Консультация для педагогов «Развитие речи у младших дошкольников в процессе формирования навыков самообслуживания»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Салина Галина Петровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_mladshih_doshkolnikov_v_protsesse.docx301.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речи у младших дошкольников в процессе

формирования навыков самообслуживания»

При формировании у дошкольников культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания  целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению соответствующей предметной и глагольной  лексики (снимать-надевать,  чистый - грязный, полотенце, мыло, вода и др.). Ведь речь ребенку необходима для дальнейшего общения и развития на всех этапах его жизни. Процесс овладения речью тесно связан с овладением понятиями. Правильность и полнота отражения фактов, связей или  признаков, существующих  в действительности, изменяются  в  самом процессе развития ребенка.

 При постоянном осуществлении тех или иных видов деятельности  у детей можно сформировать представление о том, какую пользу может принести аккуратность, как складывать  свою одежду, чтобы потом ее легко надеть, дать детям представление о понятиях «верхняя одежда», «нижнее белье», «головные уборы», закрепляя при этом необходимый словарный запас в активной речи ребенка.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания способствуют правильному поведению в общественных местах, в быту и охране их здоровья и тем самым будет развиваться речь ребенка.  В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться, чтобы соблюдение правил гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания постоянно совершенствовались.

Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в дошкольном учреждении необходимо организовать  обстановку так, чтобы она не мешала этому процессу.

Формирование у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, развивает речь ребенка. В повседневной работе с детьми необходимо стремиться к выполнению правил личной гигиены. Если выполнение правил личной гигиены станут для детей естественными, то гигиенические навыки и навыки самообслуживания будут совершенствоваться.

Взрослые не должны забывать, что одно овладение навыком еще не обеспечивает правильного поведения. Отметим, что взрослые должны подавать пример во всем ребенку, ведь ребенок, как «сканер» он повторяет все действия и речь  взрослого. Взрослый должен быть аккуратным, опрятным внешне, соблюдать гигиену и т.д. Настаивая, чтобы ребенок мыл руки перед едой, не забывайте  и от себя требовать того же.

Итак, культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания направленны на самого ребенка: грязные руки стали чистыми, растрепанные волосы – причесанными, расстегнутая рубашка – застегнута. То есть действия, осуществляемые с самим собой, изменяют самого себя, а не предмет и поэтому они формируют представление о собственном теле, при этом и закрепляется словарь ребенка. Самостоятельно обуваясь, ребенок рассматривает свои ножки, надевая варежки - ручки и т.д.  Под формированием навыков личной гигиены мы рассматривает: умение детей быть опрятными, замечать недостатки в своем внешнем виде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого ясельного возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Младший дошкольный возраст является самым благоприятным  периодом для усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. А формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания является психолого-педагогическим средством развития речи младшего дошкольного возраста. В этом периоде совершенствуются способы выполнения действий,  меняется характер и сама  структура их формирования, а также словарь ребенка пополняется новыми словами и терминами. Для успешного усвоения навыков необходимо доброжелательное общение между  педагогом и детьми и соответствующая среда в  ДОУ.

Программа тематических встреч

В данной программе учтены физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Составленная мной развивающая программа способствует развитию речи  младших дошкольников  в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и  навыков самообслуживания. Дети приобретают такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, сосредоточенность.

Встреча (игра - опыт) 1. «Волшебная вода»

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя;

Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы.

Материалы: Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель  говорит детям, что в гости к ним пришла «Капелька». Затем задает вопросы малышам: «Кто такая Капелька? С чем она любит играть?»

На столе две непрозрачные банки, закрытые крышками, одна из них наполнена водой. Воспитатель предлагает детям отгадать, что в этих баночках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелея? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой.  Воспитатель беседует с детками по вопросам:

- Как вы догадались, что это вода?

- Какого вода цвета?

- Чем пахнет вода?

Воспитатель предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагается на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы сейчас делаем? (переливаем, наливаем воду) Что делает водичка? (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Итог игры:

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру « Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (ответы детей)

Что мы узнали о воде? (ответы детей)

Встреча 2. «Подружимся с водой»

Цель: продолжаем формировать у детей самостоятельность и выполнение культурно-гигиенических навыков.

Словарь: научить пользоваться словами, обозначающие предметы и действия;

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя;

Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы.

Звуковая культура речи: закрепить произношение звуков.

Материал: алгоритм «Как правильно мыть руки», запись звуков  текущей воды, рабочий лист «Мойдодыр»,  цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Воспитатель читает произведение К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Беседа по вопросам после прочтения произведения.

- Понравился вам рассказ? (ответы детей)

- Про кого эта сказка? (ответы детей)

- Что не хотел делать мальчик? (ответы детей)

- Кто бегал от мальчика? (ответы детей)

- Кто бегал за мальчиком, для того чтобы помыть? (ответы детей)

- Молодцы ребята, вы внимательно слушали рассказ. Скажите дети хорошо быть грязным (ответы детей).

2.Пальчиковая гимнастика

Ай лады, лады, лады,  (машут кистями рук влево, вправо)

не боимся мы воды      (показывают указательным пальчиком нет)

Чисто умываемся,        (показывают руками как они умывают щечки)

детям улыбаемся         (улыбаются)

3.Воспитатель показывает алгоритм «Как правильно мыть руки» и рассказывает последовательность выполнения действий, четко проговаривая каждое слово.

1

- А теперь ребята, давайте повесим нашу схему в умывальную комнату, чтобы мы смотрели на нее и никогда не забывали, как правильно мыть руки. (дети и воспитатель идут в умывальную комнату и вешают алгоритм на стенку над раковинами)

 Далее воспитатель раздает индивидуальные картинки «Мойдодыра» и  цветные карандаши (детям необходимо разукрасить картинку) Пока дети разукрашивают воспитатель включает на колонке запись звуков текущей воды.

4.Итог занятия:

- Дети вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей)

- Посмотрите, как вы красиво разукрасили «Мойдодыра», можете встать и пройтись посмотреть рисунки детей.

- А теперь мы с вами повесим ваши рисунки на выставку (воспитатель с детьми вешают все рисунки на выставку)

Встреча 3. «Столовый этикет»

«Посуда и столовые приборы»

Цель: знакомство с посудой и столовыми приборами, и их предназначением; развитие словаря детей.

Материал: раздаточные карточки с изображением посуды, лото «Виды посуды и столовые приборы», кукольная посуда, настоящая посуда.

1.Ход занятия:

(Воспитатель рассказывает про посуду и ее назначение)

- Дети, все вы, наверно, помогаете мамам и бабушкам накрыть на стол. (ответы детей) Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она отличается по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда деревянная, стеклянная, керамическая, даже пластиковая и бумажная. (воспитатель демонстрирует посуду из разного материала и проговаривает каждое слово ) Из фарфора сделана самая красивая и нарядная посуда.

В одной посуде мы готовим еду – это, к примеру, сковороды, кастрюли, из другой – едим и пьем, называя ее столовой, кофейной и чайной.

 Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда (жидкого) и которое подают на стол горячим.

Мелкие тарелки тоже различны по размерам. Самая большая  - столовая – для  вторых блюд:  в нее кладут картофель, макароны, овощи, рис, мяса, рыбы. Тарелка поменьше, называют хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе.

Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. (воспитатель демонстрирует кукольную посуду) Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда скатерть всегда будет чистой.

- Какая еще посуда есть у вас в доме? (ответы детей) Для хлеба на стол  ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. (воспитатель вместе с детьми проговаривает слова)

- А для чего нужны салатница, супница, сахарница, кофейник? (ответы детей)

Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: вилки, ложки, ножи. Столовой ложкой мы едим супы, молочные каши. Маленькой ложкой мы едим мороженое, сладкие блюда (пирожное, тортик)

Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопатка для тортика, маленькая вилка – для лимона. Все эти приборы помогают нам красиво и правильно есть. Кроме этого на стол ставятся специи – соль, горчица, перец и к ним маленькие ложечки.

1.Физкульминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали   (дети встают)

Ножками потопали,                  (ногами топают)

Ручками похлопали.                 (Ручками похлопали)

Покрутились, повертелись       (крутятся вокруг себя)

И за столики  уселись               (садятся на свои места)

Глазки крепко закрываем,        (глазки закрыли руками)

Дружно до пяти считаем           (считают все вместе до пяти)

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

3.Игра  лото «Виды посуды и столовые приборы» (Дети играют в игру)

4.Итог занятия:

- Дети, про что мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей)

- А сейчас мы с вами будем разгадывать загадки.

* Сама не ем,

А людей кормлю (ложка)

         *На плите стоит горячей

Вкусноту под крышкой прячет,

         Кашу варит в ней мамуля,

         Ручки две, одна… (кастрюля)

         *Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

 С одной рукой милашка,

 Желтенькая … (чашка)

*Суп, салат, пюре, котлетки

Подают всегда в … (тарелка)

Встреча 4. «Когда ем, я глух и нем»

Цель: донести до ребят понимание значения тишина за столом.

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы;

Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы;

Материалы: любая еда (обед); тарелки, приборы, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они поговорку «Когда я ем, я глух и нем» и почему так говорят. Затем предлагает взять в рот  «больше» еды  и сказать своему соседу по столу: «Привет».

- Поняли ли они, что сказали?

- Удобно ли разговаривать, когда во рту еда? Нет, можно подавиться едой и закашляться. Если бы мы молчали и ели спокойно, никто бы не смог подавиться.

Воспитатель предлагает подумать и ответить: кто быстрее закончит, есть и пойдет играть – тот, кто все время разговаривал и медленно ел, или тот, кто, молча все быстренько съел?

Итог занятия:

После окончания трапезы воспитатель обсуждает с детьми еще раз правила поведения за столом.

Встреча (игра) 5. «Едим перед зеркалом»

Цель: выработать навыки принимать пищу аккуратно, закрывать рот, тихо пережевывая, пользоваться салфеткой.

Связная речь: учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Словарь: научиться пользоваться словами, обозначающими предмет и действие;

Материалы: приготовленные макароны, вилки; салфетки; небольшое зеркало на подставке.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что они будут, есть вкуснейшие макароны, однако делать это будут очень необычно – перед зеркалом, чтобы отражение, которое там живет, было красивым, то есть надо есть аккуратно и не торопясь.

Воспитатель напоминает малышам, пока они едят, что нужно закрывать рот, не разговаривать и не баловаться, пользоваться салфетками и не крошить на стол.

После еды обсуждает с детьми, как они выглядели в зеркале, были красивыми, остались ли чистыми их лица, руки, одежда. Почему важно есть аккуратно? Дети самостоятельно отвечают на этот вопрос.

Встреча 6. «Одевайся правильно»

Цель: формирование навыков самостоятельности и  запоминание алгоритма одевания.

         Словарь: научиться пользоваться словами, обозначающими предмет и действие;

         Связная речь: учить детей отвечать на вопросы;

         Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы;

         Звуковая культура речи: закрепление произношение звуков.

         Материал: Кукла и одежда для нее, алгоритм «Одевайся правильно», разрезные картинки с элементами одежды.

Ход занятия:

1.Воспитатель показывает куклу и комплект одежды.

- Ребята, к нам сегодня обратилась кукла Катя с просьбой помочь ей правильно одеться на прогулку.

- Поможем ей? (ответы детей)

- А вы знаете, в какой последовательности нужно одеваться на прогулку? (нет). Сейчас я вам покажу и расскажу, как нужно одеваться на прогулку. (Воспитатель прикрепляет на доску алгоритм «Одевайся правильно» и рассказывает по схеме, как нужно одеваться, проговаривая каждое слово и действие  с детьми.)

2

 Алгоритм «Одевайся правильно»

- Запомнили ребята, как нужно правильно одеваться? (ответы детей)

2.Физкультминутка

Наденем на ножки

Теплые сапожки (наклоняются, указывают на ноги)

Этот – с правой ножки, («надевают сапожок» на правую ногу)

Этот – с левой ножки («надевают сапожок» на левую ногу)

На руки – рукавички, (поднимают руки вверх)

Теплые сестрички (крутят ладошками)

В эту – правый кулачок, (показывают правую руку)

В эту – левый кулачок (показывают левую руку)

Пальтишки меховые, (надевают пальто)

Сапожки меховые (указывают на сапоги, наклоняются)

Дидактическая игра «Одевайся правильно» (разрезные картинки)

 Воспитатель раздает  комплект разрезных картинок с элементами одежды, детям необходимо на память воспроизвести схему одевания.

  1. Итог занятия

- Теперь мы с вами знаем весь алгоритм одевания на прогулку.

-  Давайте, теперь поможем кукле Кате одеться на прогулку. (Дети с помощью воспитателя одевают куклу.)

- Дети, вы сегодня молодцы! Помогли кукле Кате собраться на прогулку.

- Теперь мы с куклой Катей и с вами ребята пойдем в раздевалку и повесим на стену алгоритм «Одевайся правильно» и будем одеваться на прогулку. ( Воспитатель с детьми идут в раздевалку, вешают схему на выделенное место и одеваются на прогулку)

Встреча 7. «Кто живет в зеркале и как оно выглядит»

Цель: научить детей оценивать свой внешний вид с помощью зеркала при одевании, соблюдать алгоритм одевания – раздевания.

Словарь: научиться пользоваться словами, обозначающими предмет и действие;

Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы.

Материал: Набор стандартной одежды (личные вещи), большое зеркало.

Ход занятия:

Воспитатель: «Сейчас мы посмотрим, кто же живет в зеркале! Ребята, давайте попробуем одеться в приготовленную одежду! Внимательно смотрите на отражение в зеркале».

Воспитатель рассказывает потешку:

 Вот они сапожки:

          Этот с левой ножки,

 Этот с правой ножки.

          Если дождичек пойдет,

          Наденем галошки:

         Этот с правой ножки,

         Этот с левой ножки.

         Вот так хорошо!

Итог занятия:

После того, как дети оделись, спрашивает их, кто же живет в зеркале, правильно ли он  одет, аккуратно ли застегнул пуговицы, не торчит ли воротничок. Что надо изменить, чтобы стало аккуратно и красиво?

Важно, чтобы дети постепенно стали оценивать свой внешний вид в зеркале самостоятельно, при необходимости сделать два – три повтора процесса одевания. В игре необходимо показать, что зеркало помогает справиться с различными застёжками.

Встреча  (игра) 8. «Как и где нравится жить одежде»

Цель: закрепить привычку убирать вещи в свой шкафчик.

Звуковая культура речи: закрепить произношение звука [ф].

Материал: набор личной одежды, стульчик для каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, где живет одежда? Приятно ли ей быть брошенной на пол и мятой? Что мы можем для нее сделать?»

Воспитатель демонстрируют, как нужно складывать одежду  в шкафчик.

Далее дети сами складывают и убирают одежду в свой шкафчик. У кого не получается, то воспитатель помогает ребенку. Те дети, которые быстро справились, то они помогают другим детям.

Итог игры: Дети совместно с воспитателем заглядывают в каждый шкафчик и оценивают, как дети сложили свои вещи в шкафчик.

Встреча 9.  «Добрые дела»

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков; воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Словарь: научить пользоваться словами, обозначающие предметы и действия;

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы;

Грамматика: активизировать прилагательные и глаголы, подбор антонимов:

Звуковая культура речи: закрепить произношение звуков [д], [к], [в].

Материал: кукла, таз с водой, мыло, полотенце.

         Ход занятия:

         1.Воспитатель показывает детям грязную, растрепанную куклу.

- Ребята, посмотрите, эту куклу нашли на нашем участке Дима и Соня и принесли ее к нам в группу (дети рассматривают куклу).

- Как кукла  оказаться на нашем участке? ( Ее бросили, забыли)

- Ребята, как вы думаете, какой поступок совершили Дима и Соня? (Хороший поступок, но если ее потеряли, то значит плохой, ее же будут искать).

- Дети, что же мы будем делать с куклой? Отнесем ее обратно, и положим на место? (Ответы детей). Она такая грязная и неопрятная хозяйка ее найдет и не узнает.

- Дети, какие чувства вы испытываете (жалость, сочувствие).

- Как можно помочь кукле? (Ее можно помыть, одежду постирать и найти ее хозяина)

- Совершенно верно, сначала мы куклу помоем, приведем в порядок ее одежду. (Воспитатель приносит таз с водой, мыло, полотенце)

- Ребятки, потрогайте воду в тазу, какая она? (Теплая, прозрачная, чистая)

- А посмотрите на мыло, какое оно? (розовое, ароматное)

- А полотенце? (сухое, мягкое, красивое)

         Дети совместно с воспитателем моет куклу в тазу и приговаривает: «Водичка, водичка, умой мое личико». С утрированием звуков [ч], [д].

         - Скажите, ребята, какие звуки вы услышали в потешке громче всех? (Ответы детей)

- А теперь какая стала кукла? (чистая, красивая, опрятная, причесанная)

- А что мы будем делать с грязной одеждой куклы (Постираем мылом, высушим)

- Пока одежда будет сохнуть, мы куклу завернем в полотенце, пусть погреется.

- Ребята, какие у вас  трудолюбивые ручки. Они сегодня сделали много очень важных дел. Покажите пальчики, как они трудились.

2.Пальчиковая гимнастика

«Умывание»

(массаж пальцев)

Знаем, знаем - да - да - да,

Где ты прячешься, вода!

(поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей!

Будет умываться веселей!

(энергично растирают ладони и кисти рук).

Итог занятия:

         - Кукла очень рада, что ее нашли вы, такие хорошие ребята.

         - Но может быть, у куклы есть настоящая хозяйка и она, наверно, переживает, что потеряла ее.

         - Как нам помочь кукле (ответы детей)

Если дети не догадаются, то можно предложить написать объявление о найденной  кукле. А если хозяйка куклы не найдется? (оставим жить у себя в группе)

Встреча 10. «Игровые умения»

«День рождение куклы Кати»

Цель: учить правилам поведения в гостях, умению поздравлять друг друга в праздник.

Материал: игрушки, сервированный праздничный стол с детской посудой, подарки, гости – куклы.

Ход занятия:

Выбранный ребенок -  именинник. Ребенок с помощью воспитателя готовится к приему гостей, сервирует стол.  Остальные дети берут подарки (заранее приготовленные). Именинник  встречает гостей, приветствует всех, принимает подарки и приглашает гостей сесть за праздничный стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми рассажены игрушки. Гости «пьют » чай, «пробуют» угощенье.

Затем воспитатель помогает детям придумать пожелание для именинника и рассказывает о правилах поведения за столом:

- без приглашения не входить в помещение и обязательно поздороваться;

- дарить подарки с пожеланиями;

- приступать к еде после приглашения отведать угощение;

- за столом не шуметь, брать пищу столовыми приборами и пользоваться салфеткой;

- после еды благодарить именинника за угощение;

- перед уходом попрощаться.

В роли именинника должен побывать каждый ребенок. Воспитатель во время игры напоминает о правилах поведения в разных ситуациях. Эта игра эмоциональная и очень привлекает дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

Консультация для педагогов «Развитие сязной речи дошкольника»

Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость в школе: школьнику предстоит отвечать у доски, писать изложения, сочинения и т.д....

Консультация для педагогов"Развитие связной речи дошкольников"

В условиях реализации ФГОС произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.Работая над развитием связной речи в рамк...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

laquo;Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Консультация для педагогов «Развитие литературной речи и художественного восприятия дошкольников»

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые  мало внимания уделяют развитию речи детей. В результате речь старших дошкольн...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"

Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...

Консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...