Артикуляционная гимнастика
методическая разработка на тему

Ибрагимова Гузель Раисовна

Данный материал содержит описание упражнений на развитие подвижности губ и языка. Представлены упражнения для постановки свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорных звуков (Р, Рь, Л, Ль). Следует помнить, что правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возраст ребенка 1-2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-5,5 лет Звуки А О Э П М Б И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р МБДОУ № 65 «Фестивальный» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Практические рекомендации для родителей Составитель: учитель-логопед Ибрагимова Г.Р. г. Сургут, 2018 Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. Правила выполнения артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись. Выполнять упражнения ежедневно. Ребенок должен сидеть, хорошо видеть лицо взрослого и свое лицо (в зеркале). Выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не предлагать более 2-3-х упражнений за один раз. Из 2-3 упражнений новым может быть одно, остальные даются для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз. Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко. Развитие речи ребенка в норме Подготовительный период (от 0 до 1 года) 2-3 мес. – гуление; 4-6 мес. – лепет; 9-12 мес. – первые слова Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет) 1,5-2 года – фраза к 3 годам – связная речь (несколько фраз) Дошкольный период (от 3 до 6/7 лет) к 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком. Норма усвоения звуков (по годам)

Слайд 2

«Месим тесто» Улыбнуться. Немного приоткрыть рот. Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…». Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5 Упражнения для развития подвижности губ, языка «Блинчик» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет от 5 до 10. «Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе. «Загони мяч в ворота» Вытянуть губы вперед трубочкой. Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. Шипящие звуки (Ж, Жь, Ш, Шь, Ч, Чь , Щ, Щь) «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот. На кончик носа положить ватку. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот. Улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна). «Грибочек» Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот. Поцокать языком, будто едешь на лошадке. Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку). «Индюк» Приоткрыть рот. Положить язык на верхнюю губу. Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл». Я - индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. «Качели» Улыбнуться. Приоткрыть рот, показать зубы. Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет). Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение. «Лошадка» Присосать язык к небу, щелкнуть язы- ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Сонорные звуки (Р, Рь, Л, Ль) «Дятел» Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. «Чистим зубки» Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы. «Маляр» Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад. «Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Свистящие звуки (С, Сь, З, Зь, Ц, Ць) «Улыбка» («Заборчик») Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10. «Трубочка», Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз. «Окно» Из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...