Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей в первой младшей группе
статья (младшая группа) на тему

Бухтиярова Оксана Михайловна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_buhtiyarovoy_o.m.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей

в первой младшей группе

Автор: Бухтиярова Оксана Михайловна

Воспитатель  МА ДОУ детский сад № 53 г.Новосибирск

Раннее детство (период до 3 лет) – это особый период, когда эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой приходится сталкиваться малышу. Эмоции маленького ребенка возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета в игре позволяет совершенствовать восприятие характерных признаков предметов.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера -обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета или геометрические фигуры, уточнить представления о столовой посуде, формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»).

Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития дошкольника, необходимо для успешного воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При не достаточном формировании, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму и выполнении поделок.

Важным условием сенсорного развития является знание педагогом игр и систематическое обучение детей этим играм.

Предлагаемые игры в данной работе, красочны, многофункциональны и эстетичны. Они могут использоваться в дошкольных учреждениях, а также родителями, дедушками и бабушками, которые очень любят играть со своими малышами.

Ранний возраст является чрезвычайно интересным и ответственным этапом жизни ребенка. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи, с чем является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности. Значимость сенсорного развития детей отмечается в ряде современных нормативно-правовых документов, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе действий с дидактическими игрушками.

Работая в первой младшей группе, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию.  В нашей группе создана развивающая предметная среда. Имеется дидактический стол для игр с водой и песком. Детям нравится играть с водой, переливать из зеленого ведерка в синее, а из песка формочками делать различные фигуры. Обустроен уголок моды, где висят вещи, сшитые своими руками. При переодевании закрепляем представление о цвете, форме и т.д.

Также в нашей группе есть уголок по сенсорике. Есть такие игры, как пирамидки, пазлы, лабиринты и т.д. Мы изготавливаем множество дидактических материалов для различных тем и игр по сенсорному развитию своими руками.

Сенсорное воспитание было и остаётся важным и необходимым для полноценного развития детей. Основной линией сенсорного развития в научных исследованиях является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью, важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Умственное, физическое, эстетическое воспитание в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно слышит, видит, осязает окружающее.

Дидактические игры способствуют накоплению ярких представлений о предметах, явлениях окружающей среды, активизируют познавательную деятельность дошкольников. Играя в дидактические игры, дети упражняются в определении и различении цвета, формы, пространства, величины, учатся группировать и сравнивать.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать заключение, что эффективность дидактических игр в развитии и восприятии величины, цвета, формы очень велика, являются ценным средством сенсорного развития детей.

Шатский С.Т. Педагогические сочинения: «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой  эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, это специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры/ авт.-сос.Е.А.Долженко (и др.); под общ.ред. Е.А.Долженко. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2016.
  2. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет ы адаптационный период по программе «От рождения до школы». Волгоград: Изд-во Учитель, 2015.
  3. Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
  4. Кострыкина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г. Малыши, физкуль-привет! Система работы по развитию движений детей раннего возраста. –М.: Изд-во «Скрипторий», 2015.
  5. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их  родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / под ред. О.И. Ключко. – Текстовое электрон. издан. – СПб.: НИЦ АРТ, 2016. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp  (дата обращения 25.02.2018).
  2. Обобщенный педагогический опыт воспитателя Чуриковой Н.И. по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста». URL: https://infourok.ru/statya-sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta-1188276.html  (дата обращения 22.02.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы

                   Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

План по самообразованию" Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

Перспективный план по самообразованиювоспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3»Джалимовой Замиры Камильевныпо теме: ««Дидактическая игра как средство сенсор...