Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ферулёва Юлия Викторовна

Не секрет, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта.  Игра где отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. В ней ребёнок примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_syuzhetno-rolevoy_igry_v_strashey_gruppe.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Цель: формирование игровых умений, развитых культурных форм игры; развитие у детей интереса к различным видам игр.

Задачи работы:

  1. Раскрыть смысл деятельности людей различных профессий, воспитание интереса и уважения к их труду.
  2. Развитие у детей способности принимать на себя их роли; совершенствование умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, подбирать предметы и игрушки в соответствии с ролью.
  3. Формирование умения  творчески развивать сюжет игры.
  4. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
  5. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
  6. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

Месяц

Игровой сюжет

Предметно-игровая среда

Игровые роли и действия

Приемы руководства воспитателя

Подготовительная работа

Работа с родителями

1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

«Детский сад». Сюжеты: «Прием детей в группу», «Зарядка в детском саду», «Работа няни», «Работа повара в детском саду»; «Работа в прачечной детского сада»; «Музыкальный руководитель проводит занятие»; «Ребенок в саду заболел», «Праздник в детском саду», «День в детском саду».

Куклы с набором одежды, игрушечная посуда, продукты, набор «Доктор», телефон, предметы –заместители, утюги, музыкальные инструменты.

Врач и медицинская сестра осматривают детей, меряют температуру, делают прививки, воспитатель проводит занятия, делает зарядку вместе с детьми, кормит детей, укладывает детей спать, в случае болезни ребенка звонит родителям,  заведующая принимает детей в детский сад, показывает новеньким группу, прачка стирает, сушит, гладит и выдает белье, музыкальный работник проводит музыкальное занятие, показывает детям как петь и танцевать, няня приносит еду, накрывает на столы, убирает группу, повар готовит еду.

Прямые приемы руководства: ролевое – с самого начала воспитатель может взять на себя (с согласия детей) какую – либо роль; участвовать в сговоре детей, давать советы по ходу игры.

Экскурсии: по детскому саду, на кухню, в прачечную; наблюдения за работой повара, няни, музыкального руководителя, в кабинет заведующей,  за старшими детьми. Рассматривание картин из серии «Мы играем» (серия для детских садов). Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: «Игрушки» А. Барто, «Ясочкин садик» Н. Забилы. Беседа «Кто заботится в детском саду о нас?»

Дать рекомендации родителям: постирать белье вместе с ребенком: разложить белье по цветам и загрузить его в машинку, развесить и погладить чистое белье вместе с детьми.

Октябрь

«Семья». Сюжеты: «День рождение куклы», «К нам пришли гости», «Выходной день в семье», «Большая уборка в доме», «Праздник в семье: мамин день рождения, Новый год и т.п.».

Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы – заместители.

Дедушка и бабушка приходят навестить внуков приносят подарки, брат и сестра помогают маме с уборкой и готовкой, исполняют стихи и песни на семейном празднике, мама готовится к приему гостей, готовит, убирает, наряжается, помогает одеваться детям, папа приносит продукты, помогает маме, ремонтирует сломавшиеся предметы.

Косвенное руководство игрой: обновление игровых материалов, обогащение знаний детей об окружающей общественной жизни (разговоры на тему семьи, семейных отношений).

Игры – занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздники в семье». Беседы о взаимоотношениях в семье. Беседы об этикете. Беседы на тему «Домашние обязанности». Рассматривание картин на тему: «Семья».

Рекомендовать родителям приобщить детей к домашнему посильному труду. Поговорить о профессиях родителей, рассказать какие обязанности они выполняют на работе. Попросить внести посильный вклад в уголок «Семья» (игрушечную бытовую технику, инструменты,  наряды).

Ноябрь

«Магазин».

«Магазин продукты», «Магазин одежды», «Булочная».

Плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, игрушечные весы, предметы – заместители, муляжи фруктов, овощей, хлебобулочных изделий и др. продуктов, одежда для продавцов, сумки, кошелки, корзинки для продуктов, кошельки, сумки, игрушечные деньги. Вешалки, разнообразная одежда (кукольная – для детского магазина, одежда для ряженья – для взрослого магазина одежды).

Продавец раскладывает продукты на прилавок (вешает одежду на вешалки, раскладывает одежду на полки), помогает выбрать товар покупателям, обновляет товар. Кассир пробивает чеки, берет деньги у покупателей. Покупатель выбирает товар, оплачивает его. Общается с охранником и кассиром. Водитель доставляет продукты (одежду) с базы (склада) в магазин. Грузчик разгружает продукты (одежду) с машины, водитель ему помогает. Охранник закрывает магазин на обед, продавцы пьют чай.

Прямые приемы руководства: распределение ролей, советы и разъяснения  по ходу игры.

Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Разговоры о профессии продавца, кассира. Рассматривание последовательных картинок по ознакомлению с трудом продавца и кассира. Сооружение прилавков. Изготовление атрибутов для игры (деньги, крупы из пластилина, ценники и т.п.).

Рекомендации для родителей: сходить с детьми в магазин и обратить внимание как общаются продавцы и покупатели. Позволить ребенку самостоятельно оплатить покупку, при этом используя выражения «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо». Попросить родителей внести посильный вклад в организацию развивающей среды: сшить одежду для кукол, костюмы для ряженья детей (для «продажи» в магазине одежды, принести игрушечные кассы и весы, сумки, кошелки, муляжи различных продуктов (из разных материалов).

Декабрь

«Парикмахерская».

Набор специальных игрушек «Детский парикмахер». Вывеска. Флакончики от шампуня, крема, духов. Зеркало, кисточка, расческа, накидки, фартуки парикмахеров, заколки,  зажимы, ленты. Самоделки и предметы – заместители.

Парикмахер (мастер) советует прическу клиентам, моет волосы клиентам, подстригает, сушит, во время работы общается с клиентами. Клиенты выбирают прическу, оплачивают услугу, общаются с парикмахером и администратором. Администратор (кассир) рассказывают про стоимость стрижек и укладок принимает деньги. Уборщица наводит порядок в парикмахерской.

Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, советы по ходу игры).

Чтение произведений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Рекомендовать родителям сходить с детьми в парикмахерскую, подстричь ребенка и обратить внимание ребенка на инструменты парикмахера, его действия. Попросить родителей внести посильный вклад в организацию развивающей среды: журналы с прическами, игрушечную машинку для стрижки, пульверизатор, ленты и т. п.

Январь

«Моряки». Сюжеты: «Учимся строить корабль»; «Моряки плывут на пароходе по реке», «Матросы обедают»; «Пассажиры плывут по морю на корабле».

Фуражка и форма для капитана, для моряков, бинокль, крупный строительный конструктор, медицинский халат, медицинский набор, спасательные круги (обручи), якорь, маски для подводного плаванья, баллоны с воздухом (бутылки из под минеральной воды), штурвал, фартук и колпак для повара, муляжи продуктов, предметы – заместители.

Капитан – отдает приказы убрать трап, поднять якорь, подготовится к плаванью, смотрит в бинокль. Матросы проверяют оборудование, моют палубу. Пассажиры покупают билеты на корабль, пакуют багаж для путешествия. Пассажиры прибывают на пристань, поднимаются в свои каюты. Рулевой управляет кораблем. Водолаз спасает упавшего человека за борт. Врач оказывает медицинскую помощь. Кок готовит пищу.

Прямые методы руководства: ролевое участие в игре, помощь, предложение новой темы игры, советы по ходу игры.

Рассматривание иллюстраций и чтение книг на морскую тематику. Беседы о профессиях людей, которые несут службу на Морском флоте. Д.И. «Катание кукол на пароходе». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов: якоря, флажков, спасательных кругов, рупора, биноклей.

Рекомендовать родителям посетить экскурсию на речную набережную, музея военно- морской техники. Плаванье на теплоходе. Чтение художественной литературы о кораблях, моряках. Попросить родителей внести посильный вклад в организацию развивающей среды: изготовление штурвала на подставке, ласт, принести настоящие бинокли, спасательные круги, жилеты и т.п.

Февраль

«Поликлиника», «Запись к врачу специалисту», «Процедурный кабинет», «Вызов врача на дом», «Прием у специалистов»

Игровой набор «Доктор»: (термометры, шприц, стетоскоп, молоточек, зеркало ЛОР, бинт, микстура и т.д.). Медицинские карточки, штампы, компьютер, карточки-указатели с названием врачей, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Врачи различных специализаций, медсестра, работник регистратуры, пациенты. Работник регистратуры - заполняет карту больного, даёт талончик. Врач - ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. Медсестра - выполняет указания врача, помогает вести приём больных. Пациенты - приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Прямые приемы руководства: роль врача берет на себя воспитатель; показывает не только игровые приемы, но и игровые возможности роли, помогает наладить контакт во время игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с пациентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу. Косвенные приемы руководства: воспитатель поручает роль врача и сестры детям группы, а на себя берет роль пациента. Старается помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогая ему то прямыми, то косвенными вопросами, советами. Следит, чтобы дети менялись ролями.

Экскурсия в поликлинику, посещение медицинского кабинета в детском саду.  Беседа с медицинским персоналом. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Туричина, сказки «Доктор
Айболит» К.И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Предложить родителям изготовить атрибуты для игры: медицинские карты, направления, рецепты, снимки рентгена и т.д. При посещении поликлиники рекомендовать родителям  обратить внимание ребенка на работу сотрудников и на некоторые аспекты в их работе.

Март

«Почта», «Поздравление друга с праздником», «Покупка журнала», «Доставка писем».

Табличка «Почта», прилавки, почтовый ящик, открытки, конверты, газеты, журналы, белая и цветная бумага, карандаши, кошельки, детские журналы и газеты,  предметы-заместители.

Почтальон -  берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик. Клиент - отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. Оператор - принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы. Шофер - подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. Зав. почтой - Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу. Сортировщица – сортирует и разбирает почту.

Прямое руководство игрой: воспитатель берет на себя роль зав. почтой – помогает устроить помещение почты, советует аккуратно разложить для продажи отдельными стопками, бумагу, конверты, журналы. Проверяет доставку почты. Косвенное руководство игрой: обновление игровых материалов, следит за распределением ролей, предлагает на выбор детям, различные сюжеты, напоминает, что нужно быть вежливым во время игр.  

Экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдая за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева  «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят так», С.Я. Маршак «Почта». Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др.

Предложить родителям в домашних условиях создать книжку-самоделку «Почта до и ныне», дать возможность, детям отправить электронное письмо, сходить на почту и понаблюдать за работой сотрудников почтового отделения.

Апрель

«Ателье», «Прием заказа», «Примерка», «Показ модной коллекции»

Цветная бумага, картон, ножницы игрушечные, сантиметровая лента, линейка, сумки, кошельки, блокнот, зеркало, предметы-заместители.

Приемщица – принимает заказ, записывает на квитанции, чья ткань и что из нее хотят сшить; закройщица – измеряет ткань, снимает мерку; портниха – сметывает одежду, чтобы закройщик мог примерить клиенту, после прострачивает на машинке; заказчик – заказывает одежду; модельер – придумывает дизайн одежды, заведующая ателье – контролирует работу сотрудников.

Прямые приемы руководства: распределение ролей, советы и разъяснения  по ходу игры.

Косвенные приемы руководства: совместно с детьми подобрать атрибуты, предметы, игрушки для реализации игровых замыслов.

Экскурсия в ателье и магазин готовой одежды. Беседа с работниками ателье. Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды. Рассматривание последовательных действий работы ателье.

Посоветовать  родителям: сходить с детьми в ателье и обратить внимание как общаются работники ателье и заказчики. Предложить родителям внести посильный вклад в организацию развивающей среды: сшить одежду для кукол, костюмы для ряженья детей (для модного показа), изготовить выкройки, журнал мод, эскизы моделей, образцы строчек и фурнитуры. Изготовить манекены.

Май

Сюжеты: «Школа». «Первое сентября – День знаний», «Дорога в школу», «Путешествие по городу с классом», «Урок физкультуры», «Праздник в школе».

Куклы, мебель, магнитная доска, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши, книги), предметы-заместители.

Директор -  даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам. Учитель - Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки. Охранник - Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь. Ученики - Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.

Прямые приемы руководства: исполнение воспитателем роли  «учителя», беседы с детьми о правилах и сюжетах  игры. Косвенные приемы руководства: воспитатель равноправный партнер, введение коррекции игровых отношений.

Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Рекомендовать родителям сходить с детьми в школу, обратить внимание ребенка на поведение и общение детей в школе. Предложить родителям изготовить мебель, тетради и книги  для кукол, сшить школьную форму для кукол и детей, изготовить портфели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...