Статья «Творческое развитие дошкольников средствами театрального искусства»
статья на тему

Назарова Инна Ивановна

Общепризнано, что ни  один вид  искусства не оказывает на ребёнка такого всеобъемлющего, глубокого впечатления, не влияет так на формирование эмоциональной сферы его личности, как музыка. А когда она ещё соединена с пластикой, когда сливается с поэтическим словом, игрой, танцем, то есть когда мы обращаемся к театральному  искусству, то, несомненно, возможности, как для гармоничного развития ребёнка, так и для развития творческих способностей, в частности, значительно расширяются.

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей средствами театрального искусства очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvorcheskoe_razvitie.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 70   Московского  района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

«Творческое развитие дошкольников средствами театрального искусства»

Составила:  музыкальный  руководитель

Назарова Инна Ивановна

Санкт-Петербург
2018г

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………….5

        

Заключение……………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем. Известно, что главное условие прогрессивного  развития  общества-человек, способный к творческому созиданию. Взрослый выступает не только в роли единственного источника знаний, сколько в роли «направляющего», задача которого – дать ребёнку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью - свободной, разносторонне развитой, мыслящей способной адаптироваться к любым жизненным  обстоятельствам, не пасующей перед трудностями, т. е. творческой личностью.

По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выготский, Н. А. Ветлугина) Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество рассматривается как один из методов освоения учебного материала (Б.В. Астафьев, А.А. Никитин).

Общепризнано, что ни  один вид  искусства не оказывает на ребёнка такого всеобъемлющего, глубокого впечатления, не влияет так на формирование эмоциональной сферы его личности, как музыка. А когда она ещё соединена с пластикой, когда сливается с поэтическим словом, игрой, танцем, то есть когда мы обращаемся к театральному  искусству, то, несомненно, возможности, как для гармоничного развития ребёнка, так и для развития творческих способностей, в частности, значительно расширяются.

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей средствами театрального искусства очевидна.

Очень интересна авторская программа «Театр творчество дети», разработанная Н.Ф. Сорокиной, музыкальным руководителем и Л. Г.Миланович.

В ней впервые систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого - педагогическими особенностями детей. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.

 Поддерживаем точку зрения авторов данной программы, суть которой в том, что театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребёнка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого перевоплощения и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психологические функции.

Основные цели, которых мы стараемся достичь в своём педагогическом коллективе это:

  1. Приобщение к миру искусства.
  2. Развитие способности художественного видения мира.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения  образа, умения находить нужную логику действия роли, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях

       4) Развитие художественно – творческих способностей.

Обучение детей на музыкальных занятиях повышает общий уровень эстетического развития и формирует их художественные интересы. Однако традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы  развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности.

Знакомить детей с различными видами театра начинаем с первой младшей группы. Малыши смотрят кукольные спектакли, музыкально – театрализованные представления по знакомым сказкам, которые показывают воспитатели и дети старшего возраста. Встреча с театром помогает малышам расслабиться, снять напряжение, воспитывает доброту, создаёт радостную атмосферу.

Во второй младшей группе работаем над решением следующих задач:

  1. Пробуждение интереса к театрально – игровой  деятельности, создание необходимых условий для её проведения.
  2. Обучение детей технике управления куклами настольного театра, формирования умения  концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  3. Развитие речи детей с помощью кукольного театра:

Обогащение словаря (дети должны уметь называть предметы театрально – игрового оборудования, действия с ними), формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.

  1. Обучение детей выразительным движениям, адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить своё.
  2. Поощрение желания участвовать в импровизациях: диалоги действующих лиц  в хорошо знакомых сказках, песенные танцевальные импровизации на шумовых музыкальных инструментах. Развивать: память, внимание, мышление детей.

Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада, детьми из других групп.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Во второй младшей группе обучаем простейшим приёмам кукловождения настольных кукол. Для этого используем игрушки – резиновые, мягкие, конусные. Даём поиграть  с куклой,  подержать  её в руке, хорошенько  рассмотреть, попытаться  «оживить», определить, какой у неё характер, голос, походка. Предлагаем придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребёнок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Так как речь детей второй младшей группы ещё не развита, внимание рассеяно, очень важна роль взрослого. Необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу. Ребёнок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

В конце года знакомим детей с приёмами вождения кукол Би-ба-бо. Используем несложные упражнения, цель которых – научить ребёнка сосредотачивать своё внимание на выполнениях куклой чёткого, ритмического действия. Упражнения проводим под музыку. Большую радость приносят детям постановки кукольных спектаклей в исполнении старших детей и взрослых. Через это творчество они познают окружающий мир. Познав через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся  по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Дети  младшего возраста не только зрители, но и участники кукольного театра. Так с помощью ведущего помогают спасать птичку, прогоняя кошку; зовут на помощь  собачку, когда лиса догоняет зайца. Малыши  отвечают на вопросы ведущего, хлопают в ладоши, пляшут вместе с куклами.  Таким образом, малыши принимают активное участие в создании кукольного спектакля. Это способствует развитию воображения, первоначальных творческих проявлений. Для развития фантазии, памяти, воображения разыгрываем небольшие этюды. Этюд – это маленькая пьеска, и маленький спектакль. Это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Используем этюды М. Чистяковой на развитие памяти, выразительности жеста, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера предложенные ею в книге «Психогимнастика», а также этюды  М. Чехова на развитие внимания, веры, наивности, фантазии, изложенные им в книге «Литературное  наследие». С помощью мимики, движения учим передавать  игровой образ – зайца знакомого и любимого  всеми. Предлагаем детям  представить зайца весёлого, грустного, обиженного, голодного, трусливого.  Выразительному исполнению игровых образов  способствует использование масок – шапочек с разным выражением настроения.

Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Дети второй младшей группы разыгрывают хорошо им знакомые сказки: «Колобок», «Рукавичка», « Волк и семеро козлят». Стараемся не заучивать текст с детьми, предлагаем им самим придумать диалоги.

Стремление ребёнка к сочинительству является потребностью души. Выдающийся советский психолог  Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют пример самого подлинного, самого  настоящего творчества» Игра и драматизация в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Для детей старшего дошкольного возраста драматизация даёт  возможность проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается ценность детской театральной постановки.

Большое  внимание уделяем работе над этюдами с детьми старшего дошкольного возраста. Для этого используем  этюды  М. Чистяковой (Чистякова М. Психогимнастика. –  М. 1990 г).

Кроме мимических этюдов, используем двигательные этюды. В этих этюдах детям нужно показать, как пляшут звери. Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжесть и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и так далее.

При этом на каждый образ подбираем народную плясовую мелодию соответствующего характера. Учим детей не только образному перевоплощению, но и поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» плясовых движений. Методика работы с этюдами состоит в следующем. Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют « о ком рассказывает музыка»: называют персонаж его действия и движения.  Затем пробуют воплотить в движении то, что «услышали в музыке». Используем образные рассказы о том, или ином персонаже.

Групповые исполнения этюда чередуются с индивидуальными попытками, которые  предлагаем особо выразительным детям или тем, кто придумал интересное движение, или просто желающим. Отмечаем удачные находки детей, даже самые незначительные, и тактично корректируем ошибки.

Кроме мимических и двигательных игр, этюдов, используем речевые этюды. Методы здесь разнообразны. Скороговорки, потешки и отдельные слова дети произносят с различными интонациями. Например:  «Шла  муха по стене, несла лапти на спине» Эту скороговорку можно произнести грустно, радостно, удивлённо, вопросительно. Можно спросить, выделяя разные слова во фразе: «Шла муха по стене?», «Шла муха по стене», «Шла муха по стене». Для этого надо повысить голос на выделяемое слово. Интересна для ребят игра с язычком. Мы придумываем сказку о нашем язычке, по ходу этой сказки он совершает различные движения. Подобные игры укрепляют речевой аппарат, помогают работать над звукопроизношением.

Развитию театральной деятельности способствуют рисунки детей. После спектакля или праздничного утренник  предлагаем детям нарисовать героев спектакля, которые понравились или не понравились. В результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ (хороший – плохой), но и способы его театрального воплощения.

Детей старшей группы последовательно знакомим с историей возникновения театра (драматического, балетного, оперного, кукольного.)

Формируем представление:

- о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания);

-о специфике актерского искусства;

- о различных театральных  профессиях  (гримёр, костюмер, танцор, декоратор, режиссёр,  художник);

-об особенностях подготовительной работы к спектаклю;

- о правилах поведения в театре.

На занятиях предлагаем детям обсудить такие вопросы: Что делают в театре зрители? Кто распределяет роли между артистами? Кто шьёт для артистов костюмы? Кто рисует  декорации?  Как надо себя вести в театре? так далее. Разыгрываем этюды под названием «Театр». Эти этюды помогают не только развитию творческих способностей детей, но и формируют знания о театре.

В процессе беседы знакомим детей с классической музыкой. Дети слушают музыку П. И. Чайковского, знакомятся с его творческим наследием. Это балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро».  Знакомлю детей старшей группы с оперным наследием Римского - Корсакова «Снегурочка», М. И. Глинка «Руслан и Людмила». Именно с этих произведений  начинается путь малышей в прекрасный мир музыки.

Работу над спектаклем делим на три взаимообусловленных этапа: подготовительный, репетиционный, исполнительский.

В подготовительный этап  включаем следующие задачи: формирование интереса к музыкальному искусству; развитию эмоциональной отзывчивости детей. Стараемся, чтобы каждый ребёнок заинтересовался сказкой, выразил желание играть ту или иную роль.

Заранее придумываем, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. После прочтения сказки предлагаем прослушать её в аудиозаписи и посмотреть в видеозаписи. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей. Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания.

Следующий, репетиционный этап включает организацию музыкальной деятельности участников постановки. Репетиции проводим в форме этюдов с небольшими группами, а иногда, если требуется, то и индивидуально с солистами – исполнителями главных ролей. Это позволяет решать ряд  учебно – воспитательных задач: развитию музыкальных способностей, совершенствования исполнительских навыков, расширения музыкального кругозора, развитию творческих задатков детей, формирования их общей культуры.

Большое внимание уделяем развитию певческих навыков и умений. После первоначального ознакомления детей с песней, переходим к её разучиванию, проводится основная работа по развитию творческих навыков. Работая над звукообразованием, учим детей петь естественно – легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность достигается за счёт протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. Для овладения навыков лёгкого, подвижного пения используем игровой приём (пение на дудочке: ду – ду – ду; звенят колокольчики: динь – динь- динь). Таким образом, у детей развивается умение произвольно менять характер звучания.

Обучая детей дикции, прежде всего, привлекаем внимание детей к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными интонациями. Обращаем внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Здесь используем простой приём – произношение шёпотом или голосом  текста в ритме этой песне.

Немаловажную роль в подготовке спектакля имеет совершенствование музыкально – ритмических навыков у детей. В этой работе применяем следующие методы: наглядно – слуховой (выразительное исполнение музыки), наглядно – зрительный, двигательный (показ плясок, игр, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ о новом танце), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Целенаправленная работа по ознакомлению детей с театром и формированию знаний о нём способствуют умственному, эстетическому, и нравственному развитию детей.

  Особенно ярко прослеживается динамика проявления музыкально – творческой активности детей:

- растет уровень исполнительского творчества в танце; - более совершенны песни детей на заданный текст

- ярко проявляются артистические способности детей в процессе театральных игр.

Занятия с детьми и их участие в драматизациях помогают сформировать у детей умение:

- осознанно применять средства образной выразительности (интонацию, мимику, позу, жесты)

- перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа)

- вести ролевой диалог, соединять речь с движением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Форма музыкально-театрализованной деятельности детей предопределена социально – психологическими особенностями дошкольного возраста, обуславливающими интерес и потребности в игре. Нет нужды доказывать, что игра - одна из универсальных детских потребностей. Все остальные потребности в познании, приобретении необходимых навыков, общении и так далее – ребёнок приобретает через игру, играя, познаёт мир. Нельзя не вспомнить глубокое замечание А. С Макаренко, который говорил что «вся детская жизнь должна быть игрой, игра должна наполнять каждую минуту».

Дети, театр и мир музыки – почти родственники.  И детям и музыкальному театру свойственно стремление к фантазиям, и конечно к игре.

К.С. Станиславский не раз повторял: «Дети – лучшие актёры». Задачи театра не направлены на то, чтобы воспитать артистов - профессионалов. И кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту,  чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнью. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  2. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  8. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  9. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.  Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности,...