« Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дисюк Ирина Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципальное образование Выселковский район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление  на методическом обьединении педагогов старшего дошкольного возраста.

 

 

« Использование  мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего  дошкольного возраста »

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                            Подготовила:

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности

МАДОУ ДС № 30 « Колобок»

Дисюк Ирина Александровна

 

 

ст.Выселки, 2018 г.

 (Слайд 1)Тема моего выступления «Использование  мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего  дошкольного возраста»

( слайд 2) Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

( слайд 3) МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon — искусство запоминания, это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развития речи.

( слайд 4)С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Поэтому передо мной встала проблема, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни и такой метод есть это метод мнемотехники. Я начала использовать его со второй младшей группы.

( слайд 5) Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей:

• При обучении составлению рассказов,

• При пересказах художественной литературы,

• При отгадывании и загадывании загадок,

• При заучивании считалок,

• При заучивании стихов.

( слайд 6) Сначала я работала по мнемо квадратам потом по мнемодорожкам, а затем уже перешла на мнемотаблицы. На первом этапе мнемотаблицы я брала готовые. За тем у нас с ребятами возникла необходимость создавать свои собственные таблицы.

( слайд 7)Для экономии времени и для самостоятельной деятельности на занятиях мы  придумали и зарисовали схему кодированных образов. Метод мнемотехники можно с успехом применять в любой образовательной деятельности. В развитии культурно гигиенических навыков, в уходе за растениями, в формировании элементарных математических представлений, в изобразительном искусстве, в музыкальной деятельности.

( слайд 8,9) Работу с мнемотаблицами я  начала с  детьми младшего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая,  а для старших дошкольников — чёрно-белые.

( слайд 10) В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в  рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

 ( слайд 11) Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

( слайд 12) Сказка играет огромную роль в развитии связной речи детей и является одним из основных средств формирования речевых навыков благодаря богатству и многообразию метких сравнений, эпитетов, песенок, повторов, диалогов. Если систематически рассказывать детям сказки, в процессе беседы по содержанию сказки обращать внимание на языковые формы, использовать метод мнемотехники на занятиях, то формирование речевых навыков (фонематические, грамматические, лексические) будет происходить успешнее.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

( слайд 13,  14) В своей работе я использую  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Осень длится три месяца. В это время года часто идет снег и  т.д. Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

( слайд 15,16.) Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

(слайд 17) дети сами составляют схемы мнемотаблицы.

( слайд 18) Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

 ( слайд 19) Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.  Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 ( слайд 20) Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

 

Практическая часть.

Уважаемые коллеги мы сегодня на практической части научимся составлять мнемотаблицу по стихотворению, а потом заучим его.

Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

                                          « Сшили Тане сарафанчик»

Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг.

Ярко-желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_2018_g.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....

Презентация "Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольного возраста"

В презентации раскрыто понятие "мнемотехника", основные методы и приёмы использования и применения в своей деятельности с детьми....