Консультация для родителей: "Неправильности речи, встречающиеся у дошкольников".
консультация на тему

Быкова Галина Николаевна

Материал  посвящен вопросу о различных нарушениях речи, встречающихся у дошкольников, и об индивидуальном подходе к таким детям в условиях детского сада. 

Использованная литература: М.Ф. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Неправильности речи, встречающиеся у дошкольников».

Воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми  и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начинают понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

Недостатки речи обнаруживаются особенно ясно при обучении ребенка в школе и могут привести к неуспеваемости,  порождают неуверенность в своих силах.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.

С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию речи.

Уже с трех месяцев у ребенка  начинается период  гуления, переходящий в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного анализатора к произношению слов. В это же время  идет процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, а затем отдельные слова и действия (в 7-9 месяцев). Обычно к 9-10 месяцев ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слов (мама, папа). К году набирается до 10-12 слов (баба, кис, му, бэ и др.). Большую роль в формировании речи ребенок в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих его. Предметы надо называть правильно, не коверкая слов, не подделываясь под язык детей. В это время необходимо развивать пассивный словарь ребенка ( это те слова, которые он еще не произносит, но название которых соотносит с предметом, показывает его при назывании).  Из пассивного словаря развивается активный словарь ( это те слова, которые ребенок употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время развивается и фразовая речь, т.е. ребенок говорит не отдельными словами, а соединяет их в небольшие словесные цепи, наподобие тех, которые он слышит от окружающих. Сначала это простые фразы из 2-3 слов, постепенно к трем годам они усложняются, и активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется. Улучшается словопроизношение.

Итак,  работа над развитием речи включает следующие разделы:

1) пополнение словаря;

2) усвоение грамматического строя;

3) обучение рассказыванию и

4) выработка правильного произношение звуков.

Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения.

Косноязычие.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольников являются различные виды косноязычия: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

В младших группах детского сада  мы чаще всего  встречаемся с физиологическим (возрастным) косноязычием, которое при соответствующих условиях, с улучшением работы речедвигательного и речеслухового анализаторов, самостоятельно изживается. Имеются случаи и патологического  ( механического и функционального) косноязычия, которое обуславливается разными причинами. Механическое косноязычие может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденные дефекты периферического аппарата: несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого неба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюсти.

Необходимо заметить, что три последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению косноязычия, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.

Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей  и разрыва мышц(с последующими рубцами), в результате челюстно -лицевых травм. Эти нарушения могут возникать в любом возрасте.

Примером функционального косноязычия могут быть случаи, когда неправильное произношение маленького ребенка не только не исправляются, а даже культивируются – родители, окружающие подделываются под речь ребенка, «сюсюкая» с ним; или когда на формирование правильного звукопроизношения у ребенка сказывается чрезмерная возбудимость его, задержка в психическом развитии.

В детском саду при правильно построенной и систематической работе по воспитанию звукопроизношения у детей физиологическое, функциональное, а в некоторых случаях и механическое косноязычие полностью исправляется к шести годам.

В том случае, если ребенок не может преодолеть косноязычие, необходимо направить его к логопеду, чтобы выяснить устранить причину, мешающую формированию правильного звукопроизношения.

Ринолалия.

Одним из видов механического косноязычия является ринолалия  (гнусавость).  Ринолалия бывает двух видов: открытая и закрытая. При открытой гнусавости струя воздуха при акте речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого неба, пареза мягкого неба после дифтерии. Поскольку мягкого неба нет или его деятельность недостаточна для создания перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идет в нос. И вся речь становится непонятной, с носовым оттенком.

 Дети с расщеплением твердого или мягкого неба нуждаются в логопедической работе как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде. В дооперационном периоде подготавливаются   мышцы и ткани к операции, вырабатывается навык направлять  воздушную струю через рот, вызываются возможные звуки, в послеоперационном периоде идет постановка звуков. Пластическую операцию таким детям делают в 5 – 7 лет, и к школе обычно ребенок, систематически занимаясь у логопеда, полностью исправляет речь. Воспитатели должны помогать  ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь.

При закрытой гнусавости закрыт поход воздуха в нос (разращения в носу, полипы, искривления носового хода). Носовые звуки  м и  н заменяются соответственно звуками т и д.  Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, лечение прогреванием и т.д., чтобы был открыт доступ воздуха в нос, и последующие занятия у логопеда.

Временные задержки развития речи.

По тем или иным причинам речь ребенка может задерживаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей запас слов не соответствует их возрасту; развитие фразовой речи идет с опозданием; долго держится косноязычие. Причиной этого могут быть различные многочисленные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии; специальные занятия необходимы, чтобы помочь ему в этом.

Алалия.

Алалией принято называть отсутствие речи у детей ( до 3 -5 лет при хорошем физическом слухе), обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем еще до формировании речи.

В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения : накопление словаря у них идет очень медленно; фразу они строят с трудом, неправильно, например «Мальчик горка санках катается». В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя  речь, которую окружающие не понимают, например «Ляля киля гиля» (Девочка катается на лыжах).

Впоследствии благодаря занятиям у ребенка увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но он всегда отстает в речевом развитии от детей своего возраста.

Чтобы ребенок овладел определенным количеством слов, простых по произношению и часто употребляемых, необходимо ему уделять большое внимание при рассматривании картинок, на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы.

Если ребенок отказывается повторять слово, то не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах большое количество раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово за взрослым. Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами-действиями, взрослый приучает его пользоваться фразой. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью ( например уложив куклу, он говорит: «Ляля спит» и т.д.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Необходимо знать речевые возможности ребенка на данном этапе развития и не требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать ребенка к разговору следует, но принуждать нельзя.

Когда у ребенка быстро начинает обогащаться словарь и развиваться фразовая речь, не следует перегружать его речевым материалом, так как это может привести к заиканию; развивая речь, следует подбирать материал с учетом его количества и доступности.

Нарушения речи при тугоухости (снижении слуха).

На развитие речи тугоухих детей сказывается время наступления тугоухости. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того, как сформировалась речь (2,5 -3 года приводит к ее  недоразвитию. Если же она наступила после трех лет, то речь ребенка сравнительно поятна и легко поддаются исправлению. Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенных болезней: гриппа, скарлатины, кори, повторяющихся насморков.

 Внимательные, заботливые родители стремятся не допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевания ушей.

Если у ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимо направить в специальный детский сад.

При работе с тугоухим ребенком необходимо учитывать следующее:

При разговоре ребенок должен видеть лицо взрослого;

Разговаривать с ним надо четко, не спеша, громко, но не крикливо и от ребенка требовать громкой и отчетливой речи;

Надо приучать его к основным навыкам чтения с губ. Для этого можно проводить с ребенком в свободное время следующую игру. Взрослый показывает ряд картинок (3-4), четко называя каждую из них; при этом ребенок должен видеть его артикуляцию. Затем взрослый тихо (почти беззвучно) называет картинки, а ребенок показывает  соответствующие;

Надо приучать слушать детские радиопередачи, а потом пересказывать их;

От правильного подхода к тугоухому ребенку во многом зависит его дальнейшее речевое развитее.

Заикание.

При заикании в речи ребенка мы наблюдаем вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание част всего наступает в возрасте от2 –до 5 лет у детей с ослабленной нервной системой.  Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

1) Употребление перед отдельными словами лишних звуков а, и;

2) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

3) вынужденные остановки в середине слова, фразы;

4) затруднение перед началом речи.

Причины заикания могут быть различными. Иногда оно возникает у детей после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание появляется после испуга или при длительной психической травматизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку со стороны окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки, режима). Нередки случаи заикания, начавшегося при раннем развитии речи у ребенка, когда родители перенпрягают еще не окрепшую речь большим количеством стихов, сказок и постоянными просьбами «расскажи, повтори», часто заставляют ребенка говорить напоказ.

Заикание легче предупредить, чем лечить.

Советы родителям :

-нельзя читать ребенку много книг, не соответствующих его возрасту, особенно сказок, на ночь, тем более страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится бабу-ягу, лешего, черта и т. д.;

-не разрешать часто и длительно смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и посмотренные перед сном;

-нельзя чрезмерно баловать ребенка, исполнять любые его прихоти, так как в этом случае психической трамвой для него может быть даже незначительное противоречие ему, например отказ в чем-то желаемом;- требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так в детском саду;

- нельзя перегружать ребенка различными впечатлениями (кино. чтение, просмотр телепередач и др.), в период выздоровления после перенесенных заболеваний. Наблюдение режима и требований воспитания в этот период может легко привести к возникновению заикания;

-нельзя ребенка запугивать и наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п..

 

Нарушение голоса .

Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимания, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести:

-постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика;

-аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. Вдыхаемый воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании. Вследствие этого возникают хронические воспалительные процессы в слизистой гортани, голос становится хриплым;

-несоблюдение основных правил гигиены голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребенка соответственно его возрасту);

-частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудка  автомобиля.

Детскому саду и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, не допуская вышеперечисленных ошибок. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей (некоторое время им не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения). Если родитель отмечает у ребенка длительное время (1-2 недели) охрипший голос, его нужно показать отоларингологу и затем выполнять все его указания.

Литература: М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».

Издательство «Просвещение» Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Неправильное питание детей и его последствия"

В консультации описаны ошибки допускаемые в детском питании, предоставлен перечень продуктов, в которых имеются вещества экопротекторы (витамины, микроэлементы, фофолипиды) полезные для гармоничного р...

Консультация для родителей "Неправильный прикус"

Чем опасен неправильный прикус, виды, последствия к которым может привести неправильный прикус, почему необходимо его исправлять у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателдей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольника"

От родителей во многом зависит степень подготовленности ребенка к обучению. Еще задолго до поступления в 1-й класс родители рассказывают ребенку о школе, об учителях, о школьных порядках, о том, чем з...

Консультация для родителей "Развитие речи у младших дошкольников "

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...