Дополнительная общеобразовательная программа
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Шаймарданова Айгуль Филарисовна

обучение шахмотной игре детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty.docx67.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 7 «Жар-птица»

 

                                           

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

Обучению шахматной игре детей 5-7 лет

«Юный шахматист»  

 

(срок освоения – 2 года) 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск

Содержание:

 

1.Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы
  2. Планируемые результаты освоения программы
  3. Тематическое планирование
  4. Материально-техническое обеспечение

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Заказчик программы

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица» 

 

Нормативноправовые основы разработки программы

  • Конвенция   ООН о правах ребенка;
  • Законом РФ «Об  образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

(ред. От 05.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с

19.05.2013);

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

  • Образовательная программа МБДОУ ДС №7                  «Жар-птица»;
  • В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы». Одобрена

и утверждена комитетом по спорту РФ (рецензенты: мастер спорта по шахматам Ю.М. Котков, тренер-общественник А.П. Шкуматова).  

 

Сроки реализации

 

 

2  года

 

Цели

 

 

  1. Обучить правилам игры в шахматы;
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил

шахматного кодекса;

  1. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.  

 

 

Задачи  

1.Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

2.Научить ориентироваться на шахматной доске.

3.Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

4.Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

5.Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

6.Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

7.Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.

8.Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

9.Сформировать умение записывать шахматную партию.

10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Ожидаемые

результаты

 

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  

К концу первого учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

К концу второго года обучения дети должны знать

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу второго года дети должны уметь:

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

                  

Объект  программы

 

 Воспитанники  старшего  и подготовительного дошкольного возраста

Разработчик программы

Шаймарданова Айгуль Филарисовна,         воспитатель          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления»

 

В.А.Сухомлинский

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Юный шахматист» по обучению детей старшего и подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы разработана на  основе  программы  В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы». Одобрена и утверждена комитетом по спорту РФ (рецензенты: мастер спорта по шахматам Ю.М. Котков, тренеробщественник А.П. Шкуматова). Настоящая программа разработана для работы с начинающими шахматистами дошкольного возраста, не обладающими начальными навыками шахматной игры. 

Программа кружка «Юный шахматист» рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся по подгруппам с детьми старшей и подготовительной группой, 1 раз в неделю продолжительностью 30 мин.

Каждая подгруппа  включает до 12 детей.

На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. 

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.  

Программа направлена на развитие творческих способностей каждого юного шахматиста, совершенствование его шахматных умений при изучении теории шахматной игры.

 

Цели  программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи программы:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

 

Планируемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  

К концу первого учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу второго года дети должны уметь:

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме игровых соревнований в дошкольном учреждении, участие в городских конкурсах.

 

 

 


Перспективный план шахматного кружка для детей старшего дошкольного возраста

(с 5 до 6 лет)

  Сентябрь

неделя            1

Цель:

  1. Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
  2. Пробудить интерес к шахматной игре.

Неделя  2 Цель:

  1. Познакомить детей с шахматной доской.
  2. Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.
  3. Развивать интерес к занятиям шахматами.

Неделя  3 Цель:

  1. Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая клеточка слева была белая.
  2. Учить штриховать косыми линиями черные поля.
  3. Развивать мелкую моторику руки.

Неделя  4 Цель:

  1. Сравнить косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8-ми полей, у косых – от 2-х до 8-и полей.
  2. Развивать внимание.

Октябрь

Неделя  1 Цель:

  1. Познакомить детей с горизонтальными линиями и их обозначением.
  2. Закрепить цифры от 1 до 8.
  3. Развивать память, речь.

Неделя  2 Цель:

  1. Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением.
  2. Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а), В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н (аш).

Неделя                  3

Цель:

  1. Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.
  2. Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов.
  3. Закрепить их обозначение.

Неделя                       4

«Шахматная эстафета»

Цель:

  1. Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».
  2. Развивать внимание, память.

ноябрь

неделя   1 Цель:

  1. Познакомить детей с пешкой – она не является фигурой.
  2. Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали, а черные – на 7-ой.
  3. Прививать интерес к шахматам.

Неделя   2 Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их.
  2. Игра «Кто в домике живет» (см. приложение № 1).
  3. Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед).
  4. Воспитывать терпеливость.

Неделя          3

«Пешечная эстафета»

Цель:

  1. Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.
  2. Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонтали (белые) или 1-ой (черные пехотинцы)).
  3. Развивать мышление, внимание.


Неделя                  4

Цель:

  1. Объяснить детям, как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали), куда она ставится.
  2. Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника».
  3. Воспитывать самостоятельность.

Декабрь

Неделя                    1

Цель:

  1. Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали...
  2. Воспитывать усидчивость, терпеливость.

Неделя              2

Развлечение «В стране шахматных чудес» (см. приложение № 2).

           Неделя                 3

Цель:

  1. Объяснить детям правила для играющих в шахматы: «Тронул – ходи», «Ход сделан, обратно не вернешь» и т.д.
  2. Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом.
  3. Развивать мелкую моторику руки.

       Неделя              4

Цель:

  1. Развивать логическое мышление на основе конкретного.
  2. Изучить пешки, выполнить посильные задания и практические упражнения, (см. В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 – стр. 41-42).

Январь

    Неделя                1

Цель:

  1. Провести игры для развития наблюдательности и шахматной памяти: «Что изменилось?» и «Чего не стало?».
  2. Развивать внимание, память (см. приложение № 1).

                                                  Неделя                   2

«Праздник пешки» (2-е команды)

Цель:

  1. Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка.

За каждый ответ – фишка.

Победителю (или команде) – сладкий приз.

  1. Развивать находчивость, речь, сообразительность.

Неделя                     3

Цель:

  1. Познакомить детей с новой фигурой – ладьей.
  2. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».
  3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.

Неделя                    4

Цель:

  1. Учить ставить ладьи на первоначальное место:

Белые – Л al и Л h1? черные – Л а8 и Л h8.

  1. Объяснить и показать ход ладьи, взятие.
  2. Развивать логическое мышление.

Февраль

                                Неделя                  1

«Тайны шахматной доски»

Цель:

  1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о том, как ходят другие фигуры.
  2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление (см. приложение № 3)

Неделя                 2

(Практическое занятие)

Цель:

  1. Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных.
  2. Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек.
  3. Развитие изобретательности, логического мышления.

Неделя                   3

  1. Провести соревнование «пешки против ладьи».
  2. Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г. – стр. 48).
  3. Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.

          Неделя                  4

Цель:

1. Учить детей решать шахматные позиции (см. диаграмму 22а и 23а, В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г.

– стр. 41- 42).

2. Развивать память, внимание, мышление.

Март

                                          Неделя               1

«Загадки шахматной шкатулки».

Цель:

  1. Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры, чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
  2. Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника?
  3. Игра «Найди сходство и различие» (см. приложение № 1).
  4. Воспитание усидчивости.

             Неделя                   2

Цель:

  1. Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит, какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи?
  2. Заучивание стихотворения о ладье (см. Г.М. Зенков « Первый шах» стр. 24).
  3. Развивать память, речь.

           Неделя                  3

Цель:

  1. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.
  2. Чтение стихотворения о нем (см. Г.М. Зенков «Первый шах» стр. 28) 3. Развивать память, дисциплинированность у детей.

Неделя                     4

Цель:

  1. Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.
  2. Развивать способность самостоятельно принимать решения.

Апрель

Неделя              1

Цель:

  1. Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны.
  2. Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции.
  3. Закрепить порядковый и количественный счет.

Неделя                   2

Цель:

  1. Провести турнир на «лучшего игрока» (см. приложение № 4).
  2. Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр.
  3. Развивать сообразительность, находчивость.

Неделя               3

Цель:

  1. Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.
  2. Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность, внимание.

Неделя                  4

Цель:

  1. Объяснить детям, как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой?
  2. Игра «Шахматный мешочек» (см. приложение № 1).
  3. Развивать логическое мышление, память.

Май

Неделя                 1

Цель:

  1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры.
  2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю.
  3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.

Неделя                2

  1. Расширить знания детей о ферзе: куда нужно поставить его, чтобы он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.
  2. Игра «Что изменилось» (см. приложение №1).
  3. Развивать сообразительность, находчивость.

Неделя                   3

Турнир на «Чемпиона недели»

Цель:

  1. Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.
  2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыками решения простейших шахматных задач.

Ответь на вопросы из «Шахматной коробки».

  1. Назвать по-шахматному адрес дома, где «живет» ферзь.
  2. Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один ферзь?
  3. Как спастись от ферзя?
  4. Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами?
  5. Развивать умственные способности детей.

Неделя                 4

Развлечение «В Царстве шахмат»

Цель:

  1. Овладевать шахматной игрой.
  2. Отгадывать загадки о шахматных фигурах.
  3. Воспитывать любовь детей к шахматам, уверенность в своих силах (см. приложение № 5).

Перспективный план шахматного кружка для детей

подготовительной группы

(с 6 до 7 лет)

Сентябрь

Неделя            1

 Цель:

  1. Закрепить знания детей по шахматам, полученные в старшей группе (игра пешками, слонами, ладьей, ферзем).
  2. Поддерживать интерес к шахматной игре.

Неделя           2

 Цель:

  1. Познакомить ребят с главной фигурой – королем: стоит на клетке Е4, ходит на одну клетку во всех направлениях, каким значком обозначается на диаграммах.
  2. Развивать внимание, память.

Неделя           3

 Цель:

  1. Обойти королем шахматную доску с al, побывать на центральных клетках d4, d5, e4, e5 и вернуться обратно.
  2. Взятие. Короля не бьют, под бой ставить нельзя. Игра «Король против короля».
  3. Развивать логическое мышление.

Неделя           4

 Цель:

  1. Ответь на вопросы из «шахматного мешочка».

а) Почему король слабее ферзя, но главнее его?

б) Когда король опасен?

в) Почему в начале игры короля надо прятать подальше?

г) Полагается ли королю приз, если он, как и пешка, достигает 1-ой

горизонтали (черный) и 8-ой белый король.

  1. Развивать речь, память.

Октябрь

Неделя           1

 Цель:

  1. Познакомить детей с рокировкой – единственным ходом в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – королем и ладьей.
  2. Игра изученными фигурами из начального положения.
  3. Развитие комбинационного зрения.

Неделя           2

 Цель:

  1. Закрепить знания детей о короткой и длинной рокировке, показать на магнитной доске. Записать обозначение о-о – короткая и о-о-о длинная рокировка.
  2. Развивать усидчивость, внимание (см. приложение № 7).

Неделя           3

 Цель:

  1. Рассказать о 3-х правилах, когда нельзя делать рокировку.
  2. Развивать память, логическое мышление.

Неделя           4

 Цель:

  1. Познакомить ребят с самой ловкой и единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры – конем. Место коня в начальном положении.
  2. Рисование коня и штриховка.
  3. Развивать внимание, мелкую моторику руки.

Ноябрь

Неделя           1

 Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с легкой фигурой – конем, что его ход напоминает букву «Г». Взятие.
  2. Развивать мышление, интерес к шахматной игре.

Неделя           2

 Цель:

  1. Закрепить материал: конь, двигающийся с белого поля, всегда попадает на черное и наоборот. Игра на уничтожение (конь против коня, два коня против двух).
  2. Воспитывать усидчивость, терпение.

Неделя           3

 Цель:

  1. Игра. Конь против ферзя, ладьи, слона, пешек.
  2. Развитие памяти, внимание, логического мышления.

Неделя           4

 Цель:

  1. Показать позицию, в которой конь ставит «Вилку».
  2. Придумать такую шахматную позицию, в которой конь ставит «Вилку».
  3. Развивать сообразительность.

Декабрь

Неделя           1

 Цель:

  1. Ответь на вопросы из «Шахматной шкатулки»:

а) между какими фигурами на доске стоит конь?

б) чем конь отличается от всех фигур?

в) как конь уничтожает фигуры и пешки неприятеля?

г) почему конь называется легкой фигурой.

  1. Игра всеми фигурами.
  2. Воспитывать любознательность, активность, решать простейшие шахматные задачи.

Неделя           2

  1. Коллективная игра на магнитной доске.
  2. Закрепить весь пройденный материал.
  3. Отметить успехи ребят.
  4. Овладение элементарными основами шахматной игры.

Неделя           3

 Цель:

  1. Объяснить ребятам, что такое шах (нападение на короля).
  2. Какие защиты есть от шаха. Цель шахов.
  3. Дидактическая игра « Шах или не шах?».
  4. Развитие последовательности мышления.

Неделя            4

 Цель:

  1. Расставить на доске позицию:

Белые: Крс4, Фс3, Па7,СеЗ, Ке5, пешки с6, е6.

Черные: Kpd8, ФпЗ, Пп8, Cg8, пешки с5, d6.

Какими ходами ставят шах белые – черному королю, черные – белому королю. Назвать все ходы.

  1. Развивать логическое мышление.

Январь

Неделя           1

 Цель:

  1. Объяснить, что такое мат (Победа одного и поражение другого шахматиста).
  2. Показать матовые ситуации на магнитной доске.
  3. Развивать внимание, память.

Неделя           2

 Цель:

  1. Познакомить ребят с патовой ситуацией и ничьей.

а) ничья при равенстве сил.

б) ничья при трехкратном повторении ходов.

в) ничья при позиции «Вечный шах».

г) ничья при недостаточном преимуществе.

д) пат – это особый вид ничьей.

  1. Игра «Дай шах».
  2. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Неделя           3

 Цель:

  1. Закрепить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
  2. Игра в парах.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

Неделя           4

 Цель:

  1. Познакомить ребят с началом партии – дебютом. Подготовительная стадия к борьбе.
  2. Развивать логическое мышление.

Февраль

Неделя           1

 Цель:

  1. Рассказать о 3-х главных правилах дебюта.

а) борьба за центр.

б) выводить в центр «легкие» фигуры.

в) рокировка.

  1. Развитие внимательности, памяти.

Неделя           2

 Цель:

  1. Шахматный турнир на личное первенство (см. приложение № 4).
  2. Развивать находчивость, сообразительность, умение общаться друг с другом.

Неделя           3

 Цель:

  1. Показать, как поставить мат ферзем.
  2. Игра в парах.
  3. Развивать у ребят комбинационное чутье.

Неделя           4

 Цель:

  1. Линейный мат или мат двумя ладьями.
  2. Игра на магнитной доске: группа мальчиков против группы девочек.

Март

Неделя           1

 Цель:

1. Развлечение «В гостях у шахматного короля» (см. приложение № 6).

Неделя           2

Цель:

  1. Как поставить мат двумя слонами.
  2. Игра парами.
  3. Развивать комбинационное зрение, предвидеть результат.

Неделя           3

 Цель:

  1. Познакомить с правилами «Взятие на проходе» (Если пешка с начальной позиции делает ход сразу на 2-е клетки, но при этом перескакивает через клетку, бьющуюся чужой пешкой, то эта чужая пешка имеет право взять движущуюся вперед пешку так, как будто она пошла только на одну клетку).
  2. Развивать логическое мышление, планировать свою деятельность.

Неделя           4

 Цель:

  1. Закрепить полученные знания.
  2. Игра на магнитной доске (2-е команды).
  3. Воспитание выдержки, собранности, внимания.

Апрель

Неделя           1

 Цель:

  1. Объяснить ребятам правило квадрата.
  2. Учить считать шахматные варианты.
  3. Тренироваться в позиции: белые Кр h1, пешка b2, черные: Кр h8.

Сумеет ли пешка сама пройти в ферзи, если ход белых, если ход черных?

  1. Развивать логическое мышление, память.

Неделя            2

 Цель:

  1. Познакомить с правилом «ключевых полей».
  2. Определять поля превращения, ближайшие ключевые поля для пешек.
  3. Воспитывать сосредоточенность, интерес к шахматной игре.

Неделя           3

 Цель:

  1. Шахматный турнир с бывшими воспитанниками, посещающими Областную специализированную детско-юношескую школу Олимпийского резерва.
  2. Наладить связь с юными шахматистами, воспитывать дружеские отношения, развивать способность к самодвижению.

Неделя           4

 Цель:

  1. Ответить на вопросы «шахматной коробочки»:

а) как правильно начинать игру? Как играть дебют?

б) какие ходы считать хорошими, а какие следует избегать?

в) чем отличаются ловушечьи ходы от обычных?

г) рассказать о мате «Легаля».

  1. Развивать речь детей, любовь к игре в шахматы.

Май

Неделя           1

 Цель:

  1. Тренировочная шахматная партия. Игра всеми фигурами.
  2. Овладение элементарными основами шахматной игры.
  3. Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Неделя           2

 Цель:

  1. Экскурсия в областной СДЮШОР по шахматам на Советском проспекте № 77, тренер Прокопьева Ольга Анатольевна.
  2. Развивать стремление детей к регулярным занятиям шахматами, после выпуска из дошкольного учреждения.

Неделя           3

 Цель:

  1. Заключительный шахматный турнир с родителями.
  2. Закрепить владение навыками решения простейших шахматных задач.

Неделя            4

 Цель:

  1. Проведение первенства Ленинского района среди дошкольных учреждений на приз «Белая ладья».
  2. Чествование победителей с вручением грамот и призов.

Материально- техническое обеспечение

1. Зенков, Г.М. Пешка Аська. [Текст] / Г.М. Зенков. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2002.

 2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

3. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 4. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В.Г. Гришин. – М.: «Просвещение»,2001.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...