Экспериментирование в жизни деятельности дошкольника.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Каверина Ксения Александровна

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достойнство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогощение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстрополяции.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Экспериментирование является хорошим средством интелектуального развития дошкольника, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование  является  основным  видом  ориентировочно-  исследовательской (поисковой)  деятельности.  И  неслучайно.  Считается,  что  экспериментирование претендует  на  роль  ведущей  деятельности  в  период  дошкольного  детства,  основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях  лежит  в  основе  возникновения  и  развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает  ребенок,  тем  быстрее  и  полноценнее  он  развивается.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем  сознании  картину  мира,  основанную  на  собственных  наблюдениях,  ответах, установлении взаимозависимостей,  закономерностей  и т.д.  

Детское экспериментирование способствует расширению  кругозора,  обогащению  опыта  самостоятельной  деятельности, саморазвитию ребенка.

Это  новый,  нетрадиционный  подход  в  образовании  дошкольников,  который позволяет  широко  развивать  логическое  мышление,  воображение,  фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Потребность ребёнка  в  новых  впечатлениях  лежит  в  основе возникновения  и развития  неистощимой  ориентировочно  –  исследовательской  (поисковой деятельности,  направленной  на  познание  окружающего  мира.  Чем  разнообразнее  и интенсивнее  поисковая  деятельность,  тем  больше  новой  информации  получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная  работа вызывает у  ребенка интерес  к  исследованию природы,  развивает  мыслительные  операции  (анализ,  синтез,  классификацию, обобщение  и  др.),  стимулирует  познавательную  активность  и  любознательность ребенка,  активизирует  восприятие  учебного  материала  по  ознакомлению  с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ценность реального эксперимента,  в  отличие  от  мысленного,  заключается  в том,  что  наглядно  обнаруживаются  скрытые  от  непосредственного  наблюдения стороны  объекта  или  явления  действительности;  развиваются  способности  ребенка  к определению  проблемы  и  самостоятельному  выбору  путей  ее  решения;  создается субъективно-новый  продукт.

Именно  экспериментирование  является  ведущим  видом  деятельности  у

маленьких  детей:  «Фундаментальный  факт  заключается  в  том,  что  деятельность

экспериментирования  пронизывает  все  сферы  детской  жизни,  все  детские

деятельности,  в  том  числе  и  игровую.  Последняя  возникает  значительно  позже

деятельности экспериментирования».

Необходимо  широкое  внедрение  метода  организованного  и  контролируемого

детского  экспериментирования  -  дома  и  в  детском  саду,  индивидуального  и

коллективного, во всех видах деятельности.

В процессе самостоятельной  деятельности  ребенок  осуществляет  не  простой,  а  многоуровневый эксперимент:

  •  физический : учится управлять своим телом и отдельными органами;
  •  природоведческий :  знакомится  с  реальным  окружающим  миром,  со  свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный :  запоминает  индивидуальные  особенности  каждого  человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный :  тренирует  мыслительные  процессы,  осваивает  разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический : занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный : узнает свои личные возможности;
  • волевой : запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий : моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Создание  условий  для  детского  экспериментирования позволяет  естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

В группе совместно с родителями оборудовали уголок экспериментирования для самостоятельной  свободной  деятельности  и  индивидуальных  занятий,  содержанием которого являются:

• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

• Природный материал, собранный совместно с детьми и родителями (камешки, глина, земля, торф, песок, ракушки, перья, шишки, каштаны, спилы деревьев и т.д.);

• Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

• Разные виды бумаги, пластилин;

• Красители пищевые и не пищевые;

• Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

• Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

• Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито, свечи).

• Детские фартуки;

• Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

• Схемы проведения опытов, алгоритмы действий и модели обследования;

• Журналы для фиксации результатов «Юный исследователь».

Два  раза  в  месяц  с  подгруппой  детей  проводится  кружок  «Играем  в  учёных!»Предварительно  составили  программу  кружка,  подобрали  соответствующую литературу, разработали план работы кружка на два года.

Структура проводимой  работы:

1.  Создание  условий  для  формирования  основного  целостного  мировидения  ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2.  Развитие  наблюдательности,  умение  сравнивать,  анализировать,  обобщать, развитие  познавательного  интереса  детей  в  процессе  экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

4. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

-  знакомить  с  различными  свойствами  веществ  (твердость,  мягкость,  сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
-  знакомить  с  основными  видами  и  характеристиками  движения  (скорость, направление);

2.  Развивать  представления  об  основных  физических  явлениях  (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха  и  её  изменчивость;  вода-переход  в  различные  состояния:  жидкое,  твердое, газообразное  их  отличие  друг  от  друга;  воздух-  его  давление  и  сила;  почва-  состав, влажность, сухость);

4.  Расширять  представление  об  использовании  человеком  факторов  природной среды:  солнце,  земля,  воздух,  вода,  растения  и  животные-  для  удовлетворения  своих потребностей;

5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит  ориентировочный  рефлекс  "Что  это?",  "Что  такое?"  В  старшем  дошкольном возрасте  познавательный  интерес  имеет  направленность:  "Узнать  -  научиться   познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы:  элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Эксперименты  положительно  влияют  на  эмоциональную  сферу  ребёнка,  наразвитие  его  творческих  способностей,  они  дают  детям  реальные  представления  о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и  со  средой  обитания.  В  процессе  эксперимента  идёт  обогащение  памяти  ребёнка, активизируются  его  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно  возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения  и  экстраполяции.  Необходимость  давать  отчёт  об  увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием  является  не  только  ознакомление  ребёнка  с  новыми  фактами,  но  и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развивается умение :

- активно познавать окружающий мир,

- действовать согласно алгоритма познания,

- применять разные способы детского экспериментирования,

- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,

- доказательно объяснять полученный результат,

- формировать предпосылки учебной деятельности.

У родителей повышается компетентность в вопросах детского  экспериментирования.

Перспектива развития

1.  Предполагаемая  система  работы  по  развитию  познавательной  активности позволяет  предоставить  детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира.

2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные  и  творческие  способности,  поддержать  в  дошкольнике  интерес  к исследовательской деятельности.

3.  Родителям  - предоставить  материал  для  развития  познавательной  активности малышей

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Тема: «Вода».

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;
-  закрепить  знания  детей  об  известных  свойствах  воды:  вода  бывает  разной температуры,  вода  прозрачна,  не  имеет  вкуса  и  запаха,  вода  испаряется,  существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;
-  формировать  умение  самостоятельно  проводить  опыты,  размышлять,  обобщать результаты.

развивающие:

-  развивать  у  детей  наблюдательность,  изобретательность,  познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;
-  развивать  социальные  навыки:  умение  работать  в  группе,  учитывать  мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Предварительная работа:

1. Проведение опытов по определению других свойств воды.

2. Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Чтение художественной литературы.

5. Отгадывание загадок по теме.

6. Проведение сюжетно-ролевой игры «Научная лаборатория».

Материалы:

клубок  ниток,  диск  с  шумом  воды,  герои  Капелька  и  Мудрая  Сова  с конвертом,  иллюстрации  с  изображением  воды  и  оборудования  для  проведения опытов,  стенд  «Свойства  воды»,  две  чистые  бумажные  карточки,  фломастеры, картинки  с  изображением  полезной  и  вредной  воды,  красный  и  черный  бумажные круги;

для  проведения  опытов: вода,  сосуды  разной  формы  (бутылка,  миска,  блюдце, банка), воронка; прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, гуашь и кисточка, пластилин.

Ход занятия:

Группа  оформлена  как  научная  лаборатория  при  помощи  различных  иллюстраций.

Дети заходят в группу под спокойную музыку.

1.

Игра «Я и другие»

Дети садятся в круг, и воспитатель (В) предлагает детям поиграть.

В:  Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наша группа – это второй ваш дом. Здесь вы проводите целый день: радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья.

Все вы хорошо знаете друг друга, достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте немного и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами.

Педагог начинает разговор, обращаясь к рядом сидящему ребенку с пожеланием, и затем передает ему клубок. Клубок должен вернуться обратно к воспитателю.

В: Ребята, посмотрите, как тесно мы взаимосвязаны. Мы составляем единое целое.

Каждый из нас очень важен и необходим, значим в этом целом. Если не будет хотя бы одного  из  нас,  то  нить  оборвется.  Так  давайте  же  будем  дружными,  внимательными друг к другу, будем помогать друг другу на занятии.

2.

  Затем  воспитатель  обращает  внимание  детей  на  звучащую  музыку  и иллюстрациям.

В: Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Воде, опытам с водой).

Наше  занятие  не  просто  так  посвящено  воде  и  опытам  с  ней.  Сегодня  к  нам  на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень  грустно,  ведь  ничего  о  себе  не  знать  –  это  совсем  не  весело.  И  поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (Из воды).
- Какая она эта вода? Что нам поможет рассказать Капельке о том, какая она, о ее свойствах? (Стенд «Свойства воды»).
Дети  по  очереди  подходят  к  стенду,  показывают  какой-либо  символ  и  называют свойство воды.

3.

 - Ну вот, Капелька, мы рассказали тебе о том, какими свойствами ты обладаешь.
Но  мне  кажется,  что  это  еще  не  все.  Ребята,  посмотрите,  а  что  за  пустые  карточки висят на стенде? Как вы думаете для чего они там? (Ответы детей).
-  Давайте  обратимся  за  помощью  к  Мудрой  Сове,  может  она  знает,  для  чего  эти пустые карточки.

Ребенок  приносит  картинку  Мудрой  Совы  и  конверт,  откуда  воспитатель  достает задание  для  детей:  «Чтобы  заполнить  эти  пустые  карточки,  надо  провести  еще  два опыта. Ребята, выясните: 1. Имеет ли вода собственную форму; 2. Растворяет ли она вещества».
- Перед проведением опытов нам нужно разделиться на две группы.

Дети делятся на группы.

Первая  группа  будет  выяснять,  имеет  ли  вода  свою  форму.  Что  вы  возьмете  для проведения  опыта?  (Дети  отвечают).  Что  вы  будете  делать  с  этими  материалами? (Будем  наливать  воду  в  сосуды  разной  формы).  Как  вы  думаете,  какой  результат  вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?

Вторая  группа  будет  выяснять,  растворяет  ли  вода  вещества.  Что  вы  возьмете  для проведения  опыта?  (Дети  отвечают).  Что  вы  будете  делать  с  этими  материалами? (Будем  растворять  в  воде).  Как  вы  думаете,  какой  результат  вы  получите:  растворяет вода вещества или нет?

И каждой группе нужно придумать, что вы нарисуете на пустых карточках.

А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка

Дети  приступают  к  выполнению  опытов,  педагог  помогает  им,  если  возникают трудности.

Затем  один  ребенок  из  группы  рассказывает,  как  проводился  опыт  и  формулирует вывод.

Картинки-свойства прикрепляются на стенд.
-  Мы  выполнили  задание  Мудрой  Совы,  и  теперь  Капелька  узнала  еще  два  своих свойства.

4.

  А  теперь  давайте  поиграем  в  игру.  А  Капелька  будет  внимательно  смотреть  за нами. Видите картинки на столе? Вам нужно разделить их на две группы, когда вода – это  хорошо  (красный  круг)  и  когда  вода  –  это  плохо  (черный  круг).  Я  начну.  Эту картинку я положу в красный круг, потому что вода помогает нам наводить чистоту в доме – это хорошо.

Аналогично выполняют задание и дети.

5.

 Итак, ребята, мы рассказали Капельке очень много о ней самой. О том, что она состоит  из  воды,  о  том,  какими  свойствами  она  обладает,  какую  пользу  приносит людям и животным, а еще о том, какой вред может нанести вода.
-  Как  вы  думаете,  мы  помогли  Капельке?  И  Капелька  вам  очень  благодарна,
посмотрите, она даже стала улыбаться!
-  Вода  –  одно  из  самых  удивительных  веществ  на  планете.  Вода  –  добрый  друг  и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Педагог проводит рефлексию:

- Что нового вы узнали на занятии?
- Что было сложным? Почему?
- Что было легким? Почему?
- Вам понравилось занятие? Чем?
- Кто может сказать, как он занимался? Почему?

А теперь я хочу, чтобы ребята рассказали замечательное стихотворение

Н. Рыжовой «Волшебная вода»:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море,  в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...

Мастер - класс "Детское экспериментирование - основа - поисковой деятельности дошкольников"

мастер - класс "Детское эксперементирование - осново поискова - исследовательской деятельности дошкольников"...

план самообразования по теме "Развитие речи детей экспериментирование и исследовательскую деятельность дошкольников

Цель: Заключается  в создание развивающего цикла занятий для детей дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на  развитие речи через исследовательскую...

«Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников».

Статья о значении эксперементирования в жизни дошколят....

Мастер-класс по экспериментированию "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников"

Мастер-класс по экспериментированию «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»...