«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС»
статья на тему

Палагина Татьяна Васильевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС»

В настоящее время в науке возрос интерес к исследованию образовательной среды дошкольных учреждений. Во многом это связано с потребностями современного общества, в котором, ценность приобретает, не просто социальное развитие ребёнка, как это было в детских образовательных учреждениях долгое время, а раскрытие потенциала дошкольника, его потребности в познании мира, его мироощущение. Основное, на что обращают внимание исследователи при проектировании образовательной среды дошкольного учреждения это развитие социальных и личностных компетенций дошкольников, что является неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности. Дошкольный возраст  —  яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.  Именно  в  этот  период  начинается  процесс  социализации, устанавливается  связь  ребенка  с  миром  людей, природы,  предметным  миром.  Происходит  приобщение  к  культуре,  к общечеловеческим  ценностям.  Закладывается  фундамент  здоровья. Дошкольное  детство  —  время  первоначального  становления  личности, формирования  основ  самосознания  и  индивидуальности  ребенка. Стандарт  дошкольного  образования  направлен  на  решение  задачи создания  благоприятных  условий  развития  детей  в  соответствии  с  их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями, развития  способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребенка  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Наш детский сад работает  по программе «Детство».  У детей младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Поэтому групповое пространство разделено на три части: зону для спокойной деятельности (настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения), активную зону (связанную  с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр), рабочую зону (для организации  партнерских форм занятий детей). Разделение группового пространства зависит от  образовательной ситуации,  вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности. Стараемся сделать так, чтобы все части пространства обладали возможностью изменяться, иметь подвижные,  трансформируемые границы.     Пространство группы изменяется  в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства,  различные ширмы. Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют  требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности  их использования.  Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы стараемся приблизить к домашней обстановке. Для этого используем ковровые покрытия, мягкую мебель. Разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяется (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, они  находится на уровне роста детей, ребенок свободно, без помощи и особых усилий может их взять, перенести с места на место. Предметно-развивающая среда группы оснащена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков: куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.  Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители. Сотрудничество с родителями  играет огромную роль в оформлении предметно-развивающей среды группы. 

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все  требования  ФГОС ДО, отображая их во всех центрах. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО

Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения"...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...