(длинная - короткая; длиннее -короче; самая длинная- самая короткая)

2 неделя

Игра «Геометрик»

1.Упражнение «в тишине» - слушание морского прибоя: развитие слухового восприятия; концентрация внимания и сосредоточенности перед занятием, с целью развития зрительно — пространственной ориентации самостоятельно подготовить дидактический материал.

Закреплять название основных эталонных цветов

(красный, желтый, зеленый, синий); геометрических форм (круг, квадрат, треугольник).

Развивать конструктивные навыки , создавая несложные конструкции (дом, забор, ворота и т.д.); воображение, память

2. Трехступенчатый урок.

3 неделя

Рамки-вкладыши

«Синие слоники»,

«Котята»

1. Во время самостоятельной работы ребенка с

дидактическим материалом предоставлять ему помощь в минимальном объеме (настолько мало, насколько это возможно).

Предоставить ему право самостоятельно добиваться результата, пользуясь методом проб и ошибок коррекции и контроля.

Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Продолжать приучать к порядку, аккуратно убирать материал на место.

2. Трехступенчатый урок (большой, маленький, слон/слоник)

4 неделя

«Тяжелые таблички »

1. С целью сохранения внимания ребенка избегать чрезмерной вербальной инструкции при демонстрации материала.

Дать понятие о разной тяжести предметов; развивать тактильную чувствительность, весовые ощущения, подчеркивающие различие предметов по тяжести.

2.Трехступенчатый урок – расширение пассивного словаря (тяжелый/легкий).

ФЕВРАЛЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

«Геометрический комод» 

щик№6 – круги

1. Формировать потребность ребенка в общении со взрослым; вызывать интерес к совместным предметно-игровым действиям; устанавливать эмоциональный контакт с педагогом.

Развивать зрительно — моторную координацию, согласованность движений обеих рук, тактильную чувствительность.

Продолжать учить обследовать фигуры и

края соответствующих свободных углублений рам средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением; закрепить умение узнавать называть круг.

2. Трехступенчатый урок.

2 неделя

«Деревянные картинки»

(собака, кошка, цыпленок и др.)

1. Продолжать привлекать внимание ребенка к его имени (учить отзываться на свое имя, вызывать положительные эмоции на ласковое обращение к ребенку).

Учить узнавать животное, показывать части туловища животных и птиц: голова, хвост, папки и т.д.

2. Развивать целостное восприятие картинки; развивать наглядное мышление, зрительную память. Учить составлять целое из частей.

3.Трехступенчатый урок— расширение пассивного словаря и активизация словарного запаса (голова, туловище, хвост, лапы и т.д.)

3 неделя

Нанизывание крупных деревянных

предметов на шнурок

1. Приучать ребенка выполнять действия в строго определенном порядке (алгоритме) без лишних движений и суеты.

Продолжать развивать ручную умелость, глазомер; умение брать предметы щепотью;

развивать сгибательные и разгибательные движения кисти руки, регулируя скорость выполнения деиствии.

2.Трехступенчатый урок — расширение пассивного словаря (понимать глаголы настоящего времени «нанизываю»/ «протягиваю»; активизация словарного запаса

«бусы», «фигурки», «шарик», «пуговка» и др.),

4 неделя

«Блоки с цилиндрами вкладышами» (малые, по 5 цилиндров)

1. Упражнение «в тишине» — слушание: «Спи, моя радость, усни...». Развитие слухового восприятия; концентрация внимания и сосредоточенности.

Продолжать учить находить нужную полость (углубление) пользуясь методом проб и ошибок, самостоятельно добиваться результата.

2. Трехступенчатый урок — активизация словарного запаса (высокий — низкий, толстый — тонкий).

МАРТ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

«Конструктивные

треугольники»

прямоугольный

ящик №1

1. Упражнение «Ходьба по кругу» › развитие «грубой моторики»; сохранение чувства равновесия; развитие зрительно - пространственной ориентации.

Расширять знания о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом. Развивать зрительное различение геометрических фигур.

Учить составлять из одних геометрических фигур другие фигуры, знакомые предметы (например, домик). Продолжать учить брать предметы, подбирая для этого нужный тип захвата (кулаком, щепотью, «пинцетным»

способом.

2. Трехступенчатый урок — активизация словарного запаса(треугольник, квадрат, прямоугольник и др.).

2 неделя

«Цветные цилиндры

на деревянной

подставке»

1. Продолжать приучать ребенка выполнять действия в строго определенном порядке(алгоритме) без лишних движений и суеты. Продолжать учить сравнивать, группировать предметы по определенным признакам (цвету, высоте).

Развивать умение самостоятельно выполнять работу по заданному правилу: подбирать цилиндры только по цвету. Развивать умение действовать целенаправленно.

2.Трехступенчатый урок — активизация словарного запаса(высокий -низкий, самый высокий-самый низкий, цвет – красный, желтый, зеленый, синий).

3 неделя

«Эмоциональные

медвежата»

1. Продолжать развивать целостное восприятие предмета, картинки. Дать понятие, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых имеет свою функцию.

Учить определять эмоциональное состояние героя, изображенного на картинке: «Покажи, где мишутка улыбается (испугался, обиделся, рассердился).

2.Трехступенчатый урок — расширение пассивного словаря словами глаголами.

4 неделя

«Тактильные

дощечки»

1 ящик - 5пар

шершавых

1. Продолжать формировать тактильно — эмоциональные способы выражения чувства привязанности педагога и ребенка.

Развитие и утончение осязания, расслабление и тренировка запястья (дозированный нажим на кончики пальцев при ощупывании шершавых дощечек).

Построение сериационного ряда (шершавая, самая шершавая, использовать 2 таблички).

2.Трехступенчатый урок.

АПРЕЛЬ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

Предметные

картинки-половинки

«Веселые зверята»

1. Продолжать формировать потребность ребенка в общении со взрослым; вызывать интерес к совместным предметно-игровым действиям.

Учить составлять целую картинку из 2-х частей;

Закреплять представление о целостности предметов. Развивать зрительное восприятие, мышление, память.

Учить ребенка подготавливать материал к предстоящей работе, убирать рабочее место, приучать к порядку.

2 неделя

«Перекладывание

шариков»

1. Упражнение «ходьба по линии»: координация движений. Продолжать совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти руки; чувство равновесия; испытание состояния внутреннего покоя через концентрацию.

Зачерпывать шар ложкой и перекладывать его

емкость. Развивать зрительно-моторную координацию движений; совершенствовать ловкость рук.

2. Трехступенчатый урок — расширение пассивного словаря «зачерпывать», «перекладывать».

3 неделя

«Коричневая

лестница»

1. Упражнять в умении визуально различать размеры предметов, находить одинаковые и противоположные по признакам пары, используя зрительное сравнение. Развивать глазомер.

Учить строить «стенку», кладя призмы друг на друга, на боковую грань по образцу педагога.

2. Трехступенчатый урок — расширять пассивный словарь и активизировать словарный запас (толстый/тонкий, самый толстый/самый тонкий, толще/тоньше).

4 неделя

«Волшебный

мешочек»

(предметы для

сортировки)

1. Развитие стереогностического восприятия в связи с визуальными представлениями. Развивать тактильную чувствительность.

2. Трехступенчатый урок — активизация слов предметов находящихся в мешочке.

МАЙ

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

1 неделя

Игра: «Ладушки»

Игра: «Почтовый

ящик»

Пальчиковая игра:

«Раз, два, три, четыре‚ пять.

Будем пальчики

считать. Крепкие,

дружные, все такие

нужные. 1,2‚3,4,5

пальчики быстрые,

хоть не очень чистые»

1. Учить слушать и понимать речевую инструкцию; формировать эмоциональный контакт с педагогом. Учить сгибать пальчики поочередно, ритмично выполнять сжимание и разжимание кулачков; развивать силу сжатия.

Учить обследовать объемные геометрические формы разными способами (ощупывание, обведение пальчиками); соотносить фигуру с отверстием; развивать зрительное восприятие формы.

2. Трехступенчатый урок (кубик, шарик, «крыша» призма).

2 неделя

Игры с сыпучим

материалом

1. Перекладывание фасоли разными способами (как удобно ребенку) из емкости на поднос.

Ходьба по линии (кругу)

«Маленькие ножки шагают по дорожке...топ-топ-топ…»

Развивать концентрацию внимания.

Развивать мелкую моторику пальцев, запястья;

Учить пересыпать зерна разными способами;

Приучать анализировать свои движения, запоминать последовательность действий.

3 неделя

Игра: «Опусти шарик в

коробку» Пальчиковая игра:

«Лапки-царапки»

«Кошечка-Мурка

Серенькая шкурка

Мягкие лапки,

В лапках царапки»

1. Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук; подражательные движения; сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Учить обследовать предмет, прорезь при помощи

пальчиков.

Упражнять в практическом выделении величины, соотносить величину предмета с прорезью.

2. Трехступенчатый урок — активизация словаря (большой/ маленький)

Дата

Тема занятия

Коррекционно-педагогические задачи развития

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

Прогулки: наблюдение за явлениями

природы, за растительным и

животным миром,

за окружающей

действительностью.

Игры с песком.

Игры с водой.

Игры с природным

материалом.

Продолжать развивать предметное восприятие

объектов окружающего мира, узнавать о его свойствах и отношениях (форме, размере, цвете,

материале, звучании, о пространстве, количестве, причинах и следствиях и т.д.) посредством наблюдений за окружающей действительностью.

Игры с песком, водой, природным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»

Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы.    ...

Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори

Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...

Перспективное планирование презентаций Материала по сенсорному развитию с использованием Элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет

Перспективное планирование презентаций материала по сенсорному развитию с использованием элементов методики М. Монтессори с детьми 2-4 лет...

Тема: «Использование элементов методики М. Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал содержит примерное оформление и перечень документов при составлении папки по самообразованию воспитателя...

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....