Статья: «История игрушки и ее этносоциальный и педагогический аспект».
статья на тему

Халевинская Евгения Дмитриевна

Автор статьи: Халевинская Евгения Дмитриевна

Воспитатели ГБДОУ д/с № 2 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга, 1К.К

 

Тема статьи:

«История игрушки и ее этносоциальный и педагогический аспект».

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Изучением игрушки и влияния ее на ребенка, занимались многие искусствоведы, педагоги и психологи (Е.А. Аркин, Д.Б.Эльконин, Менджерицкая Д. В.,).

Что же такое игрушка, и какова ее история?

Исследователь этимологии русского языка М. Фасмер утверждает, что игра – производное от праславянского jьgra, jьgrati – «капризничать, шалить». Словари древнерусского и церковнославянского языков фиксируют первое употребление слова «игрушка» в 1391 году. Тогда когда значение слова связывалось с действием. Впоследствии произошел процесс переосмысления значения в сторону большей предметности. В дальнейшем игрушка стала объектом, с помощью которого человек создавал себе «вторую реальность»; играя с ней, он удваивал свою жизнь, эмоционально, эстетически, познавательно ее осваивая, развивая свои творческие способности и приобщаясь к национальной культуре. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяющая детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка является естественным и органичным элементом человеческой культуры, участвующим в создании, воспроизведении, освоении и опредмечивании социального опыта предшествующих эпох и поколений. Ее содержание и формы осуществления социально обусловлены и зависят от типа культуры, так как их изменения в процессе человеческой эволюции не меняют их родовой сущности. Игрушка необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности, в силу завязываемых ею духовных и социальных связей [нидерландского историка и культуролога Хѐйзинга. Й. Homo ludens(человек играет). В тени завтрашнего дня.]. С ее помощью передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство, так как игрушка является культурным феноменом, посредством которого формируется система ценностей. Она – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и определяет различение добра и зла.

Игрушка рассматривается в психолого-педагогической литературе как универсальное средство воспитания. Под средством понимается способность вещи или явления служить той или иной цели, способствовать, быть причиной планируемого результата (Н. Н. Трубников и др.). Средство, таким образом, оказывается тесно связанным с целью и результатом и выступает важным звеном в диалектической цепочке: цель – средство – результат. Отталкиваясь от этого определения, под педагогическим средством можно понимать способность вещи или явления служить такой цели, как развитие личности. В этом плане особо важными средствами выступают специально созданные человеком предметы, духовное содержание которых способствует развитию личности ребенка. Специфика игрушки как средства развития личности состоит в том, что ее духовное содержание не является явным, его нужно вычленить, раскрыть, и только всесторонние действия с игрушкой дают возможность распредметить это содержание и воспринять его. Этот процесс происходит в игровом действии, предполагающем принятие играющим на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья " История игрушки"108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга

Статья

Автор статьи: Халевинская Евгения Дмитриевна

Воспитатели ГБДОУ д/с № 2 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга, 1К.К

Тема статьи:

«История игрушки и ее этносоциальный и педагогический аспект».

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Изучением игрушки и влияния ее на ребенка, занимались многие искусствоведы, педагоги и психологи (Е.А. Аркин, Д.Б.Эльконин, Менджерицкая Д. В.,).

Что же такое игрушка, и какова ее история?

Исследователь этимологии русского языка М. Фасмер утверждает, что игра – производное от праславянского jьgra, jьgrati – «капризничать, шалить». Словари древнерусского и церковнославянского языков фиксируют первое употребление слова «игрушка» в 1391 году. Тогда когда значение слова связывалось с действием. Впоследствии произошел процесс переосмысления значения в сторону большей предметности. В дальнейшем игрушка стала объектом, с помощью которого человек создавал себе «вторую реальность»; играя с ней, он удваивал свою жизнь, эмоционально, эстетически, познавательно ее осваивая, развивая свои творческие способности и приобщаясь к национальной культуре. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла - обобщенный образ человека, позволяющая детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка является естественным и органичным элементом человеческой культуры, участвующим в создании, воспроизведении, освоении и опредмечивании социального опыта предшествующих эпох и поколений. Ее содержание и формы осуществления социально обусловлены и зависят от типа культуры, так как их изменения в процессе человеческой эволюции не меняют их родовой сущности. Игрушка необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности, в силу завязываемых ею духовных и социальных связей [нидерландского историка и культуролога Хѐйзинга. Й. Homo ludens(человек играет). В тени завтрашнего дня.]. С ее помощью передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство, так как игрушка является культурным феноменом, посредством которого формируется система ценностей. Она – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и определяет различение добра и зла.

Игрушка рассматривается в психолого-педагогической литературе как универсальное средство воспитания. Под средством понимается способность вещи или явления служить той или иной цели, способствовать, быть причиной планируемого результата (Н. Н. Трубников и др.). Средство, таким образом, оказывается тесно связанным с целью и результатом и выступает важным звеном в диалектической цепочке: цель – средство – результат. Отталкиваясь от этого определения, под педагогическим средством можно понимать способность вещи или явления служить такой цели, как развитие личности. В этом плане особо важными средствами выступают специально созданные человеком предметы, духовное содержание которых способствует развитию личности ребенка. Специфика игрушки как средства развития личности состоит в том, что ее духовное содержание не является явным, его нужно вычленить, раскрыть, и только всесторонние действия с игрушкой дают возможность распредметить это содержание и воспринять его. Этот процесс происходит в игровом действии, предполагающем принятие играющим на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки.

История игрушки.

Появление первых игрушек объясняется тем, что ребенку были не по силам предметы труда для взрослых; поэтому ему стали делать маленькие орудия земледелия или охоты. Изобретены они были в глубокой древности. При раскопках детских захоронений археологами были найдены игрушки, которые были сделаны три тысячи лет тому назад. Многие из них представляли точную копию предметов труда взрослых. Это миниатюрные предметы охоты — луки, стрелы, топорики, — предметы быта, посуда. Позже появились фигурки людей и зверей.

Некоторые игрушки были созданы явно для забавы. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

У первобытных народов,  и у народов с древней, высокой культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку. По существу эти игрушки мало отличаются от современных; изменяется лишь форма, детали и техника изготовления.

В древнем Египте известны были игрушки, которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до наших времен. Теперь мы имеем возможность познакомиться с этими игрушками в разных европейских музеях.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка.

 В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещотки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик.

Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип многих народных игрушек. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. В этих игрушках главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины. Образ коня передавался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь игрушки из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, мы находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы кукла не убежала из гробницы.

Античные Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы-марионетки.

Известно было тогда уже и серсо, но не в виде деревянного обруча, а железного, с надетыми на него колечками для шума и звона; погоняли его либо одной прямой палочкой, либо двумя, изогнутыми, с шариком на конце. Качели в форме скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики, чурки, бабки, кости, орехи - все это были излюбленные детские забавы, как и в наши дни.

В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюрнберга.

А Париж производил очень мало: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга. Этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург (он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками).

Парижские игрушечники мало заботились о создании дешевой игрушки, предпочитая делать из гипса украшения, лепные работы и только изредка – кукол. Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса, которые разбивались при малейшем падении.

В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими.

Аристократическая французская игрушка до начала XIX века сохраняет характер произведения художественно прикладного искусства. Она хороша, но не для детей, так как им разрешено любоваться ею через стекло. Дешевые городские игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли. В XIX веке образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек» для поддержки этой новой отрасли промышленности.

История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.

Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода.

Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки.

Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.

История педагогики (История образования и педагогической мысли) (Латышина Д.И.)

Народная игрушка - один из видов народного искусства - средство народной педагогики. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.

Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). В Новгороде (XII—XIII вв.) были найдены лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII—XIII вв. сохранились на территории Рязани и Твери. Это игрушечная посуда, глиняные свистульки.

Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной памяти.

Самыми первыми игрушками были погремушки трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской затем, когда ребенок начинал ходить для освоения движения - каталка на палочке, потом — на веревочке( конь на колесах ). Так игрушка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно. Игровой набор крестьянских детей был небогат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы — мячи, луки — тренировали в ребенке меткость и ловкость; волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки.

В далеком прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях обучали крестьянских детей труду. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд.

Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она требовала от ребенка живого участия. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее — творчества.

Самодельные игрушки.

Их делали родители своим детям, старшие сестры и братья, сами дети с пяти-шести лет для себя. Из любого материала могли смастерить хорошую игрушку. Использовали мох, шишки, бересту, прутья, лыко, мочало, кусочки материи, бусинки, черепки, камешки. Рано овладевали деревенские ребята инструментом (топором и ножом), быстро перенимали приемы работы с разными материалами. Порой детские самоделки были настолько совершенны, что их невозможно было отличить от изделий старших. При этом ребенок познавал, открывал, импровизировал, учился работать, сближался с природой. С этого начинался и его художественный опыт. В результате такого детского творчества происходило развитие наблюдательности, внимания — тех качеств, которые пригодятся ребенку и будут большими помощниками в его дальнейшей жизни, передавалось по наследству мастерство, а с ним и традиции нравственной культуры.   Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки и стрелы, из древесной коры делали кораблики и лодочки. В ход шли цветы, листья, плоды растений, из них свертывали куклы для «мелюзги», делали кукольную посуду, из волокон крапивы пряли нитки на кукольное приданое, стебли трав и кустарников срезали на дудки, брызгалки, свистушки. Одни поделки появлялись и тут же исчезали, другие жили долго.
   Поделки были и более сложными. И главным для ребенка был не конечный результат, а сам процесс самостоятельного труда.

На каждое время года приходились свои особые забавы с игрушками. По весне, когда строили запруды, ставили мельницы. В марте закликали весну. Для этого детям выпекали из теста куликов и жаворонков. А дети мастерили птиц из тряпок и лепили их из глины. Летом дети низали бусы из красной рябины. На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка: мячи, луки, волчки и др.

Вот некоторые самодельные игрушки.

1.  Погремушки, побрякушки и тарахтушки. Обычай давать грудным детям эти игрушки существовал с давних пор. В России они делались из разного материала и были разнообразными по форме. Их мастерили в виде небольшого шарика, полого внутри, величиной с небольшое яблоко (а иногда в форме бубенчика или восьмиугольника) и укрепляли на деревянной ножке, а внутрь клали горох или мелкие камешки. Эти игрушки успокаивали ребенка при плаче, служили забавой для совсем маленьких детей.
2.
 Фурчалки. Для устройства фурчалки брали тоненький кружок или продолговатую пластинку из дерева или кости с закругленными концами. Посредине такой пластинки проделывали две дырочки, в которые продевали две нитки, соединяя их на концах. После, этого закручивали нитки и на- чинали.,быстро дергать их обеими руками, то натягивая, то ослабляя. От этих движений происходило быстрое вращение пластинки и образовывался особый шум фурчания, откуда и название самой игрушки.
3.
 Волчок (кубарь). Чаще делались выточенные из какого-нибудь крепкого дерева в виде вазы, небольшого шара, в середине пустого, с боковым отверстием и на ножке. Делалось толстое вставное дно, которое было тяжелее основной массы и не позволяло кубарю падать на бок во время вращения. При волчке была палочка, называемая ручкой или веретенцем. Перед игрою ножка волчка оборачивалась шнуром, который пропускался сквозь ручки. Когда за шнурок дергали, волчок начинал вращаться, производя звук, напоминающий завывание волков, отчего и произошло название игрушки.
4.
 Плясуны (механическая, или самодействующая, игрушка). Из дерева вырезались два человечка, у которых руки и ноги слабо привязывались нитками. В шее человечка проходило отверстие, через него плясуны нанизывались на черный конский волос, который поддерживался в горизонтальном положении. Он то натягивался, то ослаблялся, отчего плясуны приходили в движение, то подпрыгивая, то подбрасывая руки и ноги.
5. Бубен — круг, согнутый из обруча или лубка. Окружность круга увешивалась маленькими колокольчиками или бубенчиками, а середина его обшивалась натянутым и высушенным пузырем. При сотрясении бубна или ударе по натянутому пузырю получались бряцающие звуки.
6.
Дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Дети очень охотно и подолгу дабили заниматься с такими музыкальными инструментами. Все эти названия, по существу, составляли наименование почти одного и того же предмета. Наипростейшая дудка делалась из какого-либо растения, полого внутри. В стебле вырезали клапан или язычок, под который подкладывали конский волос, чтобы клапан был немного приподнят.
Если закрытый конец приложить к губам и дуть, то получался звук дудения. Чтобы тоны были разнообразными, делалось несколько отверстий, которые во время игры открывались и закрывались пальцами. Игроки сначала свистели робко, а потом начинали дуть сильнее и легче, перебирая пальцами на дудке. При хорошем слухе и терпении многие могли наигрывать правильные и разнообразные мелодии.

7. Кукла - это была наиболее распространенная игрушка. До семи-восьми лет все дети вместе играли в куклы. Но как только мальчик начинал носить порты, а девочка — юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Куклы делали из тряпок(в середине XX века почти в каждой семье были тряпичные куклы только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти), дерева, лепили из глины, вертели из соломы. Куклой могло стать и березовое полено, завернутое в старую тряпку, и туго свернутый головной платок, и щепочка. Роль забавной развлекательной потешки выполняли соломенные стригунки, их делали везде, где растили хлеб. Ловко скручивали из пучка золотистой соломы, заплетали косицей руки. На забаву детям кукла плясала, прыгала, когда ставили ее на поднос и трясли его.

Куклы из ткани шили матери, бабушки и обучали этому искусству девочек. Лет с пяти такую потешку могла делать любая девочка. Как только девочка начинала вертеть или шить, она обшивала свою куклу нарядами из лоскутков, ненужных тряпочек.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялочкой девочки-подростки брали повозочку с куклами.

Отношение у крестьян к игрушке было бережным. Их не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, лубяных коробах, в ларчиках. Они так и переходили в семье от одного ребенка к другому. Тряпичные куклы девочки брали с собою на жатву, ходили с ними в гости. А потом их клали им в приданое. В куклы дозволялось играть даже «молодухе», пришедшей после свадьбы в дом жениха. «Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для ее детей», — вспоминала крестьянка Ярославской губернии1.Не перечесть всех игрушек-самоделок. Многие дети без конца мастерили из всего,- что им попадалось под руку, какую-нибудь игрушку. Исключительное значение самодельных игрушек состоит в том, что они не давали угаснуть духовным силам ребенка, способствовали созиданию творческой личности.

Игрушек у детей было немного. Ограничение детей небольшим числом игрушек объясняется практическими и воспитательными целями. Малое количество игрушек должно было стимулировать детскую фантазию, стремление к изготовлению их самими детьми. Здесь же сказывались и народные представления о порядке, и умение обходиться малым числом вещей.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых.

И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.
Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле № женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности. Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосоновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получаалсь будто скульптурка из твердого материала. Какие же архаичные представления аккумулировалсиь в туловище тряпичной куклы? При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства. являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти. Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского – такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт.

На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата. через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” – пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”. При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

(Из книги Г. и М. Дайн. Русская тряпичная кукла.)

Игрушечный промысел.

Развитие игрушечного производства в специальных кустарных промысловых центрах началось в XVI в. своеобразной отраслью народного творчества. Приемы их изготовления совершенствовались на протяжении веков вместе с ростом народной культуры. При этом всегда сохранялись и развивались особенности местных художественных традиций, которые и составили прочные основы национального производства игрушек.
Наиболее крупным из них считался
Троице-Сергиев посад (недалеко от Москвы). Игрушки здесь начали изготавливать еще в XVI в. Преобладали фигурки барынь, гусар, модниц, франтов, мужиков, монахов, комплекты животных, птиц. В большом количестве вырезались ярко раскрашенные кони в упряжках — «тройки», «пары».  Благодаря дешевизне и массовости выпуска эти игрушки пользовались огромным спросом среди всех слоев населения, были подлинно народными, проникали в самые отдаленные уголки России.
В Вятской губернии кустари-крестьяне, вырабатывая хозяйственные изделия — сита, плетеные корзины, грабли, — делали их и в уменьшенном виде специально для детей как игрушки. Щепные и плетеные вятские игрушки отличались разнообразием, строгостью и четкостью форм, добротностью и тщательностью изготовления.
Из глубокой языческой древности пришел в Вятку ритуальный обряд, посвященный празднику весны и божеству Яриле, с участием
свистулек. Со временем он превратился в традиционную праздничную ярмарку «свистунья» (свистопляска), на которой продавали расписные и раззолоченные игрушки. Несколько дней в мае продолжалась вятская «свистунья», и в ее шумном веселье главным был традиционный свист в глиняные свистульки.
Изготовление глиняных игрушек получило широкое распространение во многих районах России: в Московской, Тульской, Курской, Пензенской, Рязанской и других губерниях.
   Как в самодельной, так и в промысловой игрушке долго сохранялись традиционные темы и сюжеты. Образы
медведя, оленя, коня были особенно любимыми.
   В крестьянской игрушке долгое время сохранялись отголоски древних языческих представлений И
куклы, и другие игрушки имели особый смысл, кроме своей главной игровой роли. Так, погремушки и свистульки выполняли еще и обережную функцию — шумом и свистом отгоняли от ребенка злых духов

Игрушки для детей созданы тысячи лет назад. Они играли важную роль, являясь одной из частей определенной системы воспитания, цель которой – сохранение и продолжение традиций предков, овладение всеми видами народных искусств, обучение ведению домашнего хозяйства, подготовка к вхождению в социум и т. д. В игрушках отразилась хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей их отношение к окружающему миру в целом.

Со временем менялись жизнь и взгляды человека, изменялся и взгляд на игрушки. Сами же игрушки и их значение в жизни детей оказались постоянными.
   Игрушка была и оставалась одним, из тех веками проверенных средств, с помощью которых из поколения в поколение сохранялись и передавались представления о мире, человеке, животных.

В древних игрушках подкупает искренность, теплота и любовь, с которой эти вещи делались. Все это отсутствует в прекрасно выполненных фабричных игрушках.

Виды игрушек.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно, применять в разных играх.

1. Сюжетные игрушки имеют ещё одно название - образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребёнка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт. Кукла - источник разнообразных переживаний малыша. Особенно любимы ребёнком куклы, изображающие детей. В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Расширяется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

2. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрёшку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

3. Игрушки-забавы, «весёлые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешанные фигурки людей, животных. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

4. Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (баскетбол, хоккей, пинг-понг).

5. Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.

6. Театрализованные игрушки - это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

7. Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

8. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплексы деталей разных форм для сооружений построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепёжных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с различными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепёжными устройствами).

9. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки», и «книжки» и др. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробочки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...

Статья "Психолого-педагогические аспекты социально-нравственного воспитания в дошкольном возрасте"

Нравственное воспитание формирует в детях моральные качества, идейную убежденность, верность своему гражданскому долгу....

Васина Д. А. Статья "Психолого-педагогические аспекты тематических праздников с участием детей, родителей и педагогов ДОУ"

Праздик-всегда яркое событие в жизни ребёнка, которое дарит ему положительные эмоции. Праздники играют особую роль в современном мире и мире детства. Праздник создаёт уникальные возможности для развит...

Статья о психолого-педагогических аспектах развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

Исследования педагогов и психологов Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского и др. показали, что основы развития личности человека складывается в детстве. В этот период происходит бурное развитие всех психически...

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Научная статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" опубликована в сборнике статей "Экологическая безопасность, здоровье и обра...

История игрушки и ее этносоциальный и педагогический аспект.

Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом, несу...