Театр кукол в дошкольном образовании
статья на тему
Влияние театра кукол на развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр кукол в дошкольном образовании.
Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка. Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.
Тематика и тема театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена во всякой сказке, литературном произведении и обязана установить пространство в импровизированных постановках. Это согласие, нюх, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок отождествляет себя с полюбившимся образом.
Воспитательные способности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить всевозможные интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их вычислять, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, личных выражений постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая цивилизация речи. Участие, особое вступление в диалог с другим персонажем, ставит перед ребенком необходимость ясно изъясняться. Соответственно, театрализованная деятельность может улаживать почти все педагогические задачи, относящиеся развития выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания
Кукольный спектакль в настоящее время приобретает большую актуальность в жизнедеятельности дошкольника в детском саду. Он доставляет много радости, удовольствия, эмоциональности ребенку. Представление театра кукол особое внимание оказывают на детей дошкольного возраста, когда у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему. Просмотр кукольного спектакля — сложный психологический процесс, где формируются умственные способности детей: развивается память, речь, чувства; усиливаются навыки элементарных обобщений.
Спектакли с участием кукол дарят малышам хорошее настроение и много впечатлений, развивают их способности, воспитывают их эмоциональность. Дети испытывают восторг, когда видят кукольные спектакли. На их глазах происходит волшебство - куклы оживают, двигаются, танцуют, разговаривают, плачут и смеются, превращаются во что-то или в кого-то. Персонажи являют собой примеры доброты, любви к близким и к Родине, настоящей дружбы, трудолюбия, стремления к исполнению мечты. Сценарий представления в исполнении кукол близок ребёнку.
Кукольный театр - воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, и декоративное оформление, и музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе с детьми по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.
В группах детского сада должны быть организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В них должны иметься:
— различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
— реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра.
— атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театр кукол"
Консультация для воспитателей "Театр кукол"....
Доклад на тему: "Значение театра кукол в воспитании дошкольников"
Доклад на тему: "Значение театра кукол в воспитании дошкольников"...
Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"
Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-379205-1479374578.jpg)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайкого района Детский сад «Ромашка» Воспитатель Бычкова Лариса Васильевна Рабочая программа Театральной студии «Театр кукол»
Рабочая программаТеатральной студии «Театр кукол»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1114567-1550687374.jpg)
Дополнительная образовательная программа настольного театра кукол «Театр в чемоданчике»
Занятия детей в театральном объединение развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, комму...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-1447000-1673184365.jpg)
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста"Театр кукол Сказка"
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Театр кукол Сказка" длядетей от 3 до 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-946024-1505577228.jpg)
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В ТЕАТРЕ КУКОЛ»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста...