Главные вкладки

    Мастер - класс " Детское экспериментирование - основа - поисковой деятельности дошкольников"
    опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

    Яковлева Наталья Михайловна

    мастер - класс "Детское эксперементирование - осново поискова - исследовательской деятельности дошкольников"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_-_klass.docx21.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики

    Мастер - класс

    «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

                                                                    Воспитатель: первой категории

                                                                    Яковлева Наталья Михайловна

    Козловка 2017 г.

    Цель мастер-класса:

    распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности.

    Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой.

    Задачи:

    1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

    2.Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться

    приобретенным опытом с другими людьми.

    Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

    В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

    Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

    Ход мастер-класса

    Воспитатель:

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме: 

    «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

    Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская  активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

    Думаю, что педагоги,  использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами. 

    Китайская пословица гласит

    «Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать - и я пойму».

    Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками. 
          На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры.

     И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.        

    Сказка называется «Путешествие Красной шапочки».

    Воспитатель: Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила.

    Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

    - Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, как у неё дела. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, нюхала цветы, и всё ей вокруг было интересно.

    Выйдя за калитку, красная шапочка отправилась по тропинке,  и вдруг она заметила красивых насекомых. Ей захотелось разглядеть их поближе.  Как можно это сделать? (предположения педагогов)
    Опыт № 1.

     Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку,  натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление  и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это  произошло? 
    Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду  сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
       Продолжаю сказку.

    Девочка шла дальше и увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Красная шапочка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

    Опыт № 2

    На столах у вас лежат заготовки кувшинок .При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз.

    Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? 
    Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Воспитатель: Красная шапочка долго любовалась красотой раскрывшихся

    кувшинок, но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи, и пошел дождь. Красная шапочка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

    Опыт № 3

    Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек.

    Наблюдайте:  Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. В чем причина?

    Вывод: Спички впитывают воду и разбухают.

     Воспитатель:  Красная шапочка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Девочка решила идти дальше.

    Воспитатель: Красная шапочка не заметила, как пришла к домику своей бабушки. Бабушка её угостила молоком с пирожками.

    Красной шапочке захотелось устроить разноцветный феерверк

    Опыт № 4

    Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.

    Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком, воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!

    Вывод:  Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!

    Воспитатель: Погостив у бабушки Красной шапочке пора возвращаться домой. По дороге назад Красная шапочка снова зашла к пруду, чтобы вновь полюбоваться красивыми кувшинками, но нечаянно уронила в пруд булавку подаренную бабушкой. Красная шапочка любовалась кувшинками, не заметила, как обронила булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать, не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты) я дарю вам булавочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Спасибо за участие. 

    Когда Красная шапочка вернулась домой. Маме она рассказала, что интересного она увидела и узнала ответы на многие вопросы.

    Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.

    В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

    Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что-то новое для себя и будете вместе со своими воспитанниками проводить экспериментально-поисковую деятельность с различными материалами.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

    представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

    Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

    представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

    Мастер-класс Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

    Цель моего мастер - класс - это повышение профессионального мастерства педагогов  в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования с детьми ...

    Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

    Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.  ...